Обзор темы итогового сочинения по литературе 2018 года




Тематическое направление: «Человек и общество»

Комментарий ФИПИ: "Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации". Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать эти два понятия.

1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.

2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.

3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества.

4. Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления.

 

ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homosapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

 

В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

 

Синонимы "Человек": лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая), к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм — в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностям и духовной жизни.

 

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

 

Синонимы "Общество": социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.

 

П римерные темы итогового сочинения 2017-2018 по направлению «Человек и общество»

1. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

2. Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?

3. Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

4. Может ли человек существовать вне общества?

5. Может ли человек изменить общество?

6. Как общество влияет на человека?

7. Несет ли общество ответственность за каждого человека?

8. Как общество влияет на мнение личности?

9. Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

10. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

11. Что такое толерантность?

12. Почему важно сохранять индивидуальность?

13. Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

14. Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

15. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

16. Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

17. Нужны ли общественные нормы поведения?

18. Какого человека можно назвать опасным для общества?

19. Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

20. Можно ли назвать любого человека личностью?

21. Что происходит с человеком, оторванным от общества?

22. Почему общество должно помогать обездоленным?

23. Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

24. Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

25. В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

26. Какова роль личности в истории?

27. Как социум влияет на решения человека?

28. Подтвердите или опровергните утверждение И. Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

29. Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

30. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

31. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

32. Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

33. Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

34. Один в поле не воин?

35. Что важнее: личные интересы или интересы общества?

36. К чему ведет равнодушие общества к человеку?

37. Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение.

38. Это не маяк, а блуждающие огни»?

39. Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

40. Почему человек стремится быть оригинальным?

41. Нужны ли обществу лидеры?

42. Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

43. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

44. Кто такой мизантроп?

45. Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

46. К чему приводит неравенство в обществе?

47. Меняются ли общественные нормы?

48. Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

49. Человек ответственен перед обществом? Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

50. Как человек может изменить историю?

51. Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

52. Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

53. Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

54. Можно ли нарушать общественные нормы?

55. Каково место человека в тоталитарном государстве?

56. Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две – лучше»?

57. Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

58. Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

59. Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества.

60. Он не способен и не имеет мужества жить один»?

61. Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»

62. Что такое равноправие в обществе?

63. Для чего нужны общественные организации?

64. Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

65. Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

66. Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

67. Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

68. Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

69. Чего не хватает современному обществу?

70. Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

71. Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

72. Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: