Основные проводки по счету 55 «Специальные счета в банках»
№ | Операция | Первичные Документы | Дебет | Кредит |
Операции с аккредитивами: | ||||
- открытие аккредитива за счет собственных средств | Вып. Банка | 55-1 | ||
-выставлен аккредитив за счет банковского кредита | Вып. Банка | 55-1 | ||
Оплата счетов поставщиков с аккред. счета | Вып. Банка | 55-1 | ||
Зачисление неиспользованных средств с аккредитива на р/сч. | Вып. Банка | 55-1 | ||
Операции с чеками: | Вып. Банка | |||
- депонирование средств при выдаче чековых книжек | Вып. Банка | 55-2 | 51,52,66 | |
- оплата выданных чеков | Вып. Банка | 62,76 | 55-2 | |
- возврат неиспользованных чеков | Вып. Банка | 51,52 | 55-2 | |
Осуществление денежных вкладов | Вып. Банка | 55-3 | 51,52 | |
Иногда может возникнуть реальная ситуация, когда денежные средства перечислены на расчетный счет, но на момент проверки или на конец месяца не поступили на него. В этом случае применяется счет 57 «Переводы в пути». После получения средств на расчетный счет сумма, указанная в нем, должна быть перенесена на счет 51.
Некоторые организации не могут сдавать денежную наличность в течение рабочего дня в обслуживающий их банк. В этом случае организации в соответствии с заключенными договорами вносят подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделения связи.
Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитных организаций, сберегательных касс или почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы.
|
Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на сч. 57 обособленно. Стоимость иностранной валюты, подлежащей продаже, на основании выписки из валютного счета отражается по Кт 52-1 и Дт 57 (если списание валюты с транзитного счета и ее продажа, согласно выписке, происходят в разные дни) в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции(списания средств с валютного счета организации). При зачислении выручки от продажи иностранной валюты на расчетный счет организации на основании выписки из расчетного счета дебетуется сч. 51 в корреспонденции со сч. 57.
В случае текущего изменения курса рубля по отношению к проданной валюте за период между списанием валютных средств с валютного счета и зачислением их рублевого покрытия на расчетный счет образовавшаяся на сч. 57 курсовая разница подлежит списанию в дебет(кредит) сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
Основные проводки по счету 57 «Переводы в пути»
№ | Операция | Первичные Документы | Дебет | Кредит |
Наличные денежные средства сданы инкассаторам или на почту | РКО, квитанции | 50-1,2 | ||
Зачисление на расчетный счет средств | Вып. Банка |
11. Основное содержание, порядок ведения учета финансовых вложений и их отражение в отчетности. (16 вопрос в примерном перечне)
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений (ПБУ 19/02)», утвержденному приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:
|
• наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права (гражданско-правовые договоры купли-продажи ценных бумаг, уступки права требования; переоформление прав, выписки из реестров, решение судов и т.п.);
• переход к организации финансовых рисков, связанных с финан-, совыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
• способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр. В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации — товарища по договору простого товарищества.
|
К финансовым вложениям организации не относятся:
• собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования, учитываемые на счете 81 «Собственные акции (доли)»;
• векселя, выданные организацией-векселедателем организации- продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, отражаемые по счету 60;
• вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемое организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;
• драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности
Первоначальная оценка финансовых вложений. Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). В сумму фактических затрат на приобретение финансовых вложений включаются:
• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
• суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;
• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложений.
Не входят в фактические затраты на приобретение финансовых вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением финансовых вложений.
Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Первоначальной стоимостью финансовых вложений, полученных организацией безвозмездно, таких как ценные бумаги, признается:
• их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;
• сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи полученных ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету, — для ценных бумаг, по которым организатором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается рыночная цена.
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения учитывают на счете 58 «Финансовые вложения». Счет активный: по дебету отражают имеющиеся в организации финансовые вложения и осуществление финансовых вложений, по кредиту — их списание.
К счету 58 «Финансовые вложения» могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Паи и акции»;
2 «Долговые ценные бумаги»;
3 «Предоставленные займы»;
4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.
На счете 58-1 учитываются вклады в уставные капиталы других организаций и приобретенные акции. Операции по вкладам отражаются в учете проводками:
Д 58-1 — К 50, 51, 52 — внесены вклады в уставные капиталы организаций;
Д 58-1 — К01,04, 10, 20, 23, 41, 43 и др. — имущество передано в счет вклада в уставный капитал в натуральной форме;
Д 58-1 — К 91 -1 — отражена положительная разница между оценкой вклада и фактической себестоимостью имущества;
Д 91-2 — К 58-1 — отражена отрицательная разница между оценкой вклада и фактической себестоимостью имущества;
Д 76 — К 91 -1 — начислен доход на вклад в уставный капитал;
Д 50,51,52 — К 76 — поступление дохода (денежных средств) в организацию;
Д 01, 04, 10, 20, 23, 41, 43 и др. — К 58-1 — отражен возврат вклада.
Акция — это ценная бумага, подтверждающая внесение ее владельцем средств в уставный капитал акционерного общества и дающая право на получение дохода от его деятельности, распределения остатков имущества при ликвидации общества и на участие в управлении этим обществом.
Операции по учету акций отражаются в учете проводками:
Д 58-1 — К 76 — приобретены акции;
Д 76 — К 50, 51, 52 — произведена оплата стоимости ценных бумаг;
Д 58-1 — К 75 — получены ценные бумаги в счет вклада в уставный капитал;
Д 58-1 — К 91-1 — отражено безвозмездное получение ценной бумаги;
Д 58-1 — К 91-1 — произведена переоценка стоимости ценных бумаг в сторону увеличения;
Д 91 -2 — К 58-1 — произведена переоценка стоимости ценных бумаг в сторону уменьшения;
Д 76 — К 91-1 — начислены дивиденды по акциям;
Д 50, 51, 52 — К 76 — отражено поступление дивидендов;
Д 08, 10, 41 и др. — К 76 — отражено получение дохода от ценных бумаг в натуральной форме;
Д 91-2 — К 58-1 — списаны с баланса выбывшие акции;
Д 76 — К 91-1 — начислена выручка от продажи акций;
Д 91 -9 — К 99 — отражен финансовый результат от выбытия акций (прибыль);
Д 99-91-9 — отражен финансовый результат от выбытия акций (убыток).
На счете 58-2 «Долговые ценные бумаги» отражаются приобретенные организацией долговые ценные бумаги. Долговые ценные бумаги — это обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств. К долговым обязательствам относятся облигации, депозитные сертификаты и т.д.
Облигация — это ценная бумага, подтверждающая обязательство возместить ее владельцу номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента.
Депозитный сертификат — это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных сумм, удостоверяющее право владельца по истечении срока на суммы депозита и установленных процентов к нему.
Операции по учету долговых ценных бумаг отражаются в учете проводками:
Д 58-2 — К 76 — приобретены долговые ценные бумаги по фактической стоимости;
Д 76 — К 50,51,52 — произведена оплата стоимости долговых ценных бумаг;
Д 58-2 — К 91 -1 — списана разница между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг (положительная) равномерно в течение срока обращения;
Д 91-2 — К 58-2 — списана разница между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг (отрицательная) равномерно в течение срока обращения;
Д 76 — К 91 -1 — начислены проценты по долговым ценным бумагам;
Д 50,51, 52 — К 76 — отражено поступление процентов;
Д 58-2 — К 91-1 — оприходованы неучтенные ценные бумаги при инвентаризации;
Д 94 — К 58-2 — отражена недостача ценных бумаг при инвентаризации;
Д 91-2 — К 58-1 — списаны с баланса выбывшие ценные бумаги;
Д 76 — К 91-1 — отражено начисление выручки от продажи ценных бумаг;
Д 91-9 — К 99 — отражен финансовый результат от выбытия ценных бумаг (прибыль);
Д 99 — К 91 -9 — отражен финансовый результат от выбытия ценных бумаг (убыток).
На счете 58-3 «Предоставленные займы» учитывают предоставленные другим организациям денежные и иные займы.
Операции по учету предоставленных займов отражаются проводками:
Д 58-3 — К 50, 51,52 — предоставлен другой организации денежный заем;
Д 58-3 — К01, 04, 10, 20, 23, 41, 43 и др, — предоставлен другой организации заем в натуральной форме;
Д 76 — К 91-1 — начислены проценты по предоставленным займам;
Д 50, 51, 52 — К 76 — отражено поступление процентов;
Д 50, 51, 52, 01, 04, 10, 20, 23, 41, 43 — К 58-3 — возвращен заем;
Д 76 — К 91 -1 — начислены штрафные санкции на заемщика за несвоевременный возврат займа.
На счете 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» отражается стоимость переданного имущества участникам простого товарищества. В соответствии с гражданским законодательством РФ совместная деятельность без создания юридического лица осуществляется на основе договора простого товарищества. Стоимость передаваемого имущества отражается на балансе как финансовые вложения.
Синтетический учет финансовых вложений ведут в журнале-ордере № 5 и Главной книге. Аналитический учет построен по видам акций, эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п. в специальных ведомостях.
В учетной практике организации может иметь место обесценение финансовых вложений. Обесценением финансовых вложений признается устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности. В этом случае определяется расчетная стоимость финансовых вложений, равная разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью), и суммой такого снижения.
Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется одновременным наличием следующих условий:
• на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости;
• в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
• на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.
Обесценение финансовых вложений может произойти в следующих случаях:
1) появление у организации-эмитента ценных бумаг, имеющихся в собственности у организации либо у ее должника по договору займа признаков банкротства либо объявление его банкротом;
2) совершение на рынке ценных бумаг значительного количества сделок с аналогичными ценными бумагами по цене существенно ниже их учетной стоимости;
3) отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений в будущем и т.д.
В ситуации, когда вероятно обесценение финансовых вложений, организация должна проверить, имеются ли условия устойчивого снижения стоимости финансовых вложений. Указанная проверка производится по всем финансовым вложениям организации, по которым наблюдаются признаки их обесценения. Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организации необходимо создать резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений.
Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.
Учет резерва отражается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Образование резерва отражают бухгалтерской записью:
Д 91-2 — К 59 — сформирован резерв под обесценение финансовых вложений.
Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений выявляется дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его увеличения:
Д 91-2-К 59;
если же выявляется повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то сумма ранее созданного резерва корректируется в сторону его уменьшения:
Д 59 — К 91-1.
Если до конца года, следующего за годом создания резерва под обесценение финансовых вложений, он не будет использован, то неизрасходованные суммы увеличивают финансовый результат:
Д 59 — К 91-1.
12. Основное содержание, порядок ведения учета расчетов с покупателями и их отражение в отчетности (не полный ответ)
К покупателям относятся юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары, работы и услуги.
Следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой у продавца возникает право требования на платеж, является дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. При отгрузке продукции покупателям, выполнении работ, оказании услуг и предъявлении им расчетных документов (счетов, счетов-фактур, транспортных накладных и т.д.) в учете организации-поставщика показывается образование дебиторской задолженности в сумме проданной (отгруженной) продукции по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей.
В течение десяти дней с даты отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг поставщиками и подрядчиками на имя покупателя выписываются счета-фактуры. Счет-фактура выписывается в двух экземплярах: первый экземпляр представляется покупателю и дает право на учет сумм НДС; второй экземпляр остается у поставщика.
Выданные счета-фактуры регистрируются в журнале учета выданных счетов-фактур и хранятся в течение пяти полных лет с даты их получения. Счета-фактуры в журнале должны быть подшиты и пронумерованы. Все выданные счета-фактуры также записываются в Книге продаж, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Контроль за ведением Книги продаж осуществляет руководитель организации или уполномоченное им лицо. Хранится Книга продаж в течение пяти лет с момента последней записи.
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет является активно-пассивным, но больше тяготеет к активному. По дебету счета 62 отражается образование дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, по кредиту — суммы погашения обязательств и полученные авансы.
К счету 62 могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Расчеты в порядке инкассо»;
2 «Расчеты плановыми платежами»;
3 «Векселя полученные».
Операции с покупателями и заказчиками отражаются в учете следующими проводками:
Д 62 — К 90-1 — отражена в учете выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
Д 62 — К 91-1 — отражен в учете доход от продажи прочего имущества; Д 90-3, 91-2 — К 68 — учтен НДС при продаже;
Д 50,51,52 — К 62 — поступили денежные средства в погашение задолженности; Д 60 — К 62 — отражен в учете зачет взаимных требований; Д 91 -2 — К 62 — отражена прощенная сумма долга. 1
Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в Книге продаж, аналитических карточках, оборотных ведомостях и т.д. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 11 и в обобщенном виде в Главной книге.
При расчетах с покупателями и заказчиками зачастую может возникнуть так называемая сомнительная задолженность. Сомнительным долгом признается любая задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
На сумму сомнительной задолженности организация может создавать резерв. Сумма резерва не должна превышать наиболее вероятных потерь организации в случае уклонения дебитора от погашения своего долга Принимать действия по выявлению сомнительной дебиторской задолженности следует только в том случае, если статья дебиторской задолженности является существенной в отчетности организации.
Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». По кредиту счета отражается создание резерва, по дебету — списание неистребованных долгов за счет резерва и его восстановление:
Д 91-2 — К 63 — создан резерв на сумму просроченной задолженности; Д 63 — К 62 — списана сумма непогашенной задолженности, не реальной для взыскания, за счет созданного резерва.
Списанная задолженность между тем не аннулируется. Ее сумма отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания. Такой порядок предусмотрен потому, что имущественное положение должника может измениться и организации, возможно, удастся взыскать задолженность. При этом составляется запись: Д 007.
Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому созданному резерву, следовательно, по каждому выявленному сомнительному долгу.
Основное содержание, порядок ведения учета расчетов с поставщиками и их отражение в отчетности.(17 вопрос в примерном перечне)
К поставщикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара,-газа; и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги, что закрепляется в договоре.
Кредиторская задолженность перед поставщиками формируется в учете на основании следующих документов: счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, приходных ордеров, приемных актов, актов о выполнении работ и т.д.
Выставляемые поставщиками счета предоставляются покупателю для акцепта. Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
Полученные счета-фактуры регистрируются в журнале учета счетов-фактур и хранятся в течение пяти полных лет с даты их получения. Счета-фактуры в журнале должны быть подшиты и пронумерованы. Также все полученные счета-фактуры отражаются в Книге покупок, цель которой — определение суммы налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащего зачету (возмещению) из бюджета. Книга покупок должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Контроль за ведением Книги покупок осуществляет руководитель организации или уполномоченное им лицо. Хранится Книга покупок в течение пяти лет с момента последней записи.
(Для учета расчетов за поступившие материалы, товары, выполненные работы и услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».)Счет является активно-пассивным, но больше тяготеет к пассивному, так как имеет преимущественно кредитовое сальдо, показывающее сумму кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками в результате акцепта счета, но может иметь и дебетовое сальдо, показывающее сумму дебиторской задолженности, возникшей в результате выданного поставщикам и подрядчикам аванса. По кредиту счета 60 отражают образование задолженности перед поставщиками и подрядчиками; по дебету — суммы исполнения обязательств и выданные авансы,/ Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется с помощью следующих проводок:
Д 07 «Оборудование к установке», 08, 10, 11, 15, 41, 20, 23, 25, 26, 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 и др. — К 60 — приняты к учету активы, работы, услуги;
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — К 60 — отражен «входной» НДС;
Д 68 — К 19 — «входной» НДС на основании счета-фактуры представлен к возмещению из бюджета;
Д 60 — К 50, 51, 52, 55 — оплачены счета поставщика, подрядчика;
Д 60 — К 66, 67 — погашена задолженность за счет кредитов банка;
Д 76 — К 60 — выставлена претензия поставщику, подрядчику;
Д 60 — К 91 -1 — отражена прощенная сумма долга.)
В деятельности организации может иметь место так называемая неотфактурованная поставка, когда поступившие материалы принимаются к учету без расчетных документов поставщика на их оплату. В этом случае материалы принимаются к учету по рыночным или учетным ценам на основании актов приемки-передачи. После поступления от поставщика расчетных документов ранее произведенная запись корректируется и в учете отражается реальная величина кредиторской задолженности, соответствующая полученным документам.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в Книге покупок, аналитических карточках, оборотных ведомостях и т.д. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 6 и в обобщенном виде в Главной книге
основные задачи бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками:
1) обеспечение контроля правильности соблюдения форм расчётов, установленных в договорах, между контрагентами;
2) правильное отражение синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками в бухгалтерском учёте и отчётности;
3) подтверждение суммы задолженности путём сверки расчетов с поставщиками;
4) своевременное выставление претензий в случае нарушений поставщиками условий хозяйственных договоров.
5) формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками.
16. Основное содержание, порядок ведения учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами их отражение в отчетности.(21 вопрос в примерном перечне)
Кредиторская задолженность представляет собой задолженность предприятия по выполнению взятых на себя договорных обязательств, либо обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством (гражданским, налоговым, трудовым и т.д.).
В целом под кредиторской задолженностью организации принято понимать ее долги третьим лицам: организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, своим работникам. Как правило, она образуется при расчетах за приобретаемое имущество, работы и услуги сторонних организаций, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах с работниками по оплате труда и с физическими лицами по договорам гражданско-правового характера.
Осуществление контроля за движением кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины. Важным фактором контроля является оборачиваемость кредиторской задолженности.
Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, сотрудниками фирмы, прочими кредиторами, так как это означает своевременное погашение организацией своей задолженности перед этими кредиторами.
Дебиторская задолженность - сумма неоплаченных долгов, причитающихся со стороны покупателей и заказчиков за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Дебиторская задолженность возникает при расчетах между предприятием и другими лицами (как юридическими, так и физическими) в момент перехода права собственности на товары, выполнения работ, оказания услуг или в результате предварительной оплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Причем, реализация товаров (работ, услуг) не совпадает по времени с их оплатой. таким образом, образование дебиторской задолженности обусловлено наличием договорных отношений и временным разрывом между реализацией (сделкой) и ее оплатой.
Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженность отражается в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодательство связывает те или иные правовые последствия. Сроки бывают нормативные – установленные законом или иным правовым актом и договорные – определенные соглашением сторон. Как разновидность нормативных сроков гражданского права различают сроки, в течение которых нарушенное или оспариваемое право подлежит защите – срок исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности.
Дебиторская задолженность по истечению срока исковой давности списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резерва по сомнительным долгам. Но эта списанная задолженность не считается аннулированной: ее отражают на забалансовом счете еще в течение 5 лет.
Кредиторская задолженность по истечению срока исковой давности списывается на увеличение финансовых результатов организации.
Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.
К счету 76 могут быть открыты следующие субсчета:
«Расчеты по имущественному и личному страхованию»;
«Расчеты по претензиям»;
«Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;
«Расчеты по депонированным суммам» и др.
На субсчете 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты пострахованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем.
Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту счета 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей (08, 23, 25, 26, 29 и др.).
Перечисленные суммы страховых платежей страхователям списывают с кредита счетов по учету денежных средств (51, 52, 55) в дебет счета 76-1.
Потери ТМЦ по страховым случаям списывают с кредита счетов 10, 43 и др. в дебет счета 76-1. По дебету счета 76-1 отражают сумму страхового возмещения, причитающуюся подоговору страхования работнику организации (кредитуют счет 73 «Расчеты с персоналом прочим операциям»).
Суммы страхового возмещения, полученные организацией от страховых организаций, отражают по дебету счетов учета денежны средств (51, 52, 55) и кредиту счета 76-1. Некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списывают в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 76-1 ведут по страховщикам и отдельным договорам страхования.
На субсчете 2 «Расчеты по претензиям» счета 76 отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита следующих счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы несоответствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок и т. п. по уже оприходованным ценностям;
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетовучета затрат - за брак и потери, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков;
учета денежных средств и кредитов банка (51, 52, 66, 67 и др.) - по суммам, ошибочно списанным со счетов! организации;
91 «Прочие доходы и расходы» - по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за несоблюдение договорных обязательств.
Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76-2 (60, 10, 20, 23 и др.).
Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
На субсчете 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.
Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов (51, 52 и др.) и кредиту счета 76-3.
На субсчете 4 «Расчеты по депонированным суммам» счета 76 учитывают расчеты с работниками организации по невыплаченным установленный срок суммам из-за неявки получателей.
Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76-4 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76-4.
Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно.
17.. Основное содержание, порядок ведения учета основных средств, их амортизации и отражение в отчетности.24 вопрос в примерном перечне
Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
По назначению основные средства организации разделяются на производственныеосновные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.
По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.
К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.