Службы Социальной Скорой Помощи




Из опыта психологической работы

«Ребенок в опасности».

Из всех живущих на земле существ,

у человека самое длинное детство,

и «трагедия детства в том,

что его катастрофы бесконечны».

 

Служба «Ребенок в опасности» создана в 1993 г. при Мэрии Санкт-Петербурга для оказания социальной, психологической, медицинской и юридической помощи детям, потерпевшим насилие. Профессионалы используют в практической работе следующие определения форм жестокого обращения (В.Bonner,1995 США): жестокое физическое обращение, сексуальное насилие, пренебрежение, психологическое насилие. Московским институтом детской психотерапии и психоанализа академии гуманитарных исследований издано «Руководство по предупреждению насилия над детьми «(ред. Асанова Н.К., Москва, 1997г.), в котором обобщен канадский опыт диагностики и оценки насилия над детьми, помощи детям – жертвам насилия, предупреждения сексуального насилия над детьми. Эта информация прекрасно изложена и очень актуальна. Огорчает лишь одно утверждение из книги: «в нашей стране организованной помощи детям – жертвам насилия пока нет». В настоящее время наша служба единственная и в городе, и в России. Конечно, она не может ответить на потребности в защите всех детей, терпящих насилие, но она существует и через службу проходит около двухсот детей в год. Опытом работы, который у меня появился за время работы со дня основания службы, и применением психоаналитического подхода в этой работе я хочу поделиться с читателями.

Тот факт, что, работая с жертвами насилия здесь, в России, мы пользуемся определениями, выработанными в США и Канаде, подтверждает универсальность исследований человеческой природы Фрейдом. Смелость и неординарность его подхода к «хрупкой» проблеме человеческой психики, обращение ко всему человеку с «бездной высших идеалов и бездной самого низшего зловонного падения» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы») позволяют профессионально заниматься практикой помощи. Этот подход незаменим для точной и правдивой оценки явлений жизни современного общества и его «ячейки» - семьи. В нашей стране действительно нет опыта работы с насилием, прежде всего потому, что у нас «не было» ни секса, ни уж, тем более, насилия. Массовое сознание успешно вытесняло эту действительно страшную и трудную для восприятия тему. Интересно то, что эта тема и сейчас порождает множество мифов. Например, миф: сексуальное насилие над детьми совершают чужие люди. В реальности, чаще всего (в 75-90% (!)случаев) сексуальное насилие над детьми совершают люди, которых дети хорошо знают и которым доверяют. («Руководство по предупреждению насилия над детьми»). Этот миф не единственный. Человеческому сознанию, существующему в относительно благополучных рамках обыденности, трудно предположить, что насилие совершается не единожды. Реальность: чаще всего сексуальное насилие над детьми - это длительно продолжающийся процесс, при котором эксплуатируются близкие доверительные отношения, установившиеся между взрослым и ребенком.

Анна Фрейд в книге «ЭГО и механизмы защиты» описывает одно из последствий насилия как механизм того, что жертва становится активной и начинает повторять события, случившиеся в ее предшествующем травматическом опыте, а также детские и взрослые идентификации с агрессором. Так, у нас в службе находится девочка, подвергавшаяся жестокому избиению со стороны матери. При наблюдении за ней выяснилось, что она очень любит наказывать ремнем детей младше себя. Сейчас ей уже 14 лет и, если не проводить терапию, то модель агрессивного отношения она перенесет и на свою семью, а значит, и последующие поколения будут поддерживать ценности, разрушающие жизнь.

Наиболее пагубным для развития ребенка является сексуальное насилие. Посягательство на телесную целостность нарушает целостность души.

В работе с таким ребенком необходима терапия, сфокусированная на травме.

Для психолога очень важно быть открытым для восприятия того, что будет рассказывать ребенок, какой бы ужасной эта информация ни была. Психоаналитический подход здесь предпочтителен, так как в нем преимущество всегда за словесным выражением чувств. Пожалуй, хороший психоаналитик бывает подобен беспристрастному следователю. Мне приходилось наблюдать, как катарсис происходил после полного подробного рассказа о травме насилия дознавателю (в мою обязанность входило только обеспечить безопасность и контакт ребенка со следователем).

Известными последствиями насилия являются чувства агрессии, стыда, вины, отвращения, ужаса, горя, и, безусловно, необходимо помочь ребенку выразить их. Психоанализ опять оказывается наиболее готовым «инструментом» для работы с этими чувствами. Он обеспечивает нас пониманием того, что за агрессией стоит влечение к смерти, к разрушению ради разрушения (поздние работы Фрейда). «Хочу стать киллером, убийцей…Хочу обвязать себя гранатами и взорваться, что б никто обо мне не знал…Не хочу больше жить, все, что есть в жизни плохого, уже случилось со мной» - это спонтанные высказывания девочки –подростка, потерпевшей насилие. Суд над преступником состоялся, но терапией девочки никто не занимался. Когда эти высказывания слышат психиатры, они говорят, что это «их» пациент. Какими пагубными могут оказаться последствия, - мы все хорошо знаем.

