1. Категория товарно-материальных запасов. Классификация запасов.
2. Причины образования товарно-материальных запасов. Функции запасов.
3. Нормирование запасов. Определение оптимального размера запасов.
4. Основные системы управления запасами на предприятиях.
Определение запасов. Товары на протяжении своего жизненного цикла, от момента создания до конечного потребления, неоднократно принимают форму запасов. Через запасы осуществляется продвижение продукции от изготовителей к потребителям, при этом меняются их местонахождение и выполняемые функции.
Материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.
Производственные з апасы - находятся на предприятии сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания таких запасов — обеспечить бесперебойность производства.
Товарные з апасы - запасы готовой продукции у изготовителей, на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и в пути.
Производственные и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
Текущие запасы - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
|
Страховые запасы - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств.
Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
Причины образования запасов. Существует несколько причин запасообразования, которые носят природно-географический, технико-технологический, организационный и экономический характер (Таблица).
Таблица – Причина образования и функции запасов
ПРИЧИНЫОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ | ФУНКЦИИ ЗАПАСОВ | |
Природные и географические | Невозможность непрерывного воспроизводства | Устраняют несоответствие между моментами производства, транспортировки и потребления товаров |
Технико-технологические | ||
Организационно-экономические | Хозяйственный механизм экономической системы | Устраняют диспропорциональность объемов и структуры спроса и предложения |
Экономические | Экономическая выгода | Позволяют получить спекулятивную прибыль |
Сезонное производство или транспортировка некоторых продуктов, обусловленные естественными факторами, ведут к не совпадению производства и потребления во времени.
Размещение предприятий, определяемое расположением сырьевых и трудовых ресурсов, исторически сложившимися размерами государств, приводит к разрыву технологических связей. Транспортные организации ввиду ограниченной грузоподъемности транспортных средств принимают к отгрузке партии, соответствующие транзитным нормам и обеспечивающие максимальную загрузку транспорта. Они, как правило, превышают объемы текущего потребления, и продукция также оседает в запасах.
|
Асинхронность производства на технологически связанных между собой предприятиях, обусловленная различными типа производства(массовым, серийным, единичным) технологической организации производства, длительностью производственного цикла.приводит к несовпадению ритмов производства и потребление и образованию сырьевых запасов. Кроме этого, если предприятие производит ряд типосорторазмеров или ассортиментных групп, то для перехода от одной группы к другой требуетспереналадка оборудования, а это трудоемкий и дорогостоящий процесс. В целях экономии такие переналадки желательно делать достаточно редко. Поэтому в течение нескольких дней, недель или месяцев выпускаются только отдельные ассортиментные позиции, которые накапливаются в виде запасов готовой продукции.
Причиной запасообразования может стать и хозяйственный механизм экономической системы, определяющий ее специфическую рыночную конъюнктуру. С одной стороны, в централизованно управляемой дефицитной экономике возникает тенденция к запасу впрок дефицитных материалов потребителями. С другой стороны, образуются некомплектные запасы, которые не могут быть использованы из-за отсутствия сопутствующих материалов. В рыночной экономике, напротив, возникают избыточные, не соответствующие платежеспособному спросу запасы товаров.
|
И, наконец, существует экономическая причина, когда запас создается потому, что позволяет получить дополнительную прибыль или экономию на разнице цен. Так, для средств производства характерны значительные объемы потребления. Их продавцы часто предлагают скидки с оптовых цен при покупке больших партий товара. Создание избыточного запаса в такой ситуации оправдано, так как экономия на ценах может превысить издержки по созданию запасов. Аналогично действует предприятие в условиях инфляции, приобретая впрок постоянно дорожающие продукты, которые впоследствии сможет продать по более высокой, чем закупочная, цене или обменять на другой товар.
Функции запасов. Материальные запасы выполняют три основные функции: устраняют несоответствие между моментами производства, транспортировки и потребления товаров; диспропорциональность объемов и структуры спроса и предложения; позволяют получить спекулятивную прибыль.
В конечном счете выполнение этих функций обеспечивает непрерывность воспроизводства наиболее дешевым из возможных способом.
При определении размера запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса.
Метод технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции - в торговле). Для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы.
Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции
Принципиально другой подход к оценке времени и размера текущего запаса основанной на формуле Уилсона (Вильсона), базирующиеся не только на данных наблюдений поставками, но и на экономических показателях.
где Sопт - оптимальный размер заказываемойпартии;
О - величина оборота;
Ст- издержки, связанные с доставкой; Сх- издержки, связанные с хранением.
При описании движения запаса используются две переменные: объем запаса и время. Изменение объема запаса во времени – основная проблема обеспечения потребности в запасе данного места хранения. Необходимо содержать запас в таком объеме, чтобы, невзирая на особенности реализации пополнения и потребления запаса, он всегда был достаточен для обслуживания потребления на заданном уровне. Ранее было отмечено, что запас формируется под воздействие входящего и выходящего материального потока.
При этом главных вопросов два:
1)каков должен быть объем заказа,
2) в какой момент времени следует заказать товарно-материальные ценности для восполнения запаса.
Оба вопроса взаимосвязаны. Исходя их принятого размера пополнения запаса, необходимого для удовлетворения заданной или прогнозируемой (планируемой) потребности в материальных ресурсах, можно определить моменты выдачи заказов. Значение экономически целесообразного размера заказа – ключевой параметр оптимизации уровня запаса в организации. Именно от его величины зависит дальнейшее поведение запаса и управление им.
Для манипуляции запасом у специалистов по управлению запасами имеется только два инструмента: (1) размер заказа и (2) интервал времени между заказами. Исходя из этого, можно утверждать, что имеется только две возможности построения модели управления запасами. Первая состоит в следующем: необходимо зафиксировать размер заказа, тем самым однозначно ответив на первый вопрос (об объеме восполнения запаса). Вторая возможность – зафиксировать интервал времени между заказами, тем самым однозначно ответив на второй вопрос (о моменте времени, когда следует выдать заказ на восполнение запаса).
Таким образом, теоретически возможны две модели управления запасами:
1)с фиксированным размером заказа, или двухбункерная система (two-binsystem);
2) с фиксированным интервалом времени между заказами.