1. Основные понятия и определения информационной логистики
2. Логистические информационные системы
3. Управление логистическими информационными системами
4. Информационно-коммуникационные технологии в логистике
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. Информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
1) опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
2) опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
3) одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
4) вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь движения информационного потока, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
изменяя направление потока;
ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
|
ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени, единица измерения зависит от носителя информации (док./вед.вр., байт/ в ед.вр. и др.).
Значимым элементом логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, состоящая из различных подсистем, которая называется информационной системой.
Наиболее часто в логистике информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.
Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
1) техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
2) информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
3) математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.
Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных задач по управлению материальными потоками.
Виды информационных систем
Логистические информационные системы (ЛИС), разных видов, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач.
|
Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением.
Плановые информационные системы.создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;
планирование производства;
общее управление запасами;
управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы – создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
детальное управление запасами (местами складирования);
распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (в реальном масштабе времени), который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать управляющие воздействия на объект управления.
Преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
• возрастает скорость обмена информацией;
• уменьшается количество ошибок в учете;
• уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
• совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.