Следующее чувство – чувство бессилия. В теории Фрейда оно связывается с состоянием младенца, всецело зависящего от других людей в удовлетворении таких базальных потребностей, как голод и жажда, и не способного совершить действие, устраняющее это внутреннее напряжение. Актуальны и общие признаки «внутренних опасностей», приводящие к накоплению напряжения и возникновение «натиска возбуждения», с которым субъект уже не в состоянии справиться. (Фрейд «Торможение, симптом, страх»). Понимание этого позволяют психологу выбрать соответствующие стратегии и техники работы.

Другим известным последствием насилия (любого из его форм), является чувство вины. Психоаналитическая теория раскрывает его последствия, рассматривая чувство вины в аспекте неясного чувства собственного ничтожества и как систему бессознательных установок и мотивировок, объясняющих неудачи и даже преступное поведение, и страдания, которые причиняет себе субъект. На сознательном уровне он не чувствует себя виновным, поэтому слово «чувство» требует оговорок. В работе «Я и ОНО», в пятой главе, посвященной зависимостям, свойственным «Я», Фрейд выделяет способы проявления чувства вины, - от нормальных до психопатологических. Когда критика «Сверх-Я» становится чрезмерной, нередко возникает невроз навязчивых состояний, - в виде самоупреков, навязчивых идей, с которыми субъект борется, считая их предосудительными и, наконец, в форме стыда, связанного с защитой. Уже на этом уровне можно отметить бессознательную часть чувства вины, поскольку реальная природа проявляющихся при этом чувств, (прежде всего агрессивных), не ведома субъекту. Наиболее настораживающими для психотерапевта должны быть характерные для чувства вины стремления к самообвинению и самонаказанию, вплоть до самоубийства. Фрейд показал, что при этом мы в действительности сталкиваемся с расщеплением «Я» на обвинителя («Сверх Я ») и обвиняемого, обусловленным процессом интериоризации межсубъектных отношений.

Для иллюстрации этого интересен пример, когда в песочной терапии девочки «плохой гном», участвующий в ее сюжетах всех предыдущих сеансов, «исправился», (примерно в десятом сеансе ее спросили:

«А где твой плохой гном?», - «Он исправился!») - и после этого все воспитатели нашей службы (и дневные, и ночные) начали замечать, что она стала менее конфликтной и упрямой в группе. Возможно, строгий судья «Сверх Я» перестал осуждать гнома (негативную часть ЭГО, которая возникает в результате насилия), произошла гармонизация межсубъектных отношений. Подобное же исцеление произошло и с мальчиком, терпевшим физическое и эмоциональное насилие со стороны родителей, - и матери, и отца.

Когда мальчик поступил к нам в службу, у него был выраженный тик (повторяющиеся навязчивые движения рта). Его привел старший брат. Мальчик выглядел благовоспитанным, скромным. Его поведение и было таким долгое время.

На очередном сеансе песочной терапии он решил построить что-нибудь из песка. «Только чем бы?»,- растерянно оглянулся он в поисках подходящего предмета. «Может быть, руками?», - предложила ему я. Он очень удивился: «Руками?». Видимо, его «Сверх Я» твердо знало, что руки пачкать нельзя! Скорее всего, в детстве ему не разрешалось «пачкать руки», «возиться в грязи» и т.д. Не особенно задумываясь об этом в тот момент, я повторила: «Да, руками. Если хочешь, можешь налить воды в песочницу и построить что-нибудь». Услышав это, мальчик молча затрясся всем телом, было впечатление, что он дрожит весь, от макушки до подошв. Это продолжалось доли секунды, а потом началась бурная деятельность… Песок с помощью большого количества воды был доведен до нужной консистенции, и началось строительство. Ни одна игрушка со стеллажа ему не понадобилась. Было построено много одинаковых комков-шариков по всему периметру песочницы и два «блиндажа», один в центре, другой левее. Он явно был удовлетворен. Мы начали беседовать. Сюжет назывался «Египет», в двух дворцах (блиндажами их назвала для себя я) жил только один принц, когда ему надоедало в одном, он переходил в другой. (В реальности мальчик на выходные дни уезжал от нас жить к старшему брату).

Тик у мальчика прошел, навязчивые движения исчезли, но воспитатели и учителя начали жаловаться на его поведение, которое уже не отличалось былой скромностью. Интерпретируя название сюжета и присутствие только одного персонажа (принца) в нем, можно вспомнить и такое понятие психоанализа, как нарциссизм. Особенно важен для психологической работы вторичный нарциссизм: изъятие либидо из объектных нагрузок и обращение его вновь на «Я».

«Сверх Я», очевидно, потеряло свою власть. Мальчик стал более шаловливым, что совсем не радует воспитателей, но навязчивые движения исчезли, просто иллюстрируя теорию Фрейда об отношениях «Я» и «Сверх Я".

Остается лишь восхититься глубиной проникновения Фрейда в тайны человеческой психики, с благодарностью вспомнить Юнга, подарившего нам идею метода песочной терапии и пожелать более активного применения психоанализа в практике работы психологов.

 

Нина Михайловна

Психолог ПССП «Ребенок в опасности».

E-mail: cild@Lek.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: