ЗАНЯТИЕ №1. Гнойная хирургическая инфекция лёгких




Кафедра госпитальной педиатрии

 

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Зав.кафедрой, профессор ___________ А.А. Гумеров
  «____»_____________20___ г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Гнойная хирургическая инфекция лёгких»

 

Специальность 31.05.02 - Педиатрия

Курс: IV

Семестр: VII

Количество часов

 

 

Уфа 2019


Темы учебной дисциплины на основании рабочей программы, утвержденной Ученым Советом педиатрического факультета от ««2019 г., протокол №.

 

 

Рецензенты:

1.

 

Авторы:

профессор Р.Х.Шангареева

ассистент П.Ю. Солдатов

 

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры детской хирургии «» 2019 г., протокол №.

 


ЗАНЯТИЕ №1. Гнойная хирургическая инфекция лёгких

.

1. Тема и ее актуальность. Кхроническим нагноительным заболеваниям легких (ХНЗЛ), относятся:

1) врожденные бронхоэктазы;

2) развившиеся на фоне инородных тел трахеобронхиального дерева;

3) в результате затяжных и хронически воспалительных бронхолегочных процессов Наиболее часто хронические нагноительные заболевания легких развиваются после затяжных и хронически воспалительных бронхолегочных процессов, причинами которых являются неадекватно леченные ОРВИ, бронхиты и пневмонии. В результате бронхоаденитов и нарушения дренажной функции бронхов происходит расширение просвета и истончение стенки бронхов. Таким образом формируются цилиндрические, затем мешотчатые и кистозные бронхоэктазы. Кроме того бронхоэктазы формируются при аспирации инородных тел. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности профилактики развития ХНЗЛ и выбора адекватного метода лечения.

2. Учебные цели: Формирование у обучающихся специальных профессиональных знаний и умений для профилактики развития ХНЗЛ и своевременной диагностики и тактики лечения при ее различных формах

В результате изучения темы обучающийся должен сформировать следующие профессиональные компетенции:

Знать Уметь Владеть
ПК-1 Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранении и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей, факторов среды их обитания
Учение о здоровье детского и взрослого населения, основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования, его сохранения; методы предупреждения развития хронических нагноительных заболеваний легких, их раннюю диагностику, факторов вредного влияния на здоровье детей и факторов среды их обитания Использовать комплекс мероприятий, направленных на сохранении и укрепление здоровья детей, устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями, коллегами, соблюдая правила медицинской этики и деонтологии Навыками осуществления комплекса мероприятий, направленных на сохранении и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и распространения хронических нагноительных заболеваний легких, выявление причин и условий их возникновения и развития
ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.
Этиологию и патогенез; современную классификацию, клиническую симптоматику, современные методы клинической диагностики хронических нагноительных заболеваний легких Определять у пациентов основные патологические состояния, симптомы, синдромы хронических нагноительных заболеваний легких в соответствии с МКБ Навыками определения у пациентов основных патологических состояний, симптомов, хронических нагноительных заболеваний легких в соответствии с МКБ
ПК-8 Способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами
Порядки оказания медицинской помощи детям, стандарты медицинской помощи детям, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям с хроническими нагноительными заболеваниями легких Применять порядки и стандарты оказания медицинской помощи детям, клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи детям с хроническими нагноительными заболеваниями легких Тактикой ведения пациентов с хроническими нагноительными заболеваниями легких
ПК-11 Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства
Основные жизнеугрожающие состояния и состояния, требующие проведения срочных медицинских смешательств, показания к проведению мероприятий по подддержанию жизни пациента с хроническими нагноительными заболеваниями легких осуществить алгоритм выбора немедикаментозных и медикаментозных мероприятий пациентам, требующим срочного медицинского вмешательства составить план производимых манипуляций и лекарственных воздействий при ХНЗЛ навыками алгоритмического выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства при ХНЗЛ
ПК-14 Готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и др. методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении
Влияние природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении при хронических нагноительных заболеваниях легких Определять медицин. показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий и необходимость применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в мед. реабилитации и санаторно-курортном лечении при хронических нагноительных заболеваниях легких Применять природные лечебные факторы, лекарственную, немедикаментозную терапию и другие методы у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении при хронических нагноительных заболеваниях легких

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

 

3.1. Вопросы для самоподготовки:

1. Этиология и патогенез развития хронических нагноительных заболеваниях легких

2. Клиническая картина, основные симптомы и синдромы при хронических нагноительных заболеваниях легких;

3. Методы диагностики.

4. Тактика лечения хронических нагноительных заболеваниях легких.

 

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 ч

6. Оснащение:

6.1. Учебно-методические средства и дидактический материал (видеофильмы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи).

6.2. ТСО (компьютер, мультимедийный проектор).

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Решение обучающимися индивидуальных наборов тестовых заданий по теме:

 

  Выберите правильный ответ
1. Укажите характерные признаки при аускультации для бронхоэктазов в период обострения: 1) крепетирующие хрипы в проекции верхней доли; 2) крепетирующие хрипы в проекции нижней доли;; 3) влажные разнокалиберные хрипы, больше в нижних отделах; 4) ослабление дыхания.
2. Укажите, в каком порядке должны выполняться методы обследования при подо- зрении на бронхоэктазы: 1) бронхография; 2) бронхоскопия; 3) обзорная рентгенография органов грудной клетки; 4) КТ в сосудистом режиме.
3. Укажите характерные признаки для бронхоэктазов при аускультации: 1) крепетирующие хрипы в проекции верхней доли; 2) крепетирующие хрипы в проекции нижней доли;; 3) влажные разнокалиберные хрипы; 4) ослабление дыхания.
4. На бронхограмме имеются мешотчатые бронхоэктазы нижней доли правого легкого. Выберите метод лечения: 1) оперативное лечение; 2) консервативное лечение; 3)длительную бронхоскопическую санацию; 4) санаторное лечение.
5. У пациентами с бронхоэктазами нижней доли правого легкого имеется обострение заболевания. Какая тактика оптимальная: 1) показано оперативное лечение; 2) оперативное лечение временно противопоказано; 3) оперативное лечение не показано; 4) показано санаторное лечение
6. Укажите в каких случаях надо проводить повторную санационную бронхоскопию после удаления инородных тел из дыхательных путей: 1) при длительном нахождении инородного тела в дыхательных путях; 2) во всех случаях; 3) при выраженном эндобронхите; 4) не надо выполнять.
7. На бронхограммах у пациента имеется деформирующий бронхит нижней доли легкого, остальные бронхи не поражены. Оптимальный метод лечения: 1) резекция нижней доли; 2) экстирпации бронхов нижней доли; 3) бронхоскопические санации; 4) консервативная терапия.
8. Ребенку с бронхоэктазами проведена бронхоскопия с применением масляного контрастного вещества. После этой процедуры можно оперировать через: 1)3-5 дней; 2)6-10 дней; 3)11-15 дней; 4) -20 дней
9. Ребенку с бронхоэктазами проведена бронхоскопия с применением водораствори- мого контрастного вещества. После этой процедуры можно оперировать через: 1)3-5 дней; 2)6-10 дней; 3)11-15 дней; 4)16-20 дней
10. Наиболее достоверный признак оценки готовности больного с бронхоэктазами к операции: 1)улучшение общего состояния больного; 2)купирование восходящего бронхита; 3)уменьшение гнойного отделяемого; 4)улучшение показателей функции внешнего дыхания.

Эталоны ответов к тестам:

 

1 –2 6 – 1,3

2 – 3,2,1 7 –4

3 – 3 8 –4

4 – 1 9 – 3

5 – 210 – 2

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Теоретический разбор темы. Опрос.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя (курация больных, оформление истории болезни, участие в проведении инструментальных исследований).

7.5. Контроль конечного уровня освоения темы:

Задача

Семен З., 9 лет, поступил в хирургическое отделение ГБУЗ РДКБ с жалобами на кашель с обильной гнойной мокротой, субфебрильную температуру.

Болен с 2-х лет, когда перенес острую деструктивную пневмонию справа. Ребенок неоднократно находился на стационарном лечении в пульмонологическом отделении по поводу хронического бронхита, пневмонии.

Объективно: состояние средней тяжести. Ребенок астенического телосложения, пониженного питания. Сознание ясное. Кожные покровы чистые, бледные, подкожно-жировой слой выражен слабо. Слизистые бледно-розовые, влажные. Зев умеренно гиперемирован. Дыхание неглубокое, учащенное, проводится с обеих сторон, выслушиваются влажные и сухие хрипы в нижних отделах с обеих сторон. ЧД 32 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены. Пульс 104 в минуту. Живот не вздут, мягкий, безболезнен­ный. Печень, селезенка не пальпируются. Мочеиспускание свободное, диурез адекватный. Стул самостоятельный, оформленный.

Общий анализ крови:эритроциты 4,5х1012/л, гемоглобин 135 г/л; ЦП 0,9, лейкоциты 20,2х109/л, эозинофилы 1%, нейтрофилы 75%, лимфоциты 22%, моноциты 2%, гематокрит 34%, СОЭ 32 мм/час.

Выполнена бронхоскопия: В просвете правого главного бронха определяется значительное количество серозно-гнойного отделяемого. Сегментарные бронхи нижней доли расширены, сближены между собой, в просвете определяется густой гнойный выпот. Произведена санация, гной взят на посев. Во время осмотра после санации установлено, что бронхи нижней доли деформированы. Бронхи язычка и остальных сегментов верхней доли смещены и раздвинуты. Язычковые бронхи цилиндрически расширены и сближены между собой и с бронхами нижней доли. Бронхи верхней доли веерообразно раздвинуты.

Задание:

1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов; укажите ведущий синдром.

2. Оцените результаты проведенного обследования.

3. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

4. Проведите дифференциальную диагностику.

5. Определите тактику ведения, в том числе маршрутизацию, пациента в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю данной патологии.

6. Назначьте лечение: режим, лечебное питание (в том числе укажите вариант диеты в стационаре), медикаментозное лечение (выпишите рецепты) в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями.

7. Определите медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий, немедикаментозной терапии, применению природных лечебных факторов.

8. Укажите возможные исходы и осложнения данного заболевания.

Эталон ответа

1. Гипертермический, интоксикации, дыхательной недостаточности. Ведущий – интоксикации.

2. ОАК – лейкоцитоз с нейтрофилезом. Бронхография – бронхоэктазы.

3. ХНЗЛ. Бронхоэктазы нижней доли справа. Гнойный эндобронхит.

4. Острая респираторная вирусная инфекция, деструктивная пневмония, инородное тело нижнедолевого бронха.

5. Направление к детскому хирургу, пульмонологу для консультации, определения дальнейшей тактики лечения.

6. Антибиотикотерапия, постуральный дренаж, инфузионная терапия, физиотерапия, ингаляции. При неэффективности консервативной терапии – оперативное лечение, резекция патологически изменённой доли.

7. Реабилитация, санаторно-курортное лечение в санатории Мечетлино.

8. Гангрена лёгкого с развитием инфекционно-токсического шока, сепсиса, амилоидоз печени.

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната.

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой, анализ истории болезни, работа с клиническими рекомендациями (протоколами ведения больных).


Литература

1.

Основная литература:

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Детская хирургия Ю. Ф. Исаков, А. Ю. Разумовский 2015, Москва    
2. Детская хирургия Ю. Ф. Исаков, А. Ю. Разумовский 2015, Москва 1200 доступов 1200 доступов

Дополнительная литература:

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Хирургические болезни у детей. В.В. Подкаменев 2015, Москва 1200 доступов -
2. Руководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов по дисциплине "Хирургические болезни детского возраста" Гумеров А.А. 2007, Уфа Неограниченный доступ -
3. Fundamentals of Pediatric Orthopedics Staheli, L.T. 2008, Вашингтон Неограниченный доступ -
4. Oski's Pediatrics J.A. McMillan, R.D. Feigin, C. DeAngelis, M.D. Jones 2006, Вашингтон Неограниченный доступ -
5. A Practical Approach to Pediatric Anesthesia R.S. Holzman, Th.J. Mancuso, D.M. Polaner 2008, Вашингтон Неограниченный доступ -

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: