Изучение покупателей, мотивов покупок, требований к товару




Дата 28.11.2020г.

Группа 1К-70

МДК 01.01. Организация коммерческой деятельности

Лекция

Тема. Информационное обеспечение коммерческой деятельности

План лекции

1. Комплексный подход к формированию коммерческой информации о рынке

Задание:

1. Изучить лекцию и выполнить опорный конспект.

2. Дать письменные ответы на контрольные вопросы, предложенные в конце лекции.

Срок выполнения: 30.11.2020г.

 

Содержание лекции

 

Важнейшим элементом коммерческой деятельности являет­ся комплексное исследование рынка товаров и услуг. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой для обоснования принимаемых решений. С раз­витием рыночных отношений роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевре­менно поступающей коммерческой информации.

Коммерческую информацию в рыночной экономике получа­ют за счет проведения комплексных маркетинговых исследова­ний, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торговых организаций. Такие исследо­вания позволяют обосновывать коммерческие решения, про­гнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и пра­вильно реагировать на ее изменения. Информационная база создает научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности.

Рассмотрим направления комплексного исследования рынка.

1. Изучение покупателей, мотивов покупок, требований к то­вару.

Организация изучения спроса и конъюнктуры рынка.

3. Изучение потенциальных возможностей торговой органи­зации и ее конкурентного положения на рынке.

Информация, полученная при комплексном изучении рын­ка, должна поступать своевременно, быть обстоятельной, достоверной. Только в этом случае она представляет практиче­скую значимость. Часть коммерческой информации, имеющей исключительное значение (ноу-хау, сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др.), тре­бует особой защиты с целью обеспечения экономической без­опасности торговой организации. Такая информация относит­ся к категории коммерческой тайны.

Изучение покупателей, мотивов покупок, требований к товару

Информация о покупателях, мотивах покупок

В условиях рыночной экономики коммерческая деятель­ность может быть эффективной только в том случае, если това­ры, которые предлагаются конечным потребителям, наилуч­шим образом будут удовлетворять их запросы. Поэтому перво­степенной задачей является изучение этих запросов.

Коммерческий успех зависит от умения специалистов ис­пользовать в практической работе полученную информацию. Можно выделить наиболее значимую информацию о покупате­ле и его запросах:

кто является покупателем товара и какие нужды и потреб­ности при этом удовлетворяются;

численность обслуживаемого населения, его половозраст­ной и социальный состав, образование, уровень доходов, поку­пательная способность;

место жительства, национальные и религиозные тради­ции;

жизненный цикл семьи, включающий семейное положе­ние, возраст, наличие и возраст детей;

образ жизни, особенности характера;

типы покупателей и покупательского поведения, мотива­ция покупок, приверженность марке, способность откликаться на нововведения и т.д.

Эта информация поможет специалистам, занимающимся коммерческой работой, повысить ее эффективность, выделить отдельные целевые сегменты, ниши рынка, в которых наиболее целесообразно работать торговой организации с конкретным товаром.

Изучая потребителя, динамику его запросов и предпочте­ний, выбирая сегмент или нишу рынка, торговая организация заботится об увеличении объемов продажи, обеспечении ее быстрого роста, укреплении финансовой устойчивости. В ры­ночной ситуации это является важным критерием эффектив­ности коммерческой работы.

Информация о требованиях покупателей к товару

Для успешной коммерческой деятельности торговой орга­низации важное значение имеет правильный выбор товаров и услуг для конкретного рынка с учетом реальных условий. Нали­чие у торговой организации товара, необходимого рынку, - за­лог коммерческого успеха, поэтому изучению информации о товаре должно уделяться большое внимание. Необходимо вы­яснить, какие факторы определяют решение о покупке товара, сравнить данный товар с товарами конкурентов.

Главным экспертом при оценке товара является покупатель, поэтому важно знать, как товар воспринимается конечным потребителем. Потребитель не может держать в уме все потре­бительские свойства, технические характеристики товара, а концентрирует свое внимание на том, каким образом этот то­вар удовлетворяет его определенную потребность.

В связи с этим в коммерческой работе торговой организа­ции нужно выявить те свойства товара, которым покупатель от­дает предпочтение, и при этом учитывать, что иерархия пред­почтений у разных покупателей неодинакова.

То, что требуется конкретному покупателю относительно свойств и особенностей товара на потребительском рынке, вкладывается в понятие «конкурентоспособность» товара. Важной коммерческой задачей является достижение соответствия товара запросам конкретного рынка и конкретных потреби­телей.

В ряде случаев для успешной коммерческой деятельности это не обязательно должен быть товар, обладающий самыми высокими техническими характеристиками и соответствую­щий уровню мировых стандартов. Возможны ситуации, когда товар, отвечающий с технической точки зрения мировым тре­бованиям, не имеет на конкретном рынке спроса (например, из-за его высокой цены или каких-то национальных традиций).

Конкурентоспособность товара — это совокупность характе­ристик товара, сопутствующих продаже и потреблению услуг, отличающих его от товара-аналога по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя, уровню совокупных затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и быть про­данным с прибылью.

Торговые организации, имеющие в ассортименте конкурен­тоспособный товар, не испытывают затруднений при его реали­зации. Если же товар неконкурентоспособный, то растут издер­жки, связанные с его хранением.

Для того чтобы сделать правильный выбор и сформировать конкурентоспособный ассортимент торговой организации, не­обходимо иметь достаточно широкую информацию о товаре.

В первую очередь целесообразно иметь подробную инфор­мацию о качестве товара, его технико-экономических показа­телях, эксплуатационных характеристиках, потребительских свойствах, экологичности, безопасности, эргономических, эстетических показателях, соответствии их требованиям стан­дартов, технических условий, нормативных документов, сер­тификатов и т.д. Обращается внимание на соотношение ка­чества и цены.

Следует также уточнить, какие запросы потребителей товар удовлетворяет, как он соотносится с товаром конкурентов. Для этого надо выделить товары-аналоги и товары-конкуренты.

Необходимо также выяснить, как потребитель будет исполь­зовать этот товар, узнать традиционные товара и возможности расширения сферы его применения.

Выбирая товар, торговая организация обязана выявить, дол­жен ли этот товар продаваться в комплекте с другими или потребуется организовать торговлю сопутствующими товарами, обеспечить предоставление услуг и сервисное обслуживание.

Немаловажное значение имеет упаковка товара, которая должна подчеркивать его преимущества, обеспечивать эффек­тивность переработки, сохранность и рекламу.

Необходимо определить, какая схема приемлема при про­движении товара на рынок, какие методы продажи и стимули­рования следует использовать, каковы условия его поставки. Должна быть информация о том, во что обойдется работа с этим товаром на рынке.

Целесообразно изучить жизненный цикл товара, оценить затраты по выводу его на рынок, используемые методы активи­зации продажи. Кроме того, нужно обратить внимание на вы­годность или невыгодность товара с точки зрения совокупных расходов на его использование и утилизацию, его ремонтопри­годность, возможность снабжения запасными частями, комп­лектующими изделиями, расходы на эксплуатацию и обслужи­вание.

Обращается внимание также на престижность товара. Показа­телями престижности являются степень признания товара на рын­ке, уверенность потребителя в том, что товар удовлетворит его по­требности наилучшим образом, положительное общественное мнение о товаре, известность товарного знака, марки, узнавае­мость товара. Потребитель может предъявлять спрос на товар определенной марки, организации и за это готов платить дороже.

Изучив товар, коммерсант должен максимально точно опре­делить позицию каждого товара на рынке, пути его продвиже­ния, методы продажи и стимулирования.

Только та торговая организация достигнет успеха на потре­бительском рынке, которая способна создать максимум удобств и преимуществ при приобретении и использовании то­вара, и таким образом убедить покупателя отдать предпочтение ее товарам и услугам.

Обобщая всю информацию о товаре, коммерческим служ­бам необходимо рассматривать ее комплексно. Речь должна ид­ти не только о качестве, потребительских свойствах товара, но и о рыночных условиях его реализации, восприятии товара по­требителями.

Успех торговой организации зависит от того, насколько полно будут реализованы рыночные возможности товара, учте­ны тенденции общественного мнения о нем, обеспечены свое­временность и эффективность коммерческих решений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: