Лекция 8
Методы оптимизации
Организационных систем
План
Необходимые условия
Для достижения цели
Блок-схема
Параметрического метода
Проблемы эвристической
Поддержки управления
Организационными системами управления мы назвали системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей.
Таким образом, уже в самом определении организационной системы
управления, предполагается целенаправленный
характер ее функционирования.
Цель может быть достигнута только в том случае, если организационные процессы будут:
- эффективными, т.е. будут обеспечивать наилучшие результаты в расчете на единицу затрат соответствующих ресурсов;
- надёжными, т.е. гарантирующими осуществление процесса как такового;
- реализовываться без задержек, временных разрывов и не выходить за пределы временных границ;
- оперативными, а значит, быстро реагирующими на изменение обстановки;
- гибкими, то есть приспособленными к изменению оперативной ситуации, и реагирующими на них адекватно без потерь в качестве
Названные требования могут быть реализованы только в том случае, когда организационная система управления обладает устойчивостью, т.е. свойством системы сохранять некоторое свое качество в процессе управления при наличии возмущений.
Рассмотрим более подробно названные требования, применительно к организационному управлению.
Устойчивость — свойство процесса управления сохранять и восстанавливать свое качество в условиях внешних и внутренних возмущений.
|
Применительно к организационным системам управления устойчивость — способность решать все задачи, требуемые обстановкой при целенаправленных внешних воздействиях. Она есть результат технической и функциональной устойчивости.
Техническая устойчивость — способность противостоять воздействиям технического характера с помощью технических средств.
Функциональная устойчивость — способность противостоять воздействиям социально-политического, экономического характера и другим нетехническим воздействиям, с помощью средств интеллектуального характера.
Таким образом, при оценке устойчивости необходимо установить показатели свойств процесса управления, значения которых необходимо сохранить, и определить степени влияния на эти показатели различных возмущений (воздействий окружающей среды, ошибок управленческого персонала и т. д.).
Устойчивость процесса может быть абсолютной, т.е. оцениваться по всем его свойствам, и относительной, когда оценка производится с помощью некоторого функционала, характеризующего одно из свойств исследуемого процесса.
Для оценки устойчивости необходимо указать такие ограничения, налагаемые на возмущения, при которых функционал будет сохранять свое конечное значение в некотором, вообще говоря, вероятностном смысле.
Устойчивость организационных систем управления количественно измеряется как вероятность решений в заданные сроки необходимых управленческих задач.
Устойчивость организационных систем часто зависит от внешних экономических условий.
|
В связи с этим обстоятельством организационные системы относят к компетенции менеджмента.
Гибкость управления имеет место, если система управления способна менять, по обстановке, правила (алгоритмы) своих действий. Например, переходить от централизованного к децентрализованному управлению, частично децентрализованному и, наоборот, от децентрализованного к централизованному.
Гибкость управления — одно из необходимых, но не достаточных условий эффективности управления.
Система управления может менять и формы, и методы, но не достигать желаемых результатов из-за некачественных (малоудачных) решений, запаздывания и т. п. — из-за всего, что не обеспечивает устойчивости управления.
Непрерывность — свойство (способность) процесса управления не допускать перерыва между последовательно выполняемыми этапами (фазами) или другими действиями, приводящими к снижению качества управления.
Непрерывность процесса нарушается, если между двумя последовательно выполняемыми этапами возникает незапланированная пауза, приводящая к снижению качества выполнения следующих этапов (например, из-за потери ценности информации), несвоевременному достижению поставленной цели и срыву всего процесса управления.
Проблемы оптимизации организационных систем не могут быть решены к точно определённому сроку и по однозначному плану. Всегда желательно осуществлять упреждающие программы действий, чтобы не «догонять» упущенные возможности.
В настоящее время, признанным способом добиваться эффективности управления является внедрение информационных технологий.
|
Примером такого подхода просматривается при использовании параметрического метода, который поддаётся формализации.
Понятие физического противоречия занимает центральное место в концепции параметрического метода. Сущностью метода является выявление и устранение физических противоречий, присущих исходной системе. Под физическим противоречием понимаются взаимоисключающие требования, предъявляемые к элементу системы. Они состоят в том, что один из характеризующих его параметров должен иметь два разных значения.
При этом параметр элемента системы называется узловым параметром, а характеризуемый им элемент — узловым элементом.
Очевидно, что для одновременного улучшения каких-либо двух противоречивых показателей системы
необходимо заменить соответствующий им узловой элемент объектом, удовлетворяющим требованиям, зафиксированным в физическом
противоречии.
В общем случае базу параметрического метода образуют системы, выполняющие ту или иную функцию и удовлетворяющие требования, какого- либо, физического противоречия.
Применение метода возможно в двух вариантах: эвристический (с “ручным” алгоритмом решения поисковых задач) и направленный (с применением машинных алгоритмов).
Все элементы базы эвристического варианта параметрического метода описываются только по одному признаку — “удовлетворять требования физического противоречия”. А признак “выполнять функцию...” определяется пользователем в результате анализа производных систем на предмет однофункциональности с исходной системой.
Схема метода представлена на рис. 2.2.1