В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение страны в мировое образовательное пространство. В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме начала XXI века рассматривают:
· фундаментализацию образования на всех уровнях;
· реализацию концепции опережающего образования, ориентированного на условия существования человека в информационном обществе;
· формирование системы образования на протяжении всей жизни;
· внедрение методов инновационного и развивающего образования на основе использования перспективных информационных и Интернет-технологий;
· повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
Повышаются требования к образованности учителя, возникает проблема дальнейшего становления его профессиональнойкомпетентности.
На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях. Однако о профессиональной компетентности специалиста как педагогической проблеме заговорили лишь в 90-х годах ХХ столетия. Проблема "профессиональной компетентности" учителя активно изучается в настоящее время отечественными и зарубежными учеными, вкладывающими в трактовку этого понятия различный смысл. Одни исследователи связывают профессиональную компетентность с понятием "педагогическая культура", обозначающим формирование специалиста высокой культуры, а не "ремесленника в образовании". По мнению других, профессиональная компетентность представляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности.
|
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Представляется целесообразным разделить часто используемые как синонимы понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимой для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность обозначает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Это состоявшееся его личностное качество. Профессиональная компетентность учителя определяется степенью владения им ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.
В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующие:
|
· знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
· владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;
· умение представить информацию в Интернет;
· владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий;
· умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
· владение навыками использования компьютерных и Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.
Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.
В настоящее время лишь незначительный процент учителей владеют информационной компетентностью в достаточном объеме. Наблюдается отставание системы повышения квалификации учителя от реальных запросов времени. Причем, как показывают результаты проведенного нами анкетирования, имеющиеся курсы повышения квалификации с использованием компьютерных и Интернет-технологий зачастую не отвечают потребностям учителей школ. Преподавателей не устраивает содержание программ переподготовки, поскольку в этих программах делается упор на технико-технологическую сторону вопроса и мало внимания уделяется суть-педагогическим возможностям информационных и Интернет-технологий. Учителя отмечают, что в работе со слушателями курсов недостаточно используются активные, в том числе групповые формы обучения. После окончания курса прерывается общение с преподавателями и коллегами; учителя хотели бы консультироваться со специалистами и обсуждать возникающие проблемы по мере использования полученных знаний и навыков работы в Интернет в своей педагогической деятельности.
|
Результаты анкетирования указывают на актуальность разработки гибкой распределенной системы повышения квалификации учителя, с помощью которой преподаватель получит доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни сможет повышать свои профессиональные навыки, и которая позволит ему быть профессионально мобильным и творчески активным.
Литература
1.Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО РАО, 1993
2 Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 24.04.2002. - Центр «Эйдос», https:// www.eidos.ru/news/compet.htm
3.Колин К.К. Информационная цивилизация. М., 2002
4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Высшее образование сегодня.-2002. - №2
5.Оробинский А.М. Основы информационно-педагогической компетентности преподавателя вуза. Ростовский Государственный педагогический университет, 2001, https://rspu.edu.ru/conferences/conference4
6.Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики.//НТИ: Сер.1-1994. - №1
7.Серия материалов школы–семинара: «Создание единого информационного пространства системы образования».- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. М.: Школа – Пресс, 1997
9.Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования.//Информатика и образование - 1994. - №3
омпетентностный подход в обучении информатики
Библиографическое описание: Степина С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] / С. Н. Степина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197.
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший – учит ее находить.
А.Дистерверг
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда практически всегда зависит от его умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям труда. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход позволяет:
· согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями студентов;
· облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности студентов в учении;
· разгрузить студентов не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
· не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
· подготовить студентов к сознательному и ответственному обучению.
Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций [11].
Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [ 9]
Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний студентов [10].
Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:
· задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
· задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
· задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;
· задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
· задачи на оптимизацию решений.
Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:
· работа с видео и звуком;
· работа с программами – переводчиками;
· создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;
· использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций [11].
Ключевые компетенции | Общепредметные компетенции | Предметные компетенции |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос |
Диалог «человек» - «техническая система» | Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды | |
Диалог в письменной форме | Использование электронной почты для переписки | |
Полилог (коллективная дискуссия) | Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени) | |
Владение стилевыми приемами оформления текста | Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации | |
Языковая, лингвистическая компетенции | Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования | |
Работа в группе | Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д. | |
Толерантность | Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удалѐнными собеседниками | |
Информационная компетенция | Поиск информации | Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах |
Систематизация, анализ и отбор информации | Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы | |
Хранение информации | Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы | |
Преобразование информации | Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п. | |
Работа с различными устройствами информации | Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п. | |
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации | Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации | |
Применение информационных и телекоммуникационных технологий | Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач | |
Преобразование информации | Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п. | |
Ценностно-смысловая компетенция | Формулировка собственной учебной цели | Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада |
Принятие решения, ответственности на себя | Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…) | |
Социально-трудовая компетенция | Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности | Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п. |
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта | Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям | |
Этика трудовых и гражданских отношений | Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д. | |
Общекультурная компетенция | Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и так далее | Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков |
Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития | Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое | |
Компетенция личностного совершенствования | Создание комфортной здоровьесберегающей среды | Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своѐ рабочее время, распределить силы и так далее |
Создание условий для самопознания и самореализации | Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажѐры, квесты и другое; нахождение новых способов самореализации – создание собственного, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое | |
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы | Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее | |
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области | Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности | |
Учебно-познавательная компетенция | Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности | Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием |
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат | Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое | |
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей | Практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и другое | |
Умение работать со справочной литературой, инструкциями | Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и так далее | |
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне | Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций | |
Создание целостной картины мира на основе своего опыты | Создание целостной картины мира на основе своего опыта |
Методы, формы, приемы, способствующие формированию
ключевых компетенций
Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:
· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;
· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:
· обращение к прошлому опыту студентов;
· открытое обсуждение новых знаний;
· решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,
· дискуссии студентов,
· игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
· проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования ключевых компетенций в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:
· метод анализа ситуаций (кейс-метод);
· веб-квест технологию;
· технологию с применением метода проектов;
· тренинговую технологию;
· рефлексивную технологию и др.