Билет №14 Учредительные документы корпораций




Учредительными являются документы, на основании которых согласно закону регистрируются и действуют юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами.
Существует несколько видов учредительных документов: устав; учредительный договор;

общие положения об организации.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

На основании каких конкретно документов действует юридическое лицо, определяется в соответствующем законодательном акте.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Главное различие между коммерческими и некоммерческими организациями проявляется в том, что требования к их форме учредительных документов более строгие, чем это предусматривается для некоммерческих организаций.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться:

-наименование юридического лица;

-место его нахождения;

-порядок управления деятельностью юридического лица;

-другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Что касается содержания учредительного договора, то в нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

 

№15. Органы управления в корпорации: понятие, виды.

Органы управления корпоративных объединений определяются их уставом. Высшиморганом ООО и ЗАО является общее собрание акционеров. Для текущегоруководства создается исполнительный орган (коллегиональный или единоличный вформе правления, дирекции или в лице генерального директора, директора).Аппарат управления картелей, синдикатов, пулов, трестов, холдингов,концернов, финансовых групп в большинстве случаев формируется в виде двухосновных органов: Совета директоров, осуществляющего стратегическоеуправление и исполнительного органа – президента и вице - президентов,осуществляющих оперативное управление с помощью специальных органов. Советдиректоров особое внимание уделяет вопросам обеспечения требуемой нормыдивидендов на акционерный и прибыли на инвестируемый капитал, формируетстратегические цели корпорации.В основных корпоративных объединениях владельцы капиталов влияют наэкономическую политику через Совет директоров, а непосредственное управлениеосуществляется наемными сотрудниками: президентами, вице – президентами,генеральными директорами и менеджерами по видам управления.Таким образом, функции владения и управления разделены, что способствуетосуществлению подбора в аппарат управления более квалифицированного и

компетентно в вопросах управления персонала.

№16. Общее собрание участников корпорации: значение, правомочия

Общее собрание акционеров— высший орган управления в акционерном обществе, состоящий из акционеров—владельцев именных обыкновенных акций общества, а в некоторых случаях, предусмотренных Законом РФ «Об акционерных обществах», также из акционеров—владельцев привилегированных акций. Акционеры общества для решения вопросов, отнесенных к их компетенции Уставом общества и Законом РФ «Об акционерных обществах», собираются на свое общее собрание периодически, но не реже, чем раз в год (на годовое общее собрание акционеров).

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится решение следующих вопросов предусмотренных ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах».

Несмотря на достаточно жесткий подход к определению исключительной компетенции общего собрания акционеров, ФЗ «Об акционерных обществах», тем не менее допускает возможность передачи совету директоров (наблюдательному совету) ряда полномочий по решению нескольких групп вопросов.

Первая группа вопросов компетенции общего собрания акционеров, которые могут быть переданы на решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, - вопросы образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий.

При определении органа управления, который может решать эти вопросы, ФЗ «Об акционерных обществах» исходит из того, что предусмотрено в уставе общества. Уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Но если устав не содержит такого полномочия совета директоров (наблюдательного совета), то это исключительная прерогатива общего собрания акционеров. Речь идет как о единоличном, так и о коллегиальном исполнительном органах. При этом возникает несколько вариантов регулирования данного вопроса. Первый - когда образование и досрочное прекращение как коллегиального, так и единоличного исполнительных органов входит в компетенцию общего собрания акционеров. Второй - когда оба исполнительных органа образуются и досрочно прекращаются решением совета директоров (наблюдательного совета). Третий - когда один из исполнительных органов образуется и досрочно прекращается общим собранием акционеров, а другой - советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Вторая группа - вопросы об увеличении уставного капитала общества и внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением его уставного капитала. Совершенно очевидно, что эта группа вопросов связана с комплексом полномочий по двум самостоятельным направлениям: увеличение уставного капитала и внесение изменений в устав общества.

Наконец, третья группа вопросов компетенции общего собрания акционеров, которые могут быть переданы на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, - вопросы, связанные с приобретением обществом размещенных акций.

Согласно п. 2 ст. 72 ФЗ «Об акционерных обществах» общество, если это предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества совету директоров (наблюдательному совету) общества принадлежит право принятия такого решения.

 

№17 Исполнительные органы в корпорации: назначение, функции, виды

Исполнительными органами хозяйственного общества являются:

• единоличный исполнительный орган, функции которого могут исполнять директор (генеральный директор) или управляющая организация (управляющий).

• коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

Хозяйственное общество в обязательном порядке должно иметь единоличный исполнительный орган. Это его волеизъявляющий орган, в лице которого общество проявляет себя во вне, приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности. Коллегиальный исполнительный орган и в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью может образовываться по усмотрению самого общества.

Целью деятельности исполнительных органов является обеспечение прибыльности и конкурентоспособности общества, его финансово-экономической устойчивости, обеспечение прав и законных интересов акционеров, трудовых прав и социальных гарантий работников.

К компетенции исполнительных органов общества относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или совета директоров общества, если уставом общества предусмотрено его образование.

Исполнительные органы подотчетны совету директоров общества и общему собранию акционеров (участников).

Правилом, определяемым принципом остаточной компетенции, является следующее: при наличии в обществе одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов в уставе общества должна быть определена компетенция коллегиального исполнительного органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, выполняет также функции председателя коллегиального исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества может быть представлен как директором - физическим лицом, так и управляющей организацией, которая по договору с обществом выполняет функции единоличного исполнительного органа. Право принять решение о выборе модели управления законодатель отдает самому обществу, не обусловливая этот выбор никакими обстоятельствами.

Коллегиальный исполнительный орган

Образование коллегиального исполнительного органа и его компетенция:

Коллегиальный исполнительный орган может образовываться по усмотрению самого хозяйственного общества. В акционерном обществе образование этого органа осуществляется общим собранием акционеров или советом директоров, в зависимости от предусмотренного уставом (пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО), в обществе с ограниченной ответственностью избрание коллегиального исполнительного органа относится к компетенции общего собрания участников (п. 1 ст. 41 Закона об ООО).

Количество членов правления, срок их полномочий, компетенция коллегиального исполнительного органа определяются уставом общества. Сроки, порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, а также порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами.

Компетенция коллегиального исполнительного органа не должна дублировать полномочия единоличного исполнительного органа. Так, например, если в компетенцию единоличного и коллегиального органов входит полномочие по утверждению внутренних документов общества, то принятие конкретных документов должно быть разграничено (например, директор утверждает положения об аттестации работников, правила внутреннего трудового распорядка, а правление - положения о материальном стимулировании персонала, о предоставлении работникам дополнительных льгот и т.д.).

При наличии в хозяйственном обществе коллегиального исполнительного органа зачастую он служит механизмом ограничения полномочий единоличного исполнительного органа. Так, в компетенцию коллегиального органа передаются полномочия по утверждению наиболее важных сделок - по предмету (например, с недвижимым имуществом, основными средствами и прочими ценными активами) или по сумме - в размере, определенной стоимости активов общества, более низком, чем это требуется для признания сделки крупной, но значительном, чтобы предоставить возможность ее заключения непосредственно единоличному исполнительному органу общества. Обычно цена таких сделок варьируется от 5 до 10% балансовой стоимости активов хозяйственного общества.

В компетенцию правления очень часто включаются вопросы об утверждении оперативных финансово-хозяйственных планов общества и отчетов об их исполнении, разработка методических документов по осуществлению бизнес-процессов.

№18 Порядок создания корпорации

Создание любого юридического лица представляет собой совокупность юридически значимых действий, направленных на придание организации определенного законодательством статуса.

Создание корпораций определяет необходимость их государственной регистрации. Цель регистрации - устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятия, определить нового налогоплательщика, придать юридическую силу деятельности организации.

Государственная регистрация корпораций подчиняется общему порядку регистрации юридических лиц, установленному ГК РФ и Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Корпорации могут создаваться путем учреждения нового юридического лица, либо путем реорганизации существующего. Фактически предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ.

Порядок создания акционерного общества можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап - принятие решения об учреждении общества.

Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей либо учредителя. Учредителями общества могут выступать граждане и юридические лица. Между учредителями распространяются акции первой эмиссии (закрытая подписка).

Законом об акционерных обществах установлен запрет на учреждение в качестве единственного учредителя (акционера) обществом, состоящим из одного лица (статья 10 Закона об акционерных обществах).

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров. В случае если в учреждении принимают участие несколько лиц, проводится учредительное собрание.

В учредительном собрании решаются следующие вопросы:

- о создании общества;

- об утверждении устава общества;

- об утверждении уставного капитала общества;

- об избрании органов управления обществом.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества. Данное решение принимается единогласно всеми учредителями. Избрание органов управления общества осуществляется квалифицированным большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Учредители заключают между собой письменный договор о создании корпорации. Договор должен содержать следующие сведения:

- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;

- размер уставного капитала общества;

- категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты;

- права и обязанности учредителей по созданию общества.

Кроме того, договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций (статья 34 Закона об акционерных обществах).

Договор о создании общества не является учредительным документом общества, он носит обеспечительный характер и поэтому не подлежит государственной регистрации Никологорская Е.И. Договор о создании акционерного общества: теория и практика // Юрист. 2006. № 8. С. 47..

Договор о создании общества теряет свою силу по достижении цели - создания общества, с момента государственной регистрации общества. Однако его положения могут иметь значение и после завершения процесса создания общества, например, при решении вопроса об ответственности учредителей.

По результатам собрания составляется протокол.

Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрены особенности учреждения обществ с участием иностранного капитала.

"Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации" (статья 4 указанного Закона).

Вторым этапом является подготовка учредительных документов. Учредительные документы - документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства. Корпорации в основном являются акционерными обществами и следовательно действуют на основании устава, который утверждается всеми членами учредительного собрания единогласно.

Завершающий этап создания - государственная регистрация корпорации. Общество подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Но в обязательном порядке эти сведения изначально должны быть указаны в учредительных документах.

Для государственной регистрации представляются следующие документы:

- документ (протокол общего собрания), подтверждающий решение учредителей (участников) о создании общества;

- устав общества, утвержденный учредителями (участниками);

- копии свидетельств о регистрации и титульных листов уставов, если учредителями являются организации - юридические лица;

- копии гражданских паспортов Российской Федерации учредителей - физических лиц;

- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию;

- заявление о государственной регистрации.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Корпораций считается созданной как юридическое лицо с момента её государственной регистрации. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр:

- "Свидетельство о государственной регистрации юридического лица" - документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица;

- "Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации".

Учредительные документы корпораций и их особенности

Любое юридическое лицо действует на основании своих учредительных документов.

Учредительным документом корпораций в форме акционерного общества является устав. С момента государственной регистрации требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Устав утверждается общим собранием акционеров единогласно. Устав представляет собой локальный нормативный акт общества.

Статья 11 Закона об акционерных обществах устанавливает содержание устава общества. Устав должен содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное фирменные наименования общества;

- место нахождения общества;

- тип общества (открытое или закрытое);

- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

- размер уставного капитала общества;

- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

- сведения о филиалах и представительствах общества;

№19 Реорганизация корпорации

Понятие реорганизации

Реорганизация является особым правовым явлением, ей присущи черты, свойственные как

процедуре учреждения юридических лиц, так и их ликвидации. С одной стороны, хозяйственное общество может быть создано не только путем учреждения вновь, но и в результате реорганизации уже существующего юридического лица. При этом главное отличие этих двух способов создания юридических лиц заключается в том, что к хозяйственному обществу, создаваемому в результате реорганизации, переходят права и обязанности его правопредшественников. При учреждении вновь создаваемому обществу обязанности учредителей не передаются. С другой стороны, в результате реорганизации чаще всего происходит прекращение юридического лица, что сближает реорганизацию с ликвидацией. Однако

в ходе ликвидации права и обязанности ликвидируемой организации не переходят в порядке

правопреемства к иным лицам, что и отличает этот процесс от реорганизации.

 

Виды реорганизации

Согласно действующему законодательству (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Закона об АО, п. 2 ст. 51 Закона об ООО) существует пять видов реорганизации:

1)Слияние - возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних

2)Присоединение - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу

3)Разделение - прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь

создаваемым обществам

4)Выделение - создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего

5)Преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица

 

Реорганизация - это особая процедура, в ходе которой происходит прекращение, а в

большинстве случаев и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).

Реорганизация хозяйственных обществ может проходить как в добровольном, так и в

принудительном порядке. В первом случае реорганизация общества осуществляется на основании решения его акционеров (участников) и проходит в любой из перечисленных выше форм (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Во втором реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и может осуществляться исключительно в форме разделения или выделения (абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

В подавляющем большинстве случаев реорганизация хозяйственных обществ происходит в добровольном порядке.

Добровольная реорганизация

Как правило, добровольная реорганизация хозяйственных обществ осуществляется по

следующим причинам.

Необходимость повышения эффективности управления компанией. В ряде случаев для

улучшения качества управления корпорацией требуется повысить самостоятельность ее

структурных подразделений. Этого, помимо других способов, можно достичь и путем выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц. Подобный подход обычно свойствен компаниям, занимающимся различными сферами предпринимательской деятельности.

В то же время традиционные компании производственной сферы менее склонны

предоставлять свободу своим структурным подразделениям и поэтому намного чаще подвержены укрупнениям. Обычно это достигается с помощью присоединения к ним дочерних обществ. Таким образом, проявляется другая тенденция - создание единого хозяйственного общества с вертикально-иерархической структурой.

Приобретение новых активов. Если компания, намеревающаяся получить доступ к

имуществу сторонней организации, понимает, что приобретаемые активы органично впишутся в ее внутреннюю структуру, имеет смысл не приобретать акции (доли участия) этой организации, а осуществить ее присоединение.

Объединение активов компаний для достижения наилучших результатов. Конец 90-х гг. XX в. был ознаменован громкими слияниями крупнейших мировых корпораций. Необходимость подобных действий была обусловлена изменением рыночной конъюнктуры, в связи с чем многие корпорации встали перед выбором: либо объединиться с одним из конкурентов, либо нести убытки и уходить из бизнеса.

Повышение инвестиционной привлекательности компании. В большинстве случаев это

характерно для крупных корпораций, функционирующих на рынках с высокой конкуренцией и вступающих на путь бурного развития. Перед ними стоят две основные задачи: создание положительного имиджа, т.е. формирование позитивной репутации компании, и привлечение сторонних инвестиций. Решение поставленных задач неизбежно приводит к повышению капитализации компании, что идет на пользу и самой компании, и всем группам акционеров – как прежним, так и новым. Инвестиционная привлекательность компании повышается благодаря улучшению корпоративного управления и изменению ее внутренней структуры.

Решение проблемы миноритарных акционеров. Как уже отмечалось выше, отечественная

корпоративная практика знает примеры, когда реорганизация компании проходит с единственной целью - избавиться от неугодных миноритариев.

Принудительная реорганизация

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется

антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и

недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов.

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации

хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного

органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией

антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда

действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций (ст. 27 Закона о защите конкуренции). В том случае, если коммерческая организация была создана без получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (п. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае, если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого законодательного положения. Пункт 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права здесь не происходит. Понятна мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица.

Однако указанное положение Закона требует изменений и корректировки в соответствии с

положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

При условии, когда хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в Законе, нарушило установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, когда коммерческая организация обязана уведомлять антимонопольные органы о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции. В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.

О понятиях антимонопольного законодательства "монополистическая деятельность", "доминирующее положение" см. в гл. VII. Согласно п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких организаций. При этом в отношении кредитной организации антимонопольный орган вправе подать иск только по предварительному согласованию с ЦБ РФ.

Статья 16. Слияние обществ.

1. Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. 2. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме слияния, а также вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.

Общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, а также принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого общества, участвующего в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества. Отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества. Рассчитанное в соответствии с настоящим пунктом количество членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, округляется до целого числа в соответствии с действующим порядком округления. (п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 146-ФЗ)

3. Договор о слиянии должен содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;

2) порядок и условия слияния;

3) порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;

4) указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества;

5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;

6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;

3.1. Договор о слиянии может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 5 - 7 пункта 3 настоящей статьи, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.

4. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.

5. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом.

Статья 17. Присоединение общества

-1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: