Основные тезисы программ по демографии




 

Проект программы Политической партии "Союз Правых Сил" Горизонт 2007-2017. Вернуть России будущее.

Демография и семья:

обеспечить и поддерживать оптимальный демографический баланс страны, основанный на росте эффективной рождаемости поколений, характеризующийся тем, сколько людей из числа рожденных выживают, социализируются, участвуют в экономической деятельности, становятся взрослыми и приходят на смену своим родителям;

построить четкую миграционную политику государства на принципах привлечения на рынок труда недостающих категорий трудоспособного населения из-за рубежа и определения четкого порядка получения ими прав на трудовую деятельность в России, а также гражданства России при условии их приобщения к русскому языку и российской культуре; контролируемая государством миграция необходима стране с убывающим населением; миграционные барьеры не должны строиться по этническому признаку;

упростить получение гражданства для граждан стран СНГ, считающих себя русскими и для которых родным языком является русский;

стимулировать усыновления гражданами РФ детей, оставшихся без родителей, в том числе из стран СНГ;

резко повысить доступность детских дошкольных учреждений в том числе путем либерализации рынка услуг по уходу за детьми, включая частные (семейные) детские сады;

повысить социальный статус многодетных семей;

VII Съезд принял Программное заявление партии "Единая Россия"

"Наша стратегия обновления рассчитана на ближайшие десять лет и последующую перспективу.

В рамках этой стратегии мы выделяем три приоритетных задачи. От их решения зависит качество жизни граждан России, суверенитет страны, надежность ее демократических институтов и национальная безопасность.

Первая задача. Сбережение российского народа. Партия провозглашает принцип бережного отношения к каждой человеческой жизни как бесценному достоянию. Существующая сегодня тенденция к сокращению численности населения страны создает прямую угрозу ее суверенитету и государственности.

Мы предлагаем программу сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни. Меры профилактики, выявление заболеваний на ранней стадии, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, доступной всем слоям населения, позволят уже в ближайшие годы значительно сократить смертность от заболеваний, наиболее существенно влияющих на продолжительность жизни людей.

В результате комплекса административных, законодательных и профилактических мер, предлагаемых партией, произойдет снижение смертности, в том числе от несчастных случаев, отравлений и травм. Эти меры вместе с созданием благоприятных условий для жизнедеятельности человека (в частности, усиление контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, принятие и реализация федеральной целевой программы "Чистая вода", национального проекта "Достойный труд"), развитием массовой физической культуры и спорта, пропагандой здорового образа жизни позволят снять остроту демографического кризиса.

Мы намерены создать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательные условия для увеличения рождаемости, защиты материнства и детства, укоренения в обществе семейных ценностей, преодоления сиротства и беспризорности. Мы предлагаем засчитывать в общий трудовой стаж время ухода за ребенком до достижения им 7-летнего возраста. Одновременно получит развитие сеть детских дошкольных учреждений.

Мы уверены, что успешная реализация национальных проектов, мер государственной поддержки семей, имеющих детей, ускорит решение демографической проблемы.

Программа Коммунистической партии Российской Федерации:

Программа-минимум предусматривает первоочередные меры по реализации стратегических целей партии. Эта программа вызрела в самых широких слоях трудящихся. Была поддержана ими на Народном референдуме, в ходе многочисленных протестных акций, манифестаций и собраний.

Поэтому в современных условиях КПРФ считает необходимым:

- установить власть трудящихся, народно-патриотических сил;

- остановить вымирание страны, восстановить льготы для многодетных семей, воссоздать сеть общедоступных детских садов, обеспечить жильём молодые семьи;

- национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан;

- восстановить ответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, прекратить выселение людей на улицу, расширить государственное жилищное строительство. "

Программа Политической партии "Либерально-демократическая партия России"

"Всем должна быть дана возможность зарабатывать на жизнь нормальным производительным трудом. Зарплату выплачивать такую, чтобы отец семейства, нормально работая, смог прокормить свою семью. На детей необходимо выплачивать пособия, чтобы многодетность не вела к бедности. Женщины смогут без опасения растить детей. ЛДПР за восстановление государственной системы бесплатного здравоохранения при допустимости коммерческого здравоохранения, только как дополнения к государственному. Предлагаем принять закон о частных, коммерческих и прочих негосударственных лечебных учреждениях. За счет высоких налогов с этих медицинских учреждений нужно резко повысить зарплату врачам и другим работникам в бесплатных лечебных заведениях. Необходима последовательная и радикальная модернизация системы здравоохранения с упором на точную диагностику, усиление внимания медико-социальных органов к здоровью матери и ребенка, повышение профилактических мероприятий в этой области, развитие сети дошкольных учреждений, бесплатное обеспечение детей медикаментами, детским питанием. Следует совершенствовать лечебно-курортную помощь населению, создавая оздоровительные физкультурные комплексы, сеть массового и профессионального спорта, разработать и провести эффективную государственную программу борьбы с алкоголизмом, наркоманией, распространением наркотиков, порнографией, проституцией.

ЛДПР за приоритетную для женщин социальную функцию – материнство, за всеобъемлющую помощь кормящим матерям, матерям-одиночкам, за создание широкой сети дошкольных детских учреждений, за выплаты пособий и предоставление льгот тем, кто воспитывает детей и решает одну из важнейших для нашего государства проблем – демографическую.

Мы исходим из того, что одним из приоритетных прав человека является право на жизнь в экологически нормальной обстановке. Устойчивое экономическое и социальное развитие невозможно при нарушенной экологии. От решения экологических проблем зависят судьбы нынешнего и будущих поколений жителей России. Долгосрочные экологические задачи должны носить общегосударственный характер.

Одним из важнейших направлений возрождения России является подъем духовного потенциала нации. Он определяет возможность населения страны понять необходимость и выдержать материальные экономические и социальные трудности, мобилизовать свои силы во имя процветания нации и государства."

Программа партии "ПАТРИОТЫРОССИИ".

Здоровье граждан и демографический рост нации:

"Партия "ПАТРИОТЫРОССИИ" уверена - только нация здоровых людей может быть конкурентоспособной в современном мире. Поэтому качественная общедоступная медицина и здоровый образ жизни людей – это не обуза для государства, а одно из необходимых условий стабильного развития страны.

Особое внимание мы намерены уделить здоровому образу жизни детей и подростков. Каждый несовершеннолетний ребенок имеет полное право: получать качественное питание, заниматься в спортивных секциях повсеместно и бесплатно. Это гарантирует и обеспечивает государство.

Партия "ПАТРИОТЫРОССИИ" видит приоритетом своей деятельности развитие массовой физической культуры в учебных заведениях, микрорайонах по месту жительства детей и подростков путем создания системы общедоступного физического воспитания.

Только нация, состоящая из здоровых людей, способна расти и демографически развиваться. Своей важнейшей задачей партия "ПАТРИОТЫРОССИИ" видит всемерное содействие росту и развитию народонаселения нашей страны.

ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ОБЪЕДИНЁННОЙ ДЕМОКРА-ТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ЯБЛОКО" - "ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ":

"Сегодня большинство россиян не имеет возможности дышать чистым воздухом, пить чистую воду, потреблять качественную пищу, иметь здоровых детей. Продолжается процесс деградации природы. Экологическое неблагополучие стало тормозом социально-политического развития России. Устойчивое развитие страны возможно только тогда, когда охрана здоровья людей и сохранение природного достояния являются в ней безусловными приоритетами.

Необходимо остановить происходящую де-экологизацию общества и государства:

укрепляя, а не ослабляя природоохранное законодательство;

реально обеспечивая конституционное право на здоровую жизнь в здоровой среде,;

восстанавливая, а не разрушая государственные экологические экспертизы, контроль и мониторинг;

восстанавливая уничтоженные государственные структуры по охране окружающей среды, развивая систему особо охраняемых природных и историко-культурных территорий и заботясь о сохранении традиционного природопользования;

преодолевая сырьевую направленность экономики, ставя заслон хищнической эксплуатации природных ресурсов, поддерживая программы по энергоэффективности и энергосбережению, использованию возобновляемых источников энергии и вторичных ресурсов;

обеспечив эффективную защиту страны от опасных технологий, продуктов и отходов.

остановив деградацию экологического образования и воспитания.

Особое внимание мы уделяем защите городской среды обитания – и от строительства, ухудшающего условия жизни многих в интересах немногих, и вниманием к решению транспортной и других городских проблем.

Необходимо остановить разрушение системы общественного здравоохранения:

реально обеспечивая конституционное право каждого на здоровую жизнь в здоровой среде;

затормозив демографический кризис резким усилением поддержки семьи, материнства и детства, сокращением экологически зависимой заболеваемости и смертности;

восстановив систему диспансеризации населения, наладив медицинское обеспечение социально мало защищенных групп населения.. "

Результаты контент-анализа текстов, размещенных на веб-сайтах русскоязычного сегмента сети Интернет. Отбор текстов производился по ключевым словам с помощью поисковых систем. Обязательным условием включения текста в массив, подлежащий анализу, являлось одновременное наличие в нем двух компонент - демографической и политико-идеологической. В качестве последней выступало либо наличие высказываний политического или идеологического характера, либо указание на принадлежность автора к миру политики (участие в органах законодательной и исполнительной власти, членство в политических партиях и т.д.). Целью отбора было получение массива достаточно значимых в политическом отношении текстов, затрагивающих проблемы демографии. Процедура отбора включала два этапа.

На первом из них производился отбор текстов с помощью поисковых систем по парным комбинациям ключевых слов (словосочетаний). В каждой комбинации одно слово (словосочетание) являлось "демографическим", а другое - "политическим" или "идеологическим". Поскольку подбор ключевых слов играет чрезвычайно важную роль в максимально полном отражении всех политически значимых взглядов и позиций, в список таких слов были включены наименования всех партий и депутатских групп, представленных в Государственной Думе партий, а также - идеологических течений, имеющих сторонников в современной России. "Демографическая" часть парных комбинаций включала наиболее важные в рассматриваемом контексте слова и словосочетания - рождаемость, смертность, миграция, демографическая политика, стимулирование рождаемости и т.д.

При отборе текстов использовался метод основного массива. В случае, когда число текстов, найденных по данному словосочетанию превышало 300, тексты, имеющие порядковый номер 301 и более из дальнейшего рассмотрения исключались. Данное правило повышало эффективность поиска, поскольку с увеличением порядкового номера текста увеличивалась вероятность повтора ранее найденного текста, а в этом случае он все равно подлежал исключению. Кроме того, ряд поисковых систем располагает тексты с учетом частоты цитирования, поэтому те из них, что, находятся в "хвостах" списков, как правило, реже цитируются и, следовательно, имеют наименьшую политическую значимость. По указанным выше соображениям в массив не включались также письма, размещенные в интернет-форумах. В результате первого этапа отбора были получены 2030 текстов, содержащих заданные парные комбинации слов (словосочетаний).

На втором этапе отбора в массиве были оставлены только те тексты, которые, одновременно, содержали суждения как политико-идеологического, так и демографического характера. Кроме того, в случае многократного повторения одного и того же текста на различных веб-сайтах, все копии текста кроме одной также исключались из анализа.

Результатом отбора явилось получение массива из 287 формализованных текстов.

Каждый формализованный текст включал три группы категоризованных переменных: общие характеристики текста; суждения по демографическим вопросам; политико-идеологические суждения. К последней группе относилась, в частности, интегральная переменная "политико-идеологическая направленность текста".

Для определения политико-идеологической направленности текста была составлена таблица диагностических признаков. Например, в качестве диагностических признаков, позволяющих определить направленность текста как либеральную, использовались: примат интересов и прав личности; принцип "минимального государства"; критика властей с правозащитных позиций и т.д. Характерными чертами текстов умеренно-прагматической направленности являются: политический центризм; взгляд на политические проблемы с государственных позиций; приоритет практических соображений по отношению к идеологическим; отсутствие ярко выраженных идеологических предпочтений и т.д. Следует подчеркнуть, что отношение к демографическим вопросам в число диагностических признаков не включалось - это обеспечивало независимость политико-идеологической идентификации текста от высказанных в нем мнений по демографическим проблемам.

Для отнесения текста к соответствующей группе требовалось, чтобы число признаков, позволяющих отнести его к данной группе, в 2 и более раза превышало число признаков, на основании которых текст можно было бы отнести к любой другой группе. Если это условие не выполнялось, или диагностические признаки отсутствовали, текст признавался неидентифицируемым. В результате использования данной процедуры тексты распределились следующим образом (в %): коммунистической и леворадикальной направленности - 9,7; социал-демократической - 8,7; умеренно-прагматической - 17,0; либеральной - 15,6; религиозно-православной - 8,0; националистической - 8,0; направленность текста не идентифицирована - 33,2. Демографическая политика, представляет собой не только policy (целенаправленную стратегию государства), но и politics (сеть отношений между политическими акторами по поводу демографических проблем). Для демографической политики, как и для современной социальной жизни в целом, характерна дифференциация ролей различных групп акторов, специализирующихся на выполнении определенных функций. В то же время, разработка и реализация эффективной демографической политики немыслима без процессов интеграции, достижения компромиссов и создания коалиций между различными группами акторов. Ниже мы попытаемся рассмотреть формирование демографической политики как комплекс процессов социальной дифференциации и интеграции.

 


Таблица 1. Статистические характеристики распределения

текстов различной политико-идеологической направленности

по отношению к причинам и возможным путям выхода

из демографического кризиса.

Обсуждаемый вопрос Теснота связи между мнением по данному вопросу и политико-идеологической направленностью текста (коэффициент Крамера) * Относительная энтропия распределения мнений Частота обсуждения вопроса в текстах различной политико-идеологической направленности (в% к числу Текстов соответствующей направленности) **
Л УП СД К РП Н
Оценка демографической ситуации
Характер демографической ситуации 0,403 0, 205 35,6 44,9   71,4 69,6 78,3
Последствия низкой рождаемости 0,734 0,189 2,2 10,2     30,4 43,5
Причины кризиса
Роль реформ в демографическом кризисе 0,718 0,895 17,8 4,1   60,7   52,1
Роль реформ в росте смертности в 1990-е гг. 0,733 0,837 8,9 16,3   57,1    
Низкая рождаемость в России – результат низкого уровня жизни? 0,574 0,989 8,9 14,3   17,9   43,5
Пути выхода из кризиса
Государственное стимулирование рождаемости 0,659 0,384 11,1 32,6 22,4 17,9 39,1 39,1
Планированию семьи, пропаганда контрацепции 0,661 0,748 11,1 10,2   21,4 30,4 30,4
Запрет абортов 0,757 0,993 8,9 4,1   14,3 39,1  
Регулирование миграции 0,679 0,881 55,5 38,8   14,3 - -

 

* Все приведенные значения коэффициента статистически значимы при уровне значимости 0,05.

** Политико-идеологическая направленность текстов: Л - либеральная; УП - умеренно-прагматическая; СД - социал-демократическая; РП - религиозно-православная; К - коммунистическая или леворадикальная; Н - националистическая.

Так, обсуждение причин демографического кризиса наиболее характерно для текстов оппозиционной политико-идеологической направленности - коммунистической (60,7% таких текстов) и националистической (52,1%). При этом в качестве основной причины демографического кризиса называются реформы - в 94,1% и 58,3% соответствующих текстов. В текстах либеральной направленности данный вопрос обсуждается значительно реже (17,8% таких текстов), причем в большинстве из них (75,0%) делается вывод о том, что снижение рождаемости и повышение смертности в России девяностых годов было либо "демографическим эхо" советского прошлого, либо следствием общемировых закономерностей. Авторы текстов умеренно-прагматической направленности, вообще не склонны углубляться в вопрос о том, "кто виноват", а в случае обращения к нему объясняют причины кризиса комплексом факторов, охватывающих как советский, так и российский период истории страны (88,9% текстов данной направленности, обсуждающих причины роста смертности в 90-е годы). Для религиозно-православных текстов характерна особая позиция - во всех них подчеркивается, что причины снижения рождаемости и роста смертности лежат не в экономической, а в духовной сфере - неправильном нравственном восприятии семьи, потере смысла жизни, озлобленности и т.д.

Столь же очевидна и зависимость между политико-идеологическими воззрениями и видением выхода путей из кризиса. Так меры государственного материального стимулирования рождаемости реже всего обсуждаются в текстах либеральной направленности (11,1% таких текстов), причем в 60,0% из них высказывается мнение о нецелесообразности или принципиальной неприемлемости таких мер. Для подавляющего большинства остальных текстов, напротив, свойственно позитивное отношение к мерам экономического стимулирования рождаемости. Наиболее часто такие меры обсуждаются в религиозно-православных и националистических текстах (в обоих случаях - в 39,1% таких текстов), а также в 32,6% текстов умеренно-прагматической и 22,4% - социал-демократической направленности.

Тесно связанным с политико-идеологическими воззрениями оказывается и отношение к планированию семьи и пропаганде контрацепции. Чаще всего этот вопрос обсуждается в текстах националистической и религиозно-православной направленности (соответственно, 34,8% и 30,4% таких текстов), причем почти для всех них (85,7% в первом случае и 100% во втором) характерно резко отрицательное отношение к планированию семьи. В текстах либеральной, умеренно-прагматической и социал-демократической направленности данный вопрос обсуждается намного реже (соответственно в 11,1%, 10,2%, 12,0% таких текстов) и, как правило, в положительном ключе (76,9% суммарного числа текстов данных направлений, затрагивающих этот вопрос).

Вопросы миграционной политики наиболее часто вопросы рассматриваются в текстах либеральной и умеренно-прагматической направленности (соответственно, 55,5% и 38,8% таких текстов). При этом сталкиваются две точки зрения. Одна из них - правозащитная, при которой во главу угла ставятся интересы мигрантов, а опасности, связанные с неконтролируемой миграцией не упоминаются или объявляются преувеличенными. Другая, прагматическая точка зрения фокусирует внимание на условиях, при выполнении которых миграция может стать благом, а не бременем для России. Первая точка зрения характерна для текстов либеральной направленности (82,1% общего числа таких текстов, затрагивающих вопросы миграции), вторая - для текстов умеренно-прагматической направленности (соответственно, 89,5%).

В целом, утверждение о том, что низкая рождаемость в России никак не связана с низким уровнем жизни, содержится лишь в 9,5% текстов, принадлежащих политикам, но в каждом третьем тексте экспертов и публицистов. В данном случае мнение политиков совпадает с позицией большинства населения. Так, судя по опросу, проведенному журналом "Ридерз дайджест", 93% респондентов полагает, что снижение рождаемости в девяностые годы было связано со сложной социально-экономической ситуацией, причем взгляды респондентов на данный вопрос практически не зависят от их образовательного уровня. Близкий результат получили исследователи ИСЭПН РАН в Таганроге, где, по мнению 86,7% опрошенных мужчин и 89,2% женщин, низкий уровень жизни является решающим фактором, предопределяющим отказ современных семей от рождения ребенка.

Политики значительно чаще экспертов позитивно относятся к мерам по экономическому стимулированию рождаемости (соответственно, 93,9% и 78,6% текстов, затрагивающих данный вопрос). И в этом случае они также высказывают точку зрения, популярную среди большинства населения, - по данным опроса ВЦИОМ 60,3% респондентов высказались за срочное проведение мер, направленных на повышение рождаемости.

В целом, результаты контент-анализа свидетельствуют, что большинство политиков склонно декларировать мнения, которые популярны среди населения, тяготеют к политическому центру, отвечают представлениям, легко воспринимаемым на уровне здравого смысла и имеют достаточную поддержку в экспертном сообществе. Правительственная "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года", часто критикуемая за ее "половинчатость", в действительности является логическим следствием этой тенденции.

Публицистические и другие "журналистские" тексты, достаточно полно отражают всю палитру мнений по вопросам демографии, существующих в российском обществе. Господство определенной точки зрения на демографические проблемы "наверху" не приводит к ее доминированию в Интернете. Скорее, имеет место обратное - политики "фильтруют" идеи, высказываемые экспертами и СМИ. Публицистические тексты и другие журналистские материалы больше стянуты к политическим полюсам и чаще, чем тексты политиков, имеют либеральную политико-идеологическую направленность (соответственно, 23,4% и 8,9%), либо носят националистический характер (11,9% и 5,4%). Это, в свою очередь, приводит и к большей полярности мнений по демографическим вопросам, высказываемым журналистских материалах.

Результаты контент-анализа свидетельствуют о значительном расхождении подходов политиков и представителей общественных неполитических организаций к вопросам регулирования миграции в Россию из зарубежных стран. Для 75,7% текстов, отражающих точку зрения политиков, характерно "условно-положительное" отношение к такой миграции - признание ее позитивных аспектов сочетается в этих текстах с требованиями дифференцированного подхода к различным категориям иммигрантов и ужесточением борьбы с нелегальной миграцией в Россию. Точка зрения неполитических общественных организаций на проблемы миграции представлена, главным образом объединениями беженцев и вынужденных переселенцев, а также организациями правозащитной направленности. Для подавляющего большинства текстов, отражающих точку зрения этих организаций, характерно безусловно-положительное отношение к иммиграции, крайне настороженное отношение к действиям государства по регулированию миграционных процессов, несогласие с передачей такого регулирования в ведение МВД, критика недавно установленного порядка предоставления гражданства как чрезмерно жесткого.

Негативной стороной разногласий по вопросам миграции между политиками и общественными организациями представляется не сам факт таких разногласий, естественных и нормальных для демократического общества, а фокусирование дискуссии всего на двух, пусть и крайне важных, аспектах проблемы - правозащитном и этническом. Проблема формирования политики, обеспечивающей комплексный подход к регулированию миграции, развитию системы рабочих мест и профессиональному образованию, по-прежнему остается вне поля общественного обсуждения.

Итог всего сказанного выше оказывается достаточно парадоксальным - несмотря на явную ненормальность (по меркам демократического общества) демографической ситуации в России, механизмы формирования общественных представлений о ней оказываются (по тем же меркам) вполне нормальными. Демографические проблемы широко обсуждаются, взгляды приверженцев различных идеологических доктрин открыто высказываются и транслируются СМИ, эксперты генерируют идеи, политики "озвучивают" или игнорируют их, принимая во внимание мнение избирателей. Вопрос состоит в том, способен ли данный механизм привести к формированию разумной стратегии выхода из демографического кризиса.

Выход из демографического кризиса: консолидирующий потенциал идеи. Как известно, важнейший аспект любой политики - мобилизация ресурсов, причем не только материальных, но и интеллектуальных, информационных, символических. Перспективы формирования демографической политики в России в значительной степени определяются способностью российского общества консолидировать усилия, необходимые для решения демографических проблем и привлечь к их решению достаточные ресурсы. Возникающие при этом экономические ограничения вполне очевидны. Столь же очевидно, однако, и то, что распределение создаваемого обществом продукта определяется взаимодействием (или, если угодно, борьбой) различных социальных и политических акторов. Среднедушевой ВВП, достающийся на долю одного россиянина, безусловно невелик, но и не настолько мал, чтобы обрекать страну на демографическую катастрофу. Немало стран, расположенных во всех частях света - Болгария, Марокко, Китай, Венесуэла и т.д., и обладающих (при пересчете по паритетам покупательной способности) среднедушевым ВВП, меньшим, чем российский, отличаются, тем не менее, более высокой, чем у нас продолжительностью жизни. Все это побуждает вернуться к социологическому анализу и попытаться с его помощью рассмотреть перспективы формирования демографической политики в стране.

Прежде всего, попытаемся очертить область совпадения взглядов на демографические проблемы России различных участников процесса формирования демографической политики. Ядро такой области образует оценка сложившейся демографической ситуации как неблагополучной, разделяемая практически всеми участниками этого процесса. Столь же общим является и признание уровня смертности, сложившегося в стране, одной из болевых точек современной российской действительности. Наличие достаточно широкой области совпадения взглядов на меры, необходимые для улучшения демографической ситуации (или, в других терминах, достаточно широкого круга авторов, поддерживающих определенный круг таких мер), является, однако не более чем предпосылкой разработки и реализации эффективной демографической политики. Перспективы решения данной задачи в немалой степени зависят от желания и способности важнейших участников этого процесса мобилизовать необходимые ресурсы. Рассмотрим в этой связи возможные сценарии формирования демографической политики в ближайшем десятилетии.

Первый из них - инерционно-пессимистический - предполагает устойчивое воспроизводство взаимоотношений между политической и демографической сферами жизни общества, типичных для 1990-х годов. При реализации такого сценария политическая полемика по поводу демографических бед России оказывается "самодостаточной", используется, главным образом, для взаимных обвинений и не приводит к реальным изменениям в экономической, социальной и демографической политике. Реализация такого сценария является весьма вероятным, но наименее желательным ходом развития событий.

Общими особенностями двух других сценариев являются, во-первых, более активное, чем в девяностые годы участие государства в решении демографических проблем страны и, во-вторых, достаточно существенное взаимовлияние политической и демографической сфер жизни общества.

Сущность второго, государственно-бюрократического сценария заключается в попытке воспроизвести в новых условиях механизм советской государственной демографической политики восьмидесятых годов. Меры такой политики (включая антиалкогольную компанию) дали в свое время несомненный, хотя и кратковременный, позитивный эффект, поскольку хорошо вписывались в господствовавший "социальный контракт" между государством и его гражданами.

Хотя возможность развития событий по государственно-бюрократическому сценарию в принципе нельзя исключить, ряд обстоятельств делают его реализацию весьма проблематичной. В финансовом плане это - опора исключительно на бюджетные средства, в идеологическом - противодействие или индифферентность влиятельных в информационно-пропагандистском плане групп, обиженных исключением из числа "соавторов", а следовательно и получателей политических дивидендов такой политики. Государственно-бюрократический вариант демографической политики - не лучший способ мобилизации финансовых, интеллектуальных и символических ресурсов, необходимых для ее реализации.

Наиболее желательной была бы реализация третьего - государственно-общественного сценария формирования демографической политики. Данный сценарий предполагает формирование возможно более широкой общественной коалиции, ставящей своей целью объединение усилий, направленных на выход из демографического кризиса. Ядро такой коалиции могли бы составить, с одной стороны, общественные организации, выступающие в защиту семьи и семейных ценностей, пропагандирующие здоровый образ жизни, защищающие окружающую среду, и т.д., с другой - политические партии, готовые внести свой вклад в усилия по выходу из демографического кризиса.

Государственно-общественный механизм реализации демографической политики выгодно отличается от государственно-бюрократического механизма тем, что лучше учитывает современные российские реалии, создает больше возможностей для привлечения негосударственных финансовых, интеллектуальных и символических ресурсов. Комплекс идей, определяемых, скажем, слоганом "выбираем жизнь" и нацеленных на преодоление демографического кризиса, став одним из стержневых пунктов предвыборных программ, а затем и практической политики, вполне способен увеличить поток финансовых и информационных ресурсов, направляемых на решение демографических проблем страны. Если с помощью средств массовой информации удастся актуализировать поведенческие стереотипы, работающие на "конструктив" и препятствующие саморазрушению, если через какое-то время после "первого толчка" позитивные механизмы заработают в автоматическом режиме, демографическая ситуация начнет устойчиво меняться к лучшему.

Неизбывной слабостью демографической политики в играх на политическом поле является отсутствие быстрых экономических дивидендов от ее реализации. Основным политическим ресурсом демографической политики является ее консолидирующий потенциал. Такой потенциал лишь отчасти обусловлен чисто "потребительской" привлекательностью демографической политики для большинства населения. Более важно другое обстоятельство - демографическая политика апеллирует к ценностям, которые формируют и стабилизируют любую социальную или этническую группу. Эти ценности - стремление к самовоспроизводству и сохранение ареала проживания.

В ходе жарких дискуссий о том, какой должна быть демографическая (или семейная) политика, нельзя забывать простой истины: средства на проведение такой политики не заданы изначально, общество "согласится" выделить их, лишь в случае создания достаточно влиятельной коалиции, способной доказать высокий уровень приоритетности демографических проблем. Поиск конструктивной основы и механизмов создания такой коалиции является сегодня весьма актуальной задачей. Программы ориентированы на привлечение внимания широких слоев населения, но при этом экономически недостаточно подкреплены и потому часто носят популистский характер.

В предвыборных программах политические партии декларируют множество целей и задач, которые должны быть осуществлены в будущем, но глобальная цель всегда одна. Современные предвыборные программы привлекают к себе внимание прежде всего сходством задекларированных принципов (экономического роста, процветания, возрождения, восстановление былого величия и т.д.

Эти обстоятельства, так же как и репродуктивные настроения молодежи, будут самым непосредственным образом влиять на воспроизводство социального потенциала нации, как минимум, в первой четверти века.

Таковы лишь некоторые реалии сегодняшнего дня России. И эта ситуация объективно вынуждает и государственную власть, и все институты гражданского общества, включая как научное сообщество, так и представителей политических партий и общественных движений, бить тревогу, требуя принятия безотлагательных конкретных и эффективных действий и программ по спасению будущего России.

В целом, в предвыборной популистской риторике отражены интересы самых разнообразных политических партий, блоков и движений. Однако несмотря на разницу идеологий и политических пристрастий, программные обещания строятся примерно одинаково, обнаруживая больше сходств, чем различий. К характерным чертам предвыборных документов можно отнести единообразие, популизм, декларативность, отсутствие конкретики, многозначность интерпретации событий минувших лет, доминирование негативного представления настоящего момента действительности либо его элиминация из триады "прошлое - настоящее - будущее".

Таким образом, программные документы оказываются набором достаточно общих принципов (политико-экономических и морально ценностных), которые отображают основные проблемы государства и общеизвестные ожидания населения относит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: