Тема 8. Распределительная (сбытовая) логистика




1. Сущность, задачи и функции распределительной (сбытовой) логистики. Распределительная логистика и маркетинг.

2. Логистические каналы распределения, их виды и основные характеристики. Организация физического распределения продукции.

3. Управление потоками в распределительной логистике. Обоснование построения системы распределения.

4. Экономико-математические методы и модели, используемые в распределительной логистике.

 

Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов, нужны ли посредники - вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

- распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

- распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

- распределяются материальные запасы между различными участками производства;

- распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Материальные потоки на стадии приобретения средств производства являются объектом изучения и управления закупочной логистики.

Материальные потоки на стадии производства - объектом производственной логистики.

Объектом распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Задачи распределительной логистики:

На уровне предприятия, то есть на микроуровне:

1) планирование процесса реализации;

2) организация получения и обработки заказа;

3) выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации

4) выполнение других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

5) организация отгрузки продукции;

6) организация доставки и контроль за транспортированием;

7) организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

1) выбор схемы распределения материального потока;

2) определение оптимального количества распределительных центров (складов) на

обслуживаемой территории;

3) определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории,

4) ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе - каналом распределения.

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление.

На выбор канала распределения влияют три фактора:

- требования потребителей;

- соответствие канала распределения товару;

- охват рынка.

Перед тем как перейти к использованию различных каналов распределения необходимо определить, чего хотят потребители продукции для того, что бы они приняли положительное решение о покупке. Например, на решение потребителя о покупке товара значительное влияние оказывают следующие факторы:

- техническая консультация. При продаже товаров клиентам может понадобиться техническая консультация со стороны продавцов по вопросам, касающихся эксплуатации, установке, утилизации и т.д.;

- доступность товара. Это предполагает наличие достаточного количества товарных запасов на складе, возможность прямых поставок, способность осуществлять поставки «точно в срок» и т.д.

- сервисное обслуживание. Потребителям может понадобиться обслуживание по установке, ремонту, поддержке и т.д.

- комплексное решение. Для некоторых потребителей товар может оказаться в определенном смысле непригодным без дополняющих его товаров, который должен продавать элемент распределительной системы;

- кастомизация товара. Потребителям, которым требуется кастомизация товара, предпочитают иметь дело с посредником, который может предоставить услуги по проектированию или услуги по сборке, осуществить поставку, предоставить отсрочку платежа.

Для того чтобы решить поставленную задачу Вам необходимо определить различные целевые сегменты ваших клиентов. Затем выяснить какие услуги представляются им важными. Для этого недостаточно просто спросить их об этом, необходимо выяснить какие услуги для них важны и насколько важна для них каждая.

Значительное влияние на выбор канала распределения оказывает влияние вид продукции или услуги, которую производит и реализует предприятие. Фьюри и Фридман в качестве показателей соответствия товара каналу распределения выделяют следующие признаки:

- узнаваемость бренда (в какой степени продукт узнаваем и признан потребителем);

- кастомизация (степень адаптации продукта, необходимая для того, чтобы соответствовать требованиям клиента);

- объединение (является ли продукт независимым). Например, компьютер и программное обеспечение по отдельности данные товары не являются самодостаточными;

- эксклюзивность (уникальность товара).

- замена (легкость, с которой товар может быть заменен на товар конкурентов).

- стадия жизненного цикла товара.

При выборе канала распределения предприятие должно необходимо определить размер территории, которую может осуществить тот или иной канал распределения. Например для того, чтобы завоевать определенный территориальный сегмент, может понадобиться более интенсивная дистрибуция, чем та которую можно было бы предпочесть исключительно с точки зрения товара.

Для оценки территориального охвата возможно использовать следующие показатели:

- охват рынка, который указывает на процентную долю всего рынка, под который подходит товар или услуга (А);

- наличие в канале распределения, указывающей на процент представленности товара во всех каналах распределения (Б);

- процент успешности продаж, который указывает на долю продаж товара в общем объеме продаж аналогичных товаров (В).

Доля рынка рассчитывается по следующей формуле:

Доля товара = АхБхВ

Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Анализ показывает, что обычно распределительные системы на основе складов создаются по следующим причинам:

1) достаточно большие потери материальных и трудовых ресурсов;

2) слабая информационная поддержка сбытовой деятельности (в том числе отсутствие информационных компьютерных сетей);

3) потери, связанные с рассредоточением при поставке заготовительной продукции и товаров производственного назначения;

4) отсутствие опыта в управлении материальными потоками в условиях жесткой рыночной экономики;

5) объективными трудностями, которые имеют место в практическом использовании философии маркетинга для конкретных логистических операций.

При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.

При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта.

Другая часть транспортных расходов - стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта

Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов).

Увеличивая число складов, мы тем самым сокращаем зону обслуживания каждого из них. Так, при переходе к модели обслуживания, представленной шесть складов, зона, обслуживаемая одним складом, уменьшается примерно в шесть раз. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания.

Причин тому может быть несколько. Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть создавая шесть складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас.

Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть создавая шесть складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. Суммарный запас во всех шести складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом).

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются.

Представляет интерес зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов.

Представляет интерес зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов.

Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления.

Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех указанных ранее графиков приведена на след. рисунке.

Рис. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: