Введение
Немаловажную роль в компетентностном подходе занимает английский язык как учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках английского языка, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся [10].Одной из главных целей изучения английского языка является формирование информационной компетенции обучающихся.
Цель исследования: проверить эффективность использования компетентностного подхода в формировании информационной компетенции учащихся на уроках английского языка в 8 классе.
Объект исследования: процесс формирования информационной компетенции на уроках английского языка.
Предмет исследования: использование компетентностного подхода в формировании информационной компетенции учащихся на уроках английского в 8 классе.
Гипотеза исследования: использование компетентностного подхода на уроках английского языка способствует формированию информационной компетенции (у) учащихся 8 класса.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть процесс формирования информационной компетенции (на уроках английского языка) учащихся 8 классов.
3. Охарактеризовать использование компетентностного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе.
4. Апробировать конспекты уроков по английскому языку для учащихся 8 классов по использованию компетентностного подхода для развития информационной компетенции.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование);
|
2. эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, шкалирование);
3. статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов).
База опытно-практической работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучение отдельных предметов» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Глава I. Теоретические аспекты (основы) использования компетентностного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе
Характеристика информационной компетенции
Термин «информационная компетенция» имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности. Информация – сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [ ]. А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [ ].
|
А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
|
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.
6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Солодовник Л.П. выделил направления (критерии) развития информационной компетенции:
Информационная компетенция | |
Поиск информации | Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах |
Систематизация, анализ и отбор информации | Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы |
Хранение информации | Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы |
Преобразование информации | Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой в цифровую и т.п. |
Работа с различными устройствами информации | Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п. |
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации | Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации |
Применение информационных и телекоммуникационных технологий | Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач |
1.1. Использование компетентного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе
Отличное усвоение учебного материала учащихся 8 классов на уроках английского языка зависит от умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям обучения. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход позволяет:
1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
2. постепенное повышение самостоятельности и ответственности учащихся в обучении;
3. разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
4. на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
5. подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению.
Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций [11].
Компетентностный подход предполагает не усвоение учащихся 8 классов отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям.
Информационную компетенцию можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Учебный курс английского языка может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:
· задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
· задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
· задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;
· задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
· задачи на оптимизацию решений.
Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:
· работа с видео и звуком;
· работа с программами – переводчиками;
· создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;
· использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций [11].
Методы, формы, приемы, способствующие формированию
ключевых компетенций
Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:
· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;
· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:
· обращение к прошлому опыту студентов;
· открытое обсуждение новых знаний;
· решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,
· дискуссии студентов,
· игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
· проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования информационной компетенции в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:
· метод анализа ситуаций (кейс-метод);
· веб-квест технологию;
· технологию с применением метода проектов;
· тренинговую технологию;
· рефлексивную технологию и др.