Бюджет является основным денежным фондом государства, самым мощным регулятором экономики. Поэтому в этом разделе особое внимание нужно обратить на сущность бюджета, его экономическое содержание, рассмотреть его значение в период перехода к рынку, уяснить его роль в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. Необходимо выявить значение бюджета и как основного финансового плана страны, его связь с финансовыми планами всех отраслей хозяйства, кредитными планами, сводным финансовым планом, рассмотреть его влияние на составление и выполнение бизнес-планов.
Результатом изучения данного раздела должно стать знание бюджетного устройства РФ, принципов построения бюджетной системы, состава и структуры доходов отдельных видов бюджетов, порядка регулирования бюджетов. Следует ознакомиться с сущностью бюджетного процесса, бюджетной классификацией, бюджетным законодательством.
В современных условиях перехода к территориальному суверенитету усиливаются права территориальных бюджетов. В связи с этим студентам следует внимательно изучить вопросы, связанные с совершенствованием бюджетного планирования и современными методами бюджетного регулирования. Актуальной является проблема бюджетного федерализма. За 90 – е гг. система межбюджетных отношений прошла через три реформы. В начале XXI века осуществляется переход к новому этапу – от разделения денег к разделению полномочий между уровнями власти, уровнями бюджетов. Проблемы перераспределения полномочий и доходных источников, выделения финансовой помощи из федерального бюджета, укрупнения регионов и др. – серьезные не только финансовые, но и политические проблемы российской действительности.
|
Интересен опыт других федеративных государств в области организации межбюджетных отношений.
Для познания доходной и расходной частей федерального бюджета следует ознакомиться с Законом о федеральном бюджете на соответствующий год, его структурой.
Главная проблема любого бюджета – соотношение его доходов и расходов. Потому недопустимо не знать состояние этого соотношения в данный момент. Несмотря на то, что наш бюджет сегодня профицитный (доходов более расходов), не затронуть проблему дефицита бюджета нельзя, так как ситуация в любой стране (и в нашей) может измениться. Так и было в недавней нашей финансовой истории. Как ни странно, но и профицит бюджета не всегда является только положительным моментом. У него, как и у медали, имеется две стороны. И одна из них – проблемная, требующая усилий правительства, чтобы этот излишек средств не навредил экономике. А опыт «вредоносности» профицита известен в мировой практике (например, в Великобритании).
Новое явление в нашей бюджетной системе – Стабилизационный фонд, который формируется из доходов бюджета. Место его в бюджетном устройстве. Опыт создания таких фондов и их влияние на экономическое развитие в мирвой практике. Формирование Стабилизационного фонда в России. Проблемы использования его средств. Влияние его на темпы экономического роста, инфляцию, структурную перестройку – актуальные темы финансовой науки, практики и макроэкономики.
С 2006 года в России начал создаваться Инвестиционный фонд, источниками которого является также федеральный бюджет. С созданием этого фонда (пока еще очень незначительно по объему) государство пытается привлечь частный капитал в финансирование инфраструктуры, то есть в долгосрочные проекты, куда этот капитал пока еще не «бежит» добровольно. Причина – длительные сроки окупаемости.
|
Изучение конкретных доходов федерального бюджета целесообразно начать с познания перспективных подходов к доходной части. Дело в том, что сегодня федеральный бюджет приблизительно на 50 процентов формируется за счет нефтегазовых доходов. Последние годы мировые цены на экспортируемые Россией природные ресурсы весьма высоки. Поэтому и бюджет профицитен. Правительство серьезно обеспокоено перспективой, а потому переходит к бюджетному планированию, основанному на ненефтегазовом балансе бюджета. То есть наиболее адекватным методом управления бюджетными рисками признано планирование бюджета на основе разделения доходов на сырьевые и несырьевые. Это позволит определить истинную способность нашей реальной экономики «накормить» бюджет. Предполагается, что получим в итоге дефицит, который будет покрыт нефтегазовыми доходами.
При изучении системы платежей предприятий в бюджет следует уяснить особенности взаимоотношений бюджета с предприятиями по мобилизации части чистого дохода в бюджет. В связи с тем, что основу доходной части базы бюджета в современных условиях составляют налоговые платежи, необходимо ознакомиться с организацией налоговой системы страны: ее принципами, функциями, содержанием, структурой.
|
Рассматривая отдельные виды платежей хозяйствующих субъектов, следует уяснить общие для всех видов доходов бюджета вопросы: плательщики и принципы исчисления; объект исчисления, обложения; размер (ставка) обложения, порядок исчисления и уплаты платежей в бюджет; льготы, обязанности плательщиков перед бюджетом; контроль финансовых органов за правильностью, своевременностью внесения предприятиями платежей.
Значительная часть темы посвящена рассмотрению отдельных видов налогов, взимаемых в бюджет. При знакомстве с каждым из них следует обращать особое внимание на проблемные вопросы, связанные с функционированием конкретного налога, подумать о тенденциях данного поступления в бюджет. Студентам целесообразно изучить такой источник доходов государства, как поступления от внешнеэкономической деятельности. Особая социальная нагрузка падает на налоги, поступающие от населения. Самое пристальное внимание при изучении данной темы необходимо уделить направлениям, возможным путям увеличения доходных поступлений в бюджет. Это и ужесточение контроля за отчетностью предприятий о производственной продукции, и налоговый режим свободных экономических зон, и возврат к государственной монополии производства и реализации алкогольной продукции, и налоговые льготы и др.
Изучая раздел «Расходы государственного бюджета», студент должен обратить внимание в первую очередь на то, что перспективой реформирования бюджетного процесса в РФ является управление по результатам. Показатели, инструменты системы управления по результатам, сочетаемость индикаторов результативности с принципами разграничения ответственности – необходимые элементы такого эффективного управления. А значит и более эффективного расходования бюджетных средств.
Студент должен обратить внимание на классификацию и характеристику важнейших видов бюджетных ассигнований на текущие и перспективные нужды: развитие сферы материального производства и науки, непроизводственной сферы, внешнеэкономической деятельности, централизованных общественных потребностей, обслуживание государственного долга, резервные денежные фонды и др. Важной особенностью современных государственных расходов является их социальная направленность. Необходимо обеспечить перераспределение ресурсов для неотложных социальных нужд, включая приоритетное развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства, социального обеспечения, агропромышленного комплекса.
Что касается бюджетного финансирования материального производства, то здесь студенты должны четко уяснить, что оно ориентируется на существенное повышение эффективности инвестиционной политики, изменение структуры источников капитальных вложений в пользу децентрализованных средств предприятий и банков, сокращение производственных капитальных вложений как важного фактора сокращения бюджетного расходования средств.
Серьезное внимание следует уделить изучению проблемы расходования денежных средств из федерального бюджета на национальную оборону. Объясняется это тем, что, во-первых, эта статья расходов обычно вторая по сумме, и, во-вторых, реформа армии требует немалых затрат.
Студенты должны четко представлять себе особенности бюджетов текущих лет, разобраться в причинах и факторах, как дефицита, так и профицита бюджета.
Необходимо обратить особое внимание на источники покрытия бюджетного дефицита, которые с 1995 г. стали вполне цивилизованными.
Но возникли новые проблемы – структура государственного долга, за счет которого покрывается дефицит, т.е. соотношение внутренних и внешних заимствований государства.
2000-й и последующие годы внесли новый принцип в соотношение доходов и расходов бюджета – профицит.
Материал данной темы нужно изучать с обязательным использованием Закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Внебюджетные фонды
Приступая к изучению этой темы, студент должен попытаться найти для себя ответ на вопрос: «Почему в плановой экономике таких фондов не было? Сочетается ли появление, в частности, пенсионного фонда РФ с международными требованиями и стандартами?». При изучении конкретных доходов и расходов, в первую очередь, основных федеральных социальных фондов, надо обратить внимание на принципы формирования основного дохода этих фондов – Единого социального налога. Какие проблемы возникли сегодня со взиманием этого платежа? Каково финансовое состояние государственных внебюджетных фондов сегодня? Почему?
Особое внимание следует уделить проблемам и перспективам пенсионной системы, ее реформе, принципам реформирования.
Не менее злободневными являются и проблемы, сфокусированные в Фонде обязательного медицинского страхования. В чем их суть? Какова их взаимосвязь с решением задач, поставленных в нацпроекте «Здравоохранение»?
Фонд государственного социального страхования все в меньшей мере, к сожаленью, становится заметен гражданами страны: идет резкое сокращение финансирования из него на ранее предполагавшиеся нужды. Самым недопустимым стало, по нашему мнению, покрытие расходов по листкам временной нетрудоспособности в течение первых двух дней болезни работодателями, а не фондом. Как это сочетается с нацпроектом «Здравоохранение»?
Организационные изменения системы внебюджетных фондов, реорганизация системы платежей в эти фонды, сбора налоговых поступлений – все это должно быть объектом изучения.
Страхование
Эта тема отражает ту часть страховых услуг, которая связана с компенсацией потерь при чрезвычайных ситуациях. Для России это практически новая сфера бизнеса. Население не привыкло широко обращаться к услугам такого рода фирм.
В страховании объектов купли – продажи выступает страховая защищенность. В рыночной экономике по сравнению с командно – административной системой роль страхования резко возрастает, т.к. все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска, а каждый человек должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, на свои сбережения.
Заинтересованность государства в развитии страхования несомненна: оно является важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности страхового сектора России неуклонно движется вверх. Проблем, правда, немало. Какие именно? Как они решаются? Об этом можно и нужно узнать как в специальный, так и в периодической печати.