Изучение потенциальных возможностей торговой организации и ее конкурентного положения на рынке




Информация о хозяйственной деятельности торговой организации

Для эффективной коммерческой деятельности важно объ­ективно оценить возможности своей торговой организации. Первостепенное значение имеет информация об экономиче­ском потенциале организации, результатах хозяйственной де­ятельности, финансовом положении, платежеспособности, конкурентоспособности. Могут быть использованы различные экономические показатели или их сочетание: активы торговой организации, основной и оборотный капитал, объем товаро­оборота, валовая и чистая прибыль, рентабельность, издержки обращения и их структура, размещение и динамика инвести­ций. размер собственного и заемного капитала и др.

Изучив показатели хозяйственной деятельности торговой организации, можно выявить тенденции ее развития, сравнить ее показатели с аналогичными показателями конкурентов. Эта информация является необходимым условием для принятия правильных решений.

Данный анализ предполагает оценку экономического по­тенциала своей торговой организации, ее внутренних возмож­ностей, платежеспособности, конкурентной позиции на рын­ке. В зависимости от конкретных целей и задач используются следующие экономические и финансовые показатели.

Показатели, характеризующие рыночные возможности торговой организации

Показатели, характеризующие экономический потенциал организации. К ним относятся:

• активы, характеризующие состав и размещение имеющих­ся в распоряжении организации и контролируемых средств;

• основной капитал, характеризующий мощность торговой организации (здания, сооружения, оборудование, предназна­ченные для торгово-технологического процесса, оказания услуг, сдачи в аренду и т.д.);

• объем товарооборота, его структура, позволяющие судить о доле торговой организации в общем товарообороте на том рынке, где она работает;

• размер капитальных вложений, их размещение, показыва­ющие потенциальные возможности развития.

Показатели, характеризующие хозяйственную деятель­ность торговой организации. К ним относятся общие издержки обращения, включающие транспортные расходы, расходы на оплату труда, аренду и содержание зданий, сооружений, инвен­таря, эксплуатационные расходы, расходы на рекламу, хране­ние, подсортировку, потери товаров, проценты за кредит, рас­ходы на тару и др.

Показатели поступления и расходования средств. К источ­никам поступления относятся чистая прибыль, амортизацион­ные отчисления, поступления от реализации активов, неплани- руемые доходы, кредиты и др. К показателям расходования средств относятся выплата дивидендов, капитальные вложе­ния, погашение кредитов и т.д.

Показатели эффективности деятельности торговой орга­низации. Основным критерием оценки эффективности де­ятельности организации является прибыль. Показатели прибы­ли могут быть абсолютными и относительными.

К абсолютным показателям относятся:

• валовая прибыль, представляющая общий объем прибыли до выплаты налогов и отчислений. Выявляется ее прирост или уменьшение;

• чистая прибыль, характеризующая размер прибыли после выплаты налогов и других выплат. Производится ее сравнение с предыдущими периодами. Выполнение плана прибыли мо­жет оцениваться в сумме и в процентах.

Относительными показателями являются:

• отношение прибыли к объему продаж, характеризующее рентабельность организации;

• отношение прибыли к активам, являющееся показателем рентабельности использования оборотного и внеоборотного капитала;

• отношение прибыли к основному капиталу, представляю­щее собой коэффициент рентабельности основного капитала. Возрастание этого показателя может быть следствием чрезмер­ного роста оборотных активов, товарных запасов, дебиторской задолженности либо кассовой наличности.

Отношение прибыли к собственному капиталу показывает эффективность использования собственных источников фи­нансирования. Отношение прибыли к собственному и долго­срочному заемному капиталу характеризует интенсивность ис­пользования всего инвестированного в течение длительного срока капитала.

Наряду с прибылью важным показателем оценки эффектив­ности работы торговой организации является также объем то­варооборота и его отношение к другим показателям.

Отношение товарооборота к активам показывает уровень использования оборотного и внеоборотного капитала (акти­вов), т.е. всех средств, имеющихся в распоряжении органи­зации.

Отношение товарооборота к основному капиталу характе­ризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал.

Отношение товарооборота к оборотным активам свидетель­ствует о скорости оборачиваемости оборотного капитала в те­чение года (коэффициент оборачиваемости). Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для оперативной текущей деятельности.

Отношение товарооборота к суммарному объему товарных запасов характеризует скорость оборачиваемости средств, вло­женных в товарные запасы. Снижение этого показателя свиде­тельствует о накоплении излишних товарных запасов, затова­ривании.

Важным показателем, используемым для определения эф­фективности деятельности организации и сравнения с други­ми, является показатель издержек обращения, их динамика, структура и отношение к другим показателям.

Показатели финансового положения и платежеспособно­сти торговой организации. Характеризуют зависимость орга­низации от источников финансирования, ее платежеспособ­ность. Наибольшее значение для анализа имеют следующие показатели.

Улучшение структуры собственного капитала (рост соб­ственного капитала за счет прибыли, увеличение его доли в рас­четных операциях) свидетельствует об усилении финансовой независимости торговой организации.

Отношение собственного капитала к балансовой стоимости активов показывает степень зависимости торговой организа­ции от внешних источников финансирования. Чем выше это соотношение, тем лучше финансовое положение организации. Допустимым считается соотношение, превышающее 50%.

Отношение общей суммы задолженности к собственному капиталу характеризует соотношение внешних и собственных источников финансирования. Задолженность не должна пре­вышать собственный капитал. Для анализа представляет инте­рес и структура задолженности, а именно доля в ней кратко­срочных и долгосрочных долгов, а также задолженности по за­работной плате, налогам и другим платежам.

Отношение собственного капитала к основному капиталу показывает, в какой степени инвестирование капитала осу­ществлялось за счет внутренних источников финансирования.

Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу характеризует степень финансирования деятельно­сти за счет привлечения долгосрочных кредитов. Допустимой считается долгосрочная задолженность, когда размеры выпла­чиваемых процентов ниже нормы прибыли, полученной орга­низацией, когда сумма задолженности не превышает стои­мость собственного капитала, а также величину собственного оборотного капитала (разница между оборотными активами и краткосрочной задолженностью).

Поступление наличных средств (кассовой и банковской на­личности) от текущих операций характеризует своевремен­ность поступления платежей, размеры погашения дебиторской задолженности. Анализу подвергается изменение как обшей наличности, так и ее структуры (доля чистой прибыли и амор­тизационных отчислений).

Отношение поступлений наличности к стоимости капиталь­ных вложений в текущем году показывает, в какой мере инвес­тиции в основной капитал осуществлялись за счет текущих по­ступлений наличных средств. Этот показатель называется коэф­фициентом самофинансирования.

Отношение оборотных активов к краткосрочной задолжен­ности свидетельствует о том, в какой степени краткосрочная за­долженность может быть покрыта оборотным капиталом (ко­эффициент покрытия). Этот показатель не должен быть менее единицы. Он свидетельствует об уровне платежеспособности организации.

Отношение наличных средств и быстрореализуемых цен­ных бумаг к текущим оборотным активам показывает долю на­личных средств и быстрореализуемых бумаг в стоимости обо­ротного капитала. Этот показатель называется коэффициентом ликвидности. Чем он выше, тем выше платежеспособность ор­ганизации.

Отношение ликвидных средств к краткосрочной задолжен­ности показывает уровень платежеспособности организации. Он называется коэффициентом покрытия краткосрочной задол­женности ликвидными средствами. Наряду с наличностью и быстрореализуемыми ценными бумагами он включает также дебиторскую задолженность.

Отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу также является показателем платежеспособности организации. Она считается высокой, если стоимость оборотных активов полностью покрывает задолженность организации, так как превышает заемный капитал.

Усиление конкуренции требует особого внимания к показа­телям, характеризующим способность торговой организации к инновационностн: модернизации, внедрению новых техноло­гий. обновлению основных фондов, привлечению и эффектив­ному использованию инвестиций и т.д.

Анализ вышеприведенных показателей необходим для вы­явления тенденции развития торговой организации, сравнения ее деятельности с деятельностью конкурентов, для оценки ре­ального положения на рынке с целью оптимизации и повыше­ния эффективности коммерческих решений. Эта работа отра­жает экономическую суть коммерческой деятельности.

Коммерческая служба особое внимание должна обратить на выявление сильных и слабых сторон деятельности своей орга­низации. чтобы объективно оценить ее возможности. Это необ­ходимо для того, чтобы разрабатываемые меры по повышению конкурентоспособности были реальными и обеспечили успех. При прочих равных условиях преимущество имеет та торговая организация, которая доводит товар от производства до потре­бителя с наименьшими затратами. Это важное направление по­вышения конкурентоспособности, так как торговая организа­ция, имеющая более низкие издержки, получает большую при­быль, что повышает ее экономическую эффективность, плате­жеспособность, позволяет развивать свою деятельность.

Конечными результатами взаимодействия торговой органи­зации с рынком являются объем и динамика продажи товаров, доля рынка, объем прибыли, рентабельность.

Оценка конкурентоспособности торговой организации на рынке или его сегменте помогает определить ее потенциаль­ные возможности по реализации коммерческих решений и вы­работать мероприятия по укреплению конкурентных позиций на конкретном рынке.

Информация, полученная при изучении потенциальных возможностей торговой организации, необходима для разра­ботки ее коммерческой стратегии, определения ассортимент­ной и инвестиционной политики, выбора форм и методов сти­мулирования продаж товаров, расширения сервисного обслу­живания, формирования благоприятного общественного мне­ния и других мер, с помощью которых торговая организация может обеспечить себе преимущество на рынке.

Для эффективного применения коммерческой информа­ции торговым организациям целесообразно формировать еди­ную компьютерную базу данных, постоянно накапливать ин­формацию, обеспечить к ней дифференцированный доступ сотрудников с учетом производственной необходимости с по­мощью локальной вычислительной сети. Эта информация должна использоваться в практической деятельности торговых организаций:

• для обоснования потребности в товарах по объему и струк­туре при осуществлении закупок на очередной плановый год и определении партий и частоты завоза товаров в торговые объекты;

• повышения эффективности принимаемых коммерческих решений;

• прогнозирования спроса на товары и услуги;

• при выборе рациональных путей товародвижения и фор­мирования логистических систем;

• обосновании финансирования инновационных техноло­гий в коммерческой деятельности;

• разработке коммерческих стратегий.

Контрольные вопросы

1. Как может осуществляться сбор, передача, хранение и выдача информации пользователям и в чем преимущества системного подхода к выполнению этих операций?

2. Что включает коммерческая информация о покупателях и мотивах покупок?

3. Какая коммерческая информация необходима работникам коммерческих служб торговых организаций о требованиях рынка к товару?

4. Какую коммерческую информацию нужно иметь для оценки конкурентной среды на рынке?

5. Какая информация характеризует покупательский спрос на рынке?

6. Какая информация характеризует потенциальные возможности торговой организации и степень их реализации при работе на рынке?

7. Для обоснования каких коммерческих решений в практической работе используется коммерческая информация?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: