Общество как система наиболее основательно рассматривается в структурном функционализме. Исходное понятие концепции – социальная система – подразумевает: 1) регулярно повторяющиеся явления и взаимоотношения между индивидуальными деятелями и коллективами, воспроизводимые во времени и в пространстве, 2) целостный социальный организм, состоящий из элементов, объединенных специфическими связями и выполняющих характерные для них функции. Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство. Преобладающей в современной науке точкой зрения, раскрывающей механизм функционирования общества, является концепция Т.Парсонса. По его мнению, главный элемент общества – это человек с его потребностями, устремлениями, знаниями, навыками и предпочтениями. В нем источник силы общества как системы, от него зависит, будет ли вообще оно существовать. Вот почему сложнейший комплекс механизмов функционирования общества ориентирован в первую очередь на контроль за человеком. Основой этого комплекса является социализация. В ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли и формируются как полноценные личности, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей. Чем более развито общество, тем сложнее в нем протекают процессы социализации. Ранее решающую роль в социализации новых поколений играла семья, теперь эта функция в значительной степени перешла к системе.
55. Общественно-экономическая формация — исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Цивилизация представляет собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме. Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.
|
|
56. Экономическое бытие общества. Понятие и структура материального произ-ва.
Экономическое бытие общества – это сфера производства материальных благ. В ее структуре следует различать две взаимосвязанные подсистемы: технологический и экономический способы производства. Технологический способ производства – это способ взаимосвязи людей с предметами и средствам своего труда и между собой в связи с технологическими особенностями производства. Важнейшим элементом технологического способа производства является техника. Экономический способ производства – это способ отношения людей к природе и друг к другу в связи с социальными особенностями производства, среди которых важнейшими являются отношения собственности на средства производства. Обе эти подсистемы находятся в единстве, образуя способ производства материальных благ в широком смысле слова, который в конечном итоге определяет цивилизационное и формационное развитие общества.(55 вопрос) Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, т.к. без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство ("производство сознания"), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, производство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) категория.
|
57. Общественное сознание и его структура.
Общественное сознание – это то содержание духовного бытия общества, которое прямо или косвенно отражает общественное бытие, т.е. материальные условия жизни людей и их материальные отношения. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью от общественного бытия и способностью активно влиять на него. Общественное сознание не сводится к сумме индивидуальных сознаний, а интегрирует их общезначимое содержание. В структуре общественного сознания следует различать уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются общественная психология (обыденное сознание) и общественная идеология (теоретическое сознание). Формами общественного сознания являются: экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, религиозное сознание.
58. Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.
Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. В наши дни она имеет разветвленную дисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнонаучные и гуманитарные науки. Современная наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества. Наука не единственный источник знаний, за пределами науки знания добываются в повседневной жизни, практической деятельности и искусстве. Противоположная мировоззренческая позиция, согласно которой наука есть наивысшая и достаточная для ориентации человека в мире ценность, называется сциентизмом. Особенностью науки, определяющей ее место в духовной жизни общества, является то, что она, используя теоретические и экспериментальные методы, способна достигать максимально обоснованного и доказательного знания. Основными функциями науки являются познавательная и практически-действенная функции.
59. Понятие социальной структуры общества. Исторические виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народность, нация.
Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются семья, род, племя, народность, нация. Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях. Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре. Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком. Каждая народность имеет свое собирательное название, внутри ее возникают элементы общей культуры. Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.