Информационная компетентность учителя в современной школе




В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение страны в мировое образовательное пространство. В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме начала XXI века рассматривают:

· фундаментализацию образования на всех уровнях;

· реализацию концепции опережающего образования, ориентированного на условия существования человека в информационном обществе;

· формирование системы образования на протяжении всей жизни;

· внедрение методов инновационного и развивающего образования на основе использования перспективных информационных и Интернет-технологий;

· повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Повышаются требования к образованности учителя, возникает проблема дальнейшего становления его профессиональнойкомпетентности.

На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях. Однако о профессиональной компетентности специалиста как педагогической проблеме заговорили лишь в 90-х годах ХХ столетия. Проблема "профессиональной компетентности" учителя активно изучается в настоящее время отечественными и зарубежными учеными, вкладывающими в трактовку этого понятия различный смысл. Одни исследователи связывают профессиональную компетентность с понятием "педагогическая культура", обозначающим формирование специалиста высокой культуры, а не "ремесленника в образовании". По мнению других, профессиональная компетентность представляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Представляется целесообразным разделить часто используемые как синонимы понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимой для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность обозначает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Это состоявшееся его личностное качество. Профессиональная компетентность учителя определяется степенью владения им ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующие:

· знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

· владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;

· умение представить информацию в Интернет;

· владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий;

· умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

· владение навыками использования компьютерных и Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.

В настоящее время лишь незначительный процент учителей владеют информационной компетентностью в достаточном объеме. Наблюдается отставание системы повышения квалификации учителя от реальных запросов времени. Причем, как показывают результаты проведенного нами анкетирования, имеющиеся курсы повышения квалификации с использованием компьютерных и Интернет-технологий зачастую не отвечают потребностям учителей школ. Преподавателей не устраивает содержание программ переподготовки, поскольку в этих программах делается упор на технико-технологическую сторону вопроса и мало внимания уделяется суть-педагогическим возможностям информационных и Интернет-технологий. Учителя отмечают, что в работе со слушателями курсов недостаточно используются активные, в том числе групповые формы обучения. После окончания курса прерывается общение с преподавателями и коллегами; учителя хотели бы консультироваться со специалистами и обсуждать возникающие проблемы по мере использования полученных знаний и навыков работы в Интернет в своей педагогической деятельности.

Результаты анкетирования указывают на актуальность разработки гибкой распределенной системы повышения квалификации учителя, с помощью которой преподаватель получит доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни сможет повышать свои профессиональные навыки, и которая позволит ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

Литература

1.Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО РАО, 1993
2 Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 24.04.2002. - Центр «Эйдос», https:// www.eidos.ru/news/compet.htm
3.Колин К.К. Информационная цивилизация. М., 2002
4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Высшее образование сегодня.-2002. - №2
5.Оробинский А.М. Основы информационно-педагогической компетентности преподавателя вуза. Ростовский Государственный педагогический университет, 2001, https://rspu.edu.ru/conferences/conference4
6.Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики.//НТИ: Сер.1-1994. - №1
7.Серия материалов школы–семинара: «Создание единого информационного пространства системы образования».- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. М.: Школа – Пресс, 1997
9.Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования.//Информатика и образование - 1994. - №3

омпетентностный подход в обучении информатики

Библиографическое описание: Степина С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] / С. Н. Степина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197.

Плохой учитель преподносит истину,

Хороший – учит ее находить.

А.Дистерверг

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда практически всегда зависит от его умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям труда. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.

Компетентностный подход позволяет:

· согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями студентов;

· облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности студентов в учении;

· разгрузить студентов не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

· не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

· подготовить студентов к сознательному и ответственному обучению.

Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций [11].

Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [ 9]

Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний студентов [10].

Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:

· задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

· задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;

· задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;

· задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;

· задачи на оптимизацию решений.

Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:

· работа с видео и звуком;

· работа с программами – переводчиками;

· создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;

· использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций [11].

Ключевые компетенции Общепредметные компетенции Предметные компетенции
     
Коммуникативная компетенция Устный диалог Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос
Диалог «человек» - «техническая система» Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды
Диалог в письменной форме Использование электронной почты для переписки
Полилог (коллективная дискуссия) Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)
Владение стилевыми приемами оформления текста Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации
Языковая, лингвистическая компетенции Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования
Работа в группе Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.
Толерантность Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удалѐнными собеседниками
Информационная компетенция Поиск информации Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах
Систематизация, анализ и отбор информации Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы
Хранение информации Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы
Преобразование информации Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.
Работа с различными устройствами информации Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации
Применение информационных и телекоммуникационных технологий Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач
Преобразование информации Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.
Ценностно-смысловая компетенция Формулировка собственной учебной цели Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада
Принятие решения, ответственности на себя Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)
Социально-трудовая компетенция Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям
Этика трудовых и гражданских отношений Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д.
Общекультурная компетенция Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и так далее Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков
Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое
Компетенция личностного совершенствования Создание комфортной здоровьесберегающей среды Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своѐ рабочее время, распределить силы и так далее
Создание условий для самопознания и самореализации Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажѐры, квесты и другое; нахождение новых способов самореализации – создание собственного, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее
  Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности
Учебно-познавательная компетенция Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей Практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и другое
Умение работать со справочной литературой, инструкциями Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и так далее
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций
Создание целостной картины мира на основе своего опыты Создание целостной картины мира на основе своего опыта

Методы, формы, приемы, способствующие формированию
ключевых компетенций

Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:

· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;

· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:

· обращение к прошлому опыту студентов;

· открытое обсуждение новых знаний;

· решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,

· дискуссии студентов,

· игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

· проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования ключевых компетенций в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:

· метод анализа ситуаций (кейс-метод);

· веб-квест технологию;

· технологию с применением метода проектов;

· тренинговую технологию;

· рефлексивную технологию и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: