Импортозамещающая и экспортоориентированная.




Базирующаяся фактически на меркантилистской теории, импортозамещающая модель в полном объеме сложилась вначале в послереволюционной России, затем в других социалистических государствах, а также в крупных странах Латинской Америки и Азии (Аргентине, Бразилии, Мексике, Индии, Пакистане). Частично этой модели придерживались в 30-40-е гг. и многие развитые страны.

Суть данной модели заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты. Протекционизм благоприятствует развитию импортозамещающих отраслей, монополия (полная или частичная) внешней торговли также ослабляет конкуренцию отечественным товарам со стороны иностранных, а неконвертируемость национальной валюты препятствует вывозу национального капитала, концентрируя его во внутренних капиталовложениях.

Данная модель способствует созданию многоотраслевой экономики, включая самые современные производства. Однако на практике сокращается лишь импорт потребительских товаров, а импорт инвестиционных товаров растет, увеличивается дефицит конвертируемой валюты и, главное, многие новые (и даже старые) отрасли национальной экономики оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке, так как создавались или привыкли к «тепличным» условиям протекционизма.

Экспортоориентированная модель сложилась еще в прошлом веке в наиболее развитых странах (примером может быть пионер индустриализации и свободы внешней торговли — Великобритания). Апеллируя к Смиту и Рикардо, сторонники этой модели смогли ее реализовать и в других, в том числе отстающих, странах.

Подобная экспортная ориентация могла сочетаться с активным привлечением к экспортному производству иностранного капитала, особенно если в стране были невысокие налоги, политическая и социальная стабильность и иностранному капиталу предоставлялись льготы. Однако во многих странах модель экспортоориентации включала и элементы импортозамещения, так как в ряде экспортоориентированных отраслей сохранялись высокие ввозные пошлины.

Успешное использование экспортоориентированной модели, точнее, одной из ее модификаций (ориентация на экспорт, но без свободы доступа конкурирующих товаров и капиталов на Внутренний рынок) Японией, а затем Южной Кореей подтолкнуло Китай и другие крупные страны Азии и Латинской Америки применить эту модель у себя. Однако максимально ее использовали (причем скорее в чистом, а не в модифицированном виде) те новые индустриальные страны, средние и малые размеры которых с самого начала не позволяли им создавать многоотраслевую экономику. Прежде всего, это относится к таким космополитическим городам-государствам, как Сингапур и Гонконг. Несмотря на проблемы, вытекающие из усиления их участия в мировой экономике, страны, использовавшие эспортоориентированную модель развития, продемонстрировали ее преимущества, выразившиеся прежде всего в их высоких темпах экономического развития.



4. Классификация стран мира по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.Основные группы и подгруппы стран в мировом хозяйстве.

Страны с высоким уровнем развития:

1) страны с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-эк. развития (гибкий механизм хозяйствования, адаптирующийся к изменениям коньюктуры мирового хозяйства)

2) Страны развитой инфраструктуры (играют ведущую роль в НТП, кот. концентрируется на наукоемком производстве)

3) Высокий уровень интеграции мирового хозяйства (включены в мировой обмен)

4) Экономика однотипна и крепко связана друг с другом

5) Уровень ресурсопотребления (ориентация на экологичное производство; активизация природоохранной деятельности)

6) Уровень развития каества жизни (высокий уровень благополучия; новая стр-ра потребления). США, Канада, Германия, Франц., Великобр., Италия, Япон., Австралия – имеют большую долю сферы услуг; стабильный темп экономического роста; низкий ур-нь инфляции

Страны среднего уровня развития – самые динамичные по составу

Страны низкого уровня развития – это страны:

- рыночная экономика которых охватывает не все сегменты национального хозяйства (многоукладная экономика, в том числе элементы патриархального, натурального хозяйства);

- с нестабильным темпом экономического роста, сильная зависимость от коньюктуры мирового рынка, высокая инфляция, тенденция долларизации экономики, зависимость от мирового хозяйства и от более развитых стран, ресурсоемкий тип хозяйства (ресурсы используются неэффективно)

Афганистан, Бангладеш, африк. страны к югу от Сахары, Непал, Бутан и др. имеют ряд проблем: бедность, голод, неграмотное население, проблема доступности чистой воды и т.д.

Страны НИС:

1) НИС 1-й волны (Ганконг, Сингапур, Тайвань, Юж.Корея) – развитые страны

2) НИС 2-й волны (Тайланд, Турция, Аргентина, Чили и т.д.) – имеют высокие темпы экномич роста; индустриализацию; изменили стр-ру своего экспота

Нефтедобывающие страны – Эквадор, Мексика, Россия и др

Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) – главные объекты для иностранных инвестиций, свободный выход в МТ

Страны с переходной экономикой – переход к рыночной экономике завершен

Направления реформ: а) либерелизация –ограничение монополий гос-ва

б) приватизация – переход к предпринимательскому классу, социальное расслоение общества

в) рост интегрированности в мир хоз-во

Страны формирующихся рынков – центропереферийное строение эк-ки.

 

 

5. Характеристика высокоразвитых стран мира.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они характеризуются более высоким уровнем экономического и социального развития и, соответственно, ВВП из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Первую подгруппу образуют страны «Большой Семерки» (США, Канада, Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия). Эти страны-лидеры западного мира отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. Имеют ярко выраженную постиндустриальную структуру хозяйства и высокий уровень развития рыночных отношений. На долю стран «Семерки» приходится около 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции, ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные, но также высокоразвитые страны Западной Европы (Швеция, Норвегия, Дания и др.). Несмотря на то, что политическая и экономическая мощь каждой из этих стран невелика, в целом они играют всевозрастающую роль в мировых делах. Они активно участвуют в мировой системе территориального разделения труда. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «Большой Семерки».

Третью подгруппу образуют неевропейские страны – Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская республика. Это бывшие переселенческие колонии Великобритании, которые практически не знали феодализма. В настоящее время отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. В последнее время к этой группе относят и Израиль.

Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того, как в разряд экономически развитых стран были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

Развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

Среди группы развитых стран выделяются страны «Большой семерки», это США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Канада с огромным объемом ВВП. Они представляют почти 50% мирового торгово-финансового оборота.

Несомненным лидером в мировой экономике являются Соединенные Штаты. Здесь производится около 21% мирового валового продукта (при количестве населения от мирового - 4%). Причем статус ведущей державы мира США удерживают с периода после Второй мировой войны. На второе место по размеру ВВП вышла Япония - 7,6% мирового валового продукта. Вслед за Японией идут европейские страны - Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада.

6. Роль США в мировой экономике.

Производится больше всего в мире товаров и услуг. Лидер НТП. 1ое место – финансовый рынок. Показатели: 1) Самый ёмкий рынок. Производительность 1/3 машин мира. Всё разнообразие техники. 2) Прогрессивная структура экономики. ВВП = 13трлн. долл, 47 тыс. долл. на человека, в экономике преобладают отрасли сферы услуг. Разнообразие отраслей дан. сектора. 3) Главный сектор сферы услуг - финансовый. Вклад ВВП около 20 %. Отличия от европейских стран: Источник инвестирования предприятия – фондовый рынок. Матер. производство, сдвиги: 1) переход от материалоёмких, ресурсоёмких к наукоёмким, большая доля падает на НИОКР. Большая доля наукоемких производств. 2) С/Х. 2 млн. фермеров, кормят 30 млн. человек. 3) 1/3 расходов НИЛКР падает на США. Огромная численность сотрудников, большой опыт в организации. 2/3 НИОКР финансируется частным бизнесом. Вклад вносят университеты. Отлаженный механизм(интернет).

Отрасли: 1) Авиация 2) Космос 3) компьютеры 4) формацевтика 5) лазерные технологии 6) биотехнологии.

Специализация США: Специализируется на самых начальных и защищ. от конкуренции фазах научно – технич. цикла. Одна из проблем – проблема экспорта научных отраслей(мир ещё не готов). Экспорт – наукоёмкая продукция (1/3). Значимость сферы образования – ВВП 7 – 5 % идёт на развитие образ. системы + 2 % образование взрослых. Человеческий капитал – идея принадл. США – это инвестиции в будущее (внимание к системе здравоохранения). Численность выпускников ВУЗов – 2ое место(после Китая). В системе образования государство играет очень большую роль. Реформы Обамы – вопрос о кредитовании студентов. Общество частного предпринимательства.

1) Природно – естеств. предпосылки. Огромная терр, благоприятный климат.

2) Географ.(геополитическое) положение страны.

3) Сам размер экономики. 4) Благоприобретенные преимущества. 5) Эффективность гос. регулирования. Эффективность гос. регулирования. Число чиновников около 20 млн. человек. Больше чем работников обрабатывающей промышленности. Главные инструменты политики – использование косвенных инструментов. 2 ветви страхования: - государств. – частная.

США в системе международных эк. отношений. Внешняя торговля – оборот 1ое место в мире. По эксп – 3е, по импорту – 1ое место. Торговые партнёры – Мексика, Канада (НАФТА). Более 1/3 эксп. на эти страны. Главный импортер – Китай. Особенности внешнеторговой политики. Политика либерализма. Защита прав интеллект. собственности. Уровень там. обложения низкий. Эксп. пошлины запрещены. Отечественные производители не защищаются. Положение США на рынке капиталов. Главный экспортёр и импортер по инвестициям. Большой акцент – прямые инвестиции. Более 2/3 инвест. отправляются в группу развитых стран. Отраслевой план: Более 2/3 инвестиций отправляется в сферу услуг, как в развитые, так и в развив. страны. Вторая экономика США – увеличивается роль вложений в научную сферу. Кризис в США: Он показал, что экономика не может избежать цикличность эконом. развития. Кризис усугубил проблемы, кот. существовали и до него: - проблема соц. дифференциации(разрыв между богатыми и бедными). – дефицит гос. бюджета. Антикризисная программа – 1,6 трлн. долл..

7. Особенность западноевропейской модели социально-экономического развития.

Геополитическое положение европейских стран способствует их объединению: довольно бедные природные ресурсы, подобные черты исторического развития, относительная однородность населения по этническим и социально-политическим признакам. Ограниченность собственной минерально-ресурсной базы предопределяет большую зависимость стран от внешнего мира: импорт обеспечивает более 2/5 энергоносителей и около 3/4 других видов сырья.

В то же время страны западноевропейской модели в достатке и даже в избытке обеспечены другими факторами производства - квалифицированной рабочей силой, денежными капиталами. Норма безработицы составляет в отдельных странах, как правило, 10-12 %, что создает некоторую социальную напряженность. По показателям производительности труда страны западноевропейской модели в целом уступают США (70,2%) и Японии (82,6%), в основном из-за сравнительно низкого ее уровня в менее развитых странах ЕС -Греции, Португалии, Испании, Ирландии. Это объясняется и отставанием в области развития НИОКР и особенно инновационного процесса. Страны западноевропейской модели не уступают США и Японии по технологическому уровню традиционных базовых отраслей (металлургия, машиностроение и металлообработка и т.д.), а в химической промышленности опережают (в первую очередь Германия), но отстают от них в таких новейших областях, как микроэлектроника, робототехника, биотехнология, новые материалы и оптическая электроника.

Экономика стран западноевропейской модели достигла высшей стадии индустриального развития, которая характеризуется высокой степенью автоматизации и информатизации, а также высоким уровнем развития производительных сил.

К основным чертам относится:

а) Очень высокий уровень государственного регулирования, компенсирующий более низкий потенциал и мощь западноевропейских ТНК по сравнению с американскими и японскими.

б) Наивысшая в мире социальная ориентация общественно-экономических систем, активно поддерживаемая государством, которое выполняет наибольшее количество социальных функций. Капитализм определен как "социальное рыночное хозяйство".

в) Принцип и основное правило общественной жизни - относительный баланс индивидуализма и солидарности при ведущей роли первого.

г) Наибольшая степень открытости мировому хозяйству и интернационализации хозяйственной жизни.

Последняя черта выражается прежде всего в состоянии внешней торговли: экспортная и импортная квоты стран - членов ЕС неизменно находились вблизи 30% отметки, тогда как у США - 9-11%, а у Японии - 11-13%. Это обусловлено ограниченностью ресурсной базы и узостью внутренних рынков западноевропейских стран. Основная часть внешней торговли (более 70%) приходится на внутрирегиональный оборот, что объясняется бурным развертыванием вширь и вглубь интеграции стран Западной, Северной и Южной Европы. Иная картина в области прямых инвестиций - более 60% размещены за пределами региона: Северная Америка (в первую очередь США), новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, наиболее динамично развивающиеся и перспективные страны третьего мира.

 

8. Особенности экономики развивающихся стран. НИС. НРС. Особую группу стран в мировом хозяйстве образуют бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки, Латинской Америки с населением 5,4 миллиарда человек (около 85% населения мира). Эта группа так называемых развивающихся стран включает свыше 140 стран и территорий. Развивающиеся страны не представляют собой однородную группу, они сильно отличаются друг от друга. Но при всем своем многообразии они имеют общие сущностные черты, что позволяет рассматривать их как единую группу с определенными, однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Для них характерны следующие черты:1) Во многих развивающихся странах процесс формирования национального хозяйства еще не завершен. 2) Преобладает экстенсивный тип развития экономики. 3) Архаичная структура экономики. 4) Сохранение значительных масштабов докапиталистических отношений. 5) Низкий уровень развития производительных сил. 6) Зависимое положение в системе мировой экономики.Среди развивающихся стан можно выделить несколько групп: Новые индустриальные страны (НИС). Впервые этот термин прозвучал в середине 70-х годов 20 века. В эти годы развитые капиталистически е страны столкнулись на мировых рынках промышленной продукции, с серьезной конкуренцией небольшой группы развивающихся стран. Эта группа включала: Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Бразилию, Мексику. В мировой печати эту шестерку стали называть новыми индустриальными странами. Для них были характерны: 1) Высокие темпы роста экономики. 2) Бурное развитие экспорