ПРО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ И ЧЕТОК ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЗИКРА




ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕТОК

ВО ВРЕМЯ ЗИКРА

НОВШЕСТВОМ?

«Орта Джами» Бахчисарай

М

нение тех, кто считает зикр при помощи четок, новшеством:

Тасбих при помощи четок, является нововведением, так как во времена посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) этого не было, а появилось позже. Имамы – лингвисты говорят о том, что слово «тасбих» является новым, и арабы не знали раньше такого слова. Поэтому невозможно, чтобы посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) рекомендовал своим сподвижникам то, чего они не знали.

Ибн Ваддах аль-Куртуби в своей книге «аль-Бид’а ванн-Нахью Анха», передает риваят от Салета ибн Бахрама в котором говорится: «Однажды Ибн Масуд встретил женщину которая перебирала четки, он забрал их у нее и порвав выбросил. Затем он встретил человека делавшего зикр камнями, и он ударил ногой по ним. А затем сказал: «Вы зашли слишком далеко! Погрузились во тьму нововведений. Превзошли сподвижников Мухаммада в знании».

Зикр с помощью четок противоречит пути посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). По этому поводу Абдуллах ибн Амр говорит: «Я видел как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) делал тасбих правой рукой».

Кроме того, это также противоречит и тому повелению, которое посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) дал некоторым из своих жен:

«Я повелеваю вам прославлять Аллаха, говоря: «Субханаллах» и «Аллаху Акбар». Не забывайте «ля иляха илляллах» впав в беспечность, делайте тасбих при помощи пальцев, потому, что они будут спрошены». Этот хадис хасан. Его передал Абу Давуд и другие. Хаким и Захаби сказали, что это достоверный хадис. А Навави и Аскалани считали его хасан-хадисом.

С другой стороны, если кто-то скажет, что при увеличении количества тасбиха, его невозможно считать на пальцах. Мы ему ответим, что причиной этой путаницы является другое нововведение. То есть многочисленное поминание Аллаха Всевышнего определенное количество раз, в форме, не установленной религией. Это нововведение и есть новшество зикра при помощи четок. Максимальное количество повторений зикра, установленных достоверной сунной, составляет сто раз. Человек может легко и безошибочно сделать это. Не смотря на единогласное мнение о достоинстве зикра при помощи пальцев, зикр при помощи четок фактически вытеснил зикр при помощи пальцев являющийся сунной.

М

 

 

нение тех, кто не считает четки новшеством:

 

Как будет видно далее, зикр при помощи четок является такрири-сунной (молчаливым одобрением), так как не смотря на то, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) видел людей делавших зикр при помощи камней, он не запретил этого. Кроме того, существует практика сахабов, а также канонические тексты, указывающие на то, что это не является новшеством.

Те же, кто говорит, что зикр при помощи четок является новшеством, опирается на риваят от Абдуллаха ибн Масуда (радыйаллаху анху), достоверность которого под вопросом. Но даже если предположить, что этот риваят достоверен, то остается проблема того, как понимать этот хадис, кроме того он противоречит высказываниям и действиям других сахабов, и даже марфу риваятам.

А сейчас посмотрим на разъяснение слов, принадлежащих Абдуллаху ибн Масуду (радыйаллаху анху), которые используют в качестве доказательства, противники использования четок.

Имам Дарими в «Сунане» приводит риваят от Умара ибн Яхьи, который он передал от своего деда:

«Перед утренним намазом мы сидели возле дверей дома Абдуллаха ибн Масуда. Мы ждали, когда он выйдет, чтобы вместе с ним отправиться в мечеть. К нам подошел Абу Муса аль-Ашари, и спросил: «Абдуллах еще не вышел?». Мы ответили: «Нет».

И он стал ждать вместе с нами. В этот момент Абдуллах ибн Масуд вышел из дома. Мы все встали и обступили его со всех сторон. Абу Муса сказал ему:

«О, Абдуллах немногим ранее я видел в мечети то, что показалось мне странным. Однако ничего кроме блага я не видел».

Абдуллах спросил: «Что это было?». Абу Муса ответил: «Подожди немного и сам все увидишь», а затем объяснил: «Я видел в мечети группы людей, севших в круг. Во главе каждого круга находился человек с камнями в руках и дававший им команду: «сто раз такбир!» и люди получив эту команду, сто раз повторяли такбир. Затем тот же человек говорил: «сто раз ля иляха илляллах!», и люди повторяли то, что он им сказал. Затем тот же человек говорил: «сто раз субханаллах!», и люди повторяли субханаллах сто раз, подчиняясь ему».

Абдуллах ибн Масуд спросил: «И ты ни чего не сказал им?». Абу Муса ответил: «Нет, ничего не сказал, и захотел узнать твое мнение». Абдуллах ибн Масуд спросил: «Почему же ты не сказал им: «Лучше этими камнями считайте свои грехи, а я вам гарантирую, что ничего из совершенного вами блага не будет уменьшено»?

Затем Абдуллах Ибн Масуд (радыйаллаху анху) направился к мечети. Мы пошли вместе с ним. Придя в мечеть, он встретил одну из тех групп. И встав возле них, сказал: «Что это вы делаете?». Они ответили: «О, Абдуллах, это камушки. С их помощью мы считаем наши такбиры, тахлили и тасбихи».

Абдуллах ибн Масуд сказал: «Считайте с их помощью свои грехи, а я вам гарантирую, что ничего из совершенного вами блага, не будет потеряно. О умма Мухаммада! Как же быстро приближается ваша погибель. И это в то время, когда среди вас еще так много сахабов, и еще не пропитался влагой саван посланника Аллаха, и еще не разбилась посуда, из которой он ел. Скажите мне ради Аллаха, вы считаете себя на более правильном пути, чем умма Мухаммада? Или вы относитесь к тем, кто открывает двери заблуждения?».

Они ответили: «О Абдуллах, клянемся Аллахом, что нашим намерением было только благо». Абдуллах ибн Масуд сказал: «Сколько есть людей, желавших блага, но так и не обретших его. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) описал нам одну группу людей, сказав: «Они читают Коран, но прочитанное не проникает в их сердца». Клянусь, мне кажется, что многие из этих людей находятся среди вас».

После этого, он отвернулся от них и ушел. Амр ибн Саляма сказал: «Мы видели большинство из этих людей, среди хариджитов, напавших на нас, в день битвы в Нахраван».

Анализ хадиса:

Хадис слабый (Ибнуль-Джавзи «ад-Дуафа валь-Матрукин», том 2, стр. 233, №: 2601).

Хадис слабый (Ибн Ади «аль-Камиль фид-Дуафа», том 5, стр. 122).

Хадис слабый (Ибн Хаджар «Лисан аль-Мизан», том 4, стр. 378, 1128).

Аль-Хайтами в своей книге «Маджму аз-Заваид» в главе «аль-Умма аля ас-Садака», также счел этот хадис слабым.

В отношении Амра – одного из передатчиков этого хадиса, Ибн Маин сказал: «Его риваяты ничтожны». (Ад-Дуафа валь-Матрукин, стр. 212, №: 3229).

Ибн Карраш сказал о нем: «Он один из отвергаемых». (Аль-Мугни).

Имам Захаби по поводу него сказал: «Он один из самых слабых и неавторитетных передатчиков». (Мизан аль-Итидаль, том 3, стр. 293).

Ответ:

Те, кто не принимает в качестве доказательства слабые хадисы, в данном случае ухватились за этот слабый риваят, что является противоречием.

Абу Муса сказал: «О, Абдуллах немногим ранее я видел в мечети то, что показалось мне странным. Однако ничего кроме блага я не видел».

В риваяте переданном Табарани в «Муджамуль-Кабире», от Яхьи (которого считали слабым Бухари и Ахмад ибн Ханбал), Абу Муса использовал выражение: «испугавшее меня». Однако затем он говорит: «Клянусь, поистине это благое дело».

Клятва Абу Мусы указывает на то, что увиденное им, было действительно благим делом.

После того, как у нас есть слова Абу Мусы, утверждения салафитов и их толкование слов Абу Мусы, не имеют ни какого значения.

Из данного риваята видно, что между Абу Мусой аль-Ашари (радыйаллаху анху) и Абдуллахом ибн Масудом (радыйаллаху анху), существует разница во мнениях относительно увиденного ими. Один из сахабов расценивал увиденное как благо, а другой считал это новшеством.

Некоторые из сахабов считали нововведением собирание Корана в мусхаф, так как этого не делалось при посланнике Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Однако Умар (радыйаллаху анху) не считал это новшеством.

Некоторые из алимов не считали слова сахабов – доводом. Тогда как большинство ученых считало, что слова сахабов являются доводом и имеют обязывающий характер. Ханафиты относятся к их числу. Если же высказывание одного сподвижника противоречит словам другого, то в этом случае предпочтение отдается одному из них, и его слова берутся в качестве довода.

Исходя из того, что посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) видя, что некоторые из сахабов совершают зикр камушками, не запретил этого, суфии сочли это сунной-такрири, то есть молчаливым одобрением пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

Поэтому суфии, основываясь на молчаливом одобрении пророка, и взяв в качестве доказательства действия многих сахабов, отдали предпочиение мнению Абу Мусы аль-Ашари (радыяллаху анху), а не мнению Абдуллаха ибн Масуда (радыяллаху анху).

Ибн Абидин говорит:

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел женщину, делавшую зикр при помощи финиковых косточек, но он не запретил ей этого. Это указывает на дозволенность совершения зикра при помощи камней, косточек и четок.

Доказательством этому является следующее: Абу Давуд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан и Хаким приводят риваят, переданный от Сада ибн Абу Ваккаса (радыйаллаху анху), в котором говорится: «Сад и посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пришли к одной женщине. Перед женщиной лежали косточки от фиников или маленькие камушки, которыми она делала зикр. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ей: «Сообщить ли тебе о том, что более предпочтительно и легко по сравнению с этим?...».

В риваятах, которые будут представлены ниже, вы увидите, что многие сахабы совершали зикр, используя камни или узлы на веревках.

Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) остался один в своем мнении о том, это является нововведением. Но если не смотря на это, салафиты будут упорствовать, говоря, что мнение Ибн Масуда единственно верное, мы ответим им так:

Имам Ахмад, Беззар, Таберани и Ибн Мардавейх передали по достоверной цепочке риваят от Ибн Масуда, в котором говорится: «Ибн Масуд стер из Корана суры Фаляк и Нас, сказав при этом: «Остерегайтесь примешивать к Корану то, что к нему не относится. Они обе не из книги Аллаха. Они были приказаны только пророку, чтобы он при их помощи прибегал к защите Аллаха». Ибн Масуд не читал эти суры в намазе.

Беззар сказал: «Ни один из сподвижников не разделил мнения Ибн Масуда. Посланник Аллаха читал обе эти суры в намазе».

Зачем мы написали это? Мы написали это в качестве примера, того, что сахабы не разделяли этого мнения Ибн Масуда.

Другой пример:

Бухари и Муслим передают риваят от Абдуррахмана ибн Абда, в котором сообщается, что между Умаром (радыйаллаху анху) и Аммаром (радыйаллаху анху), возникло разногласие:

«Один человек придя к Умару, сказал: «Я стал джунубом и не нашел воды!».

Умар (радыяллаху анху) сказал ему: «Не совершай намаз».

На это Аммар (радыяллаху анху) сказал: «О, правитель правоверных! Разве ты не помнишь, как мы однажды были в походе. В это время у нас испортился гусуль, и мы не нашли воды. Ты не совершил намаз, а я обтерся землей и совершил намаз. А потом посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал об этом: «Достаточно было, ударив ладонями по земле, протереть лицо и руки».

В ответ на это Умар (радыяллаху анху) сказал: «Эй, Аммар! Бойся Аллаха». Аммар ответил: «Если хочешь, я не буду этого говорить». Умар сказал: «Мы направим тебя в ту сторону, в которую ты хочешь».

Передается, что Шакик ибн Саляма Асади сказал: «Однажды я сидел вместе с Абдуллахом ибн Масудом (радыяллаху анху) и Абу Мусой аль-Ашари (радыяллаху анху). В это время Абу Муса сказал:

Как ты думаешь Абу Абдуррахман, что делать человеку, который став джунубом, на протяжении месяца не мог найти воды для омовения?». Абдуллах ибн Масуд сказал: «Если он в течение месяца не сможет найти воды, то и таяммум не будет делать». Абу Муса аль-Ашари сказал: «Разве ты не слышал, что сказал Аммар, Умару?». Абдуллах ибн Масуд ответил: «Разве ты не видел, что слова Аммара, не убедили Умара?».

Абу Муса (радыяллаху анху) сказал: «Хорошо, но что ты скажешь в отношении этого аята: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать, то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны, или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной, или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки ».

Из данного риваята видно, что между Абу Мусой аль-Ашари (радыяллаху анху) и Абдуллахом ибн Масудом (радыяллаху анху) имелось разногласие. Абу Ханифа в этом вопросе придерживался мнения Абу Мусы аль-Ашари (радыяллаху анху), а его ученики Абу Юсуф и имам Мухаммад, придерживались мнения Абдуллаха ибн Масуда (радыяллаху анху).

Те, кто выступает против четок, могут сказать следующее: В хадисе говорится, что те, кто принимал участие в этом коллективном зикре, приняли участие в битве против Али (радыяллаху анху) на стороне хариджитов, мусульманство которых ограничивалось лишь внешними признаками. Значит, внешнее мусульманство не подразумевает истинного Ислама.

Ответ:

Абу Муса аль-Ашари (радыяллаху анху) являлся одним из выдающихся сподвижников. И для нас достаточно того, что он счел благим делом тот коллективный зикр, при помощи камней, который делали сахабы и табиуны в мечети.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидев человека совершающего зикр камнями, не запретил ему этого.

Лишь часть людей, принимавших участие в этом зикре, оказалась в рядах хариджитов, и это не является доказательством того, что то, что они делали в мечети, порицаемо.

А доказательством является то, что другие люди из числа сахабов и табиунов совершали таким образом зикр, и не оказались на стороне хариджитов.

Кроме того, из-за разногласий во мнениях, и из-за фитны, против Али (радыяллаху анху) воевали и другие сахабы, например, Айша (радыяллаху анха) и Муавия. Из-за того, что эти сподвижники воевали с Али (радыяллаху анху), можем ли мы сказать, что все, что делали эти люди, является неправильным?

ХАДИСЫ

ПРО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ И ЧЕТОК ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЗИКРА

Теперь посмотрим, как это было во времена посланника Аллаха и сахабов:

1-й Хадис:

Передали Ибн Абу Шейба, Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Хаким, от Абдуллаха ибн Амра (радыяллаху анху). Хаким назвал этот хадис достоверным: «Я видел как пророк (салляллаху алейхи ва саллям) делал зикр руками».

2-й Хадис:

Ибн Абу Шейба, Абу Давуд, Тирмизи и Хаким передали риваят от Юсайры (радыйаллаху анха) (женщина сподвижник), в котором сообщается, что посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «(О, женщины!) Многократно произносите «тасбих» (говорите субханаллах), «тахлиль» (ля иляха илляллах), и «такдис» (субханаль-маликиль-куддус или суббухун куддусун раббуль-маляикати вар-рух). Не будьте небрежными, иначе забудете таухид. Считайте (их) кончиками пальцев. Так как они будут спрошены (что они совершали) и будут свидетельствовать».

3-й Хадис:

Тирмизи, Хаким и Табарани, передают, что Сафия (радыйаллаху анха) сказала: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел ко мне; передо мной лежали четыре тысячи финиковых косточек, которыми я делала зикр. Он спросил: «Что это, о дочь Хуейа?». Я ответила: «Я делаю ими зикр». Он сказал: «С того момента, как я пришел к тебе, я сделал зикр гораздо большее количество раз». Я сказала: «Научи и меня этому, о, посланник Аллаха».

Он сказал: «(سبحان الله عدد ما خلق من شئ / Восхваляю Аллаха, в количестве всего, что Он создал». Этот хадис достоверен.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) видя, как люди делают зикр при помощи камней, не запретил им этого, что является молчаливым одобрением.

Во многих риваятах говорится о зикре при помощи камней и финиковых косточек.

4-й Хадис:

Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан и Хаким передали риваят от Сада ибн Абу Ваккаса (радыйаллаху анху) в котором говорится: «Сад и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришли к одной женщине. Перед женщиной лежали косточки от фиников или маленькие камушки, которыми она делала зикр. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ей: «Сообщить ли тебе о том, что более предпочтительно и легко по сравнению с этим?...». Тирмизи сказал, что это хасан – хадис, а Хаким считал его сахихом.

5-й Хадис:

Хилял аль-Хаффар в «Джузе»; Багави в «Муджамус-Сахаба» и Ибн Асакир в «Тарихе», передают риваят от Мутамира ибн Сулеймана, от Убаййа ибн Кааба, от его деда Бакийа, а он от Абу Сафийи – вольноотпущенника посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям):

«Перед Абу Сафийей расстилали кусок кожи, а затем приносили корзинку с камнями, и он до середины дня делал ими зикр, а затем убирал. Закончив первую, ему приносили новую корзинку с камнями, и с ней он делал зикр до вечера».

6-й Хадис:

Ахмад ибн Ханбал в «Китабуз-Зюхд», приводит слова матери Юнуса ибн Убайда: «Абу Сафийа, который был сподвижником посланника Аллаха и нашим соседом, делал зикр при помощи маленьких камешков».

7-й Хадис:

Ибн Сад, от своего раба Хакима, от Ибн Дайляма, передал, что Сад ибн Абу Ваккас, совершал зикр при помощи камней.

8-й Хадис:

Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе» передает риваят от раба Сада, в котором говорится: «Сад делал зикр при помощи камней и финиковых косточек».

9-й Хадис:

Ибн Сад в «Табакате» говорит: «Нам сообщил Убайдуллах ибн Муса. (Убайдуллах сказал) нам сообщил Исраиль. (Исраиль передал) от Джабира. Одна женщина передала ему (Джабиру) риваят от Фатимы бинти Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб, в котором говорится:

«Она (Фатима) делала зикр при помощи веревки с завязанными на ней узелками».

10-й Хадис:

Абдуллах ибн Ахмад в «Заваиде» передает риваят от Нуайма ибн Мухриза ибн Абу Хурайры, в котором он (Нуайм) сообщает о своем деде (Абу Хурайре): «У Абу Хурайры была веревка с двумя тысячами узлов. Он не ложился спать, пока не сделает зикр с ней».

11-й Хадис:

Ахмад ибн Ханбал в «Китабуз-Зюхд» передает, что Касым ибн Абдуррахман сказал: «У Абу Дарды был мешочек с финиковыми косточками, после утреннего намаза он делал зикр, доставая из мешочка по одной косточке».

12-й Хадис:

Ибн Сад передает риваят, в котором говорится: «Абу Хурайра делал зикр финиковыми косточками, которые были на половину белые, и на половину черные».

13-й Хадис:

Дайлями в «Муснадуль-Фирдаус» передает следующий риваят: «Приспособление для зикра, является прекрасным напоминанием (об Аллахе Всевышнем)».

14-й Хадис:

Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе» передает, что Саид аль-Худри (радыйаллаху анху) делал зикр при помощи камней.

15-й Хадис:

(Снова от Ибн Абу Шейбы) Абу Надра передал, что один человек из Туфавы (название местности) сказал: «Однажды я заночевал у Абу Хурайры. У него был мешочек, в котором были камни или финиковые косточки. И он повторял «субханаллах», пока они не закончатся…».

16-й Хадис:

(Снова от Ибн Абу Шейбы) Передается от Задана: «Я забрал четки Уммы Яафур. Когда я пришел к Али (радыйаллаху анху), он сказал мне: «Верни обратно Умму Яафур ее четки».

Затем в книге «Тухфатуль-Ибад», написанной современным ученым Джалялем аль-Булкини, я наткнулся на главу, посвященную четкам. Я прочел там следующее: «Некоторые ученые сказали, что на основании хадиса Ибн Амира, считать зикр кончиками пальцев лучше, чем использовать четки. Но было также сказано и то, что если человек, делающий зикр, уверен, что не ошибется, то лучше всего считать кончиками пальцев. Если же не уверен в этом, то более предпочтительным является использование четок. Несомненно, что такие уважаемые люди, как Абу Хурайра, использовали различные приспособления для зикра.

У Абу Хурайры была веревка с двумя тысячами узлов, и он не ложился спать до тех пор, пока не закончит ею зикр. Об этом сообщил Икрима.

17-й Хадис:

В «Сунане» Абу Дауда, есть риваят, в котором говорится, что Абу Надра аль-Гифари, сказал:

Ахмад ибн Ханбал в «Китабуз-Зюхд», приводит слова матери Юнуса ибн Убайда: «Абу Сафийа, который был сподвижником посланника Аллаха и нашим соседом, делал зикр при помощи маленьких камешков».

Этот же риваят с похожими словами передали Хилял аль-Хаффар в «Джузе»; Багави в «Муджамус-Сахаба» и Ибн Асакир в «Тарихе».

Ахмад ибн Ханбал в «Китабуз-Зюхд» приводит риваят о том, что Абу Дарда делал зикр при помощи финиковых косточек.

«Один шейх из Туфавы рассказал мне следующее: «Однажды я был в гостях у Абу Хурайры в Медине. И я как гость, не видел человека более гостеприимного и старающегося помочь, чем он. Один раз, когда я был рядом с ним, он сел на возвышенность. Рядом с ним был мешочек с камнями или финиковыми косточками, а внизу стояла рабыня. При помощи этих камней он делал зикр. Наконец когда мешок опустел, он бросил его рабыне. Она, собрав камни, снова положила их в мешочек, и отдала его Абу Хурайре».

Хафиз Абдульгани, в своей книге «аль-Кемаль», рассказывая о жизни Уваймира (радыйаллаху анху), говорит, что он десять тысяч раз в день делал тасбих.

Хафиз Абдульгани в тойже книге передает слова Салямы ибн Шабиба, сказавшего: «Халид ибн Мадан, помимо чтения Корана, ежедневно делал сорок тысяч раз зикр. После его смерти, когда тело положили на стол для обмывания, его палец стал двигаться так, словно он перебирал четки».

Совершенно очевидно, что сосчитать на пальцах сто тысяч или сорок тысяч, или даже меньшее количество, не возможно. Таким образом, становится ясно, что и Абу Дарда и Халид ибн Мадан, использовали какое-то приспособление для счета зикра.

Количество риваятов можно было бы увеличить, но на наш взгляд в этом нет необходимости. Все это является практикой сахабов. Принимая во внимание все эти риваяты, в вопросе, касающемся коллективного или одиночного зикра при помощи четок или камешков, суфии встали на сторону тех, кто не считал это новшеством, а наоборот считал это благим делом. Таким образом, зикр при помощи камней является сунной, взятой из молчаливого одобрения посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и действий сахабов. Это не является заимствованием у Хасана ас-Саббаха, индусов или буддистов. Мы привели доказательства нашим убеждениям. Необходимо быть сознательным и стремиться к сплочению и единству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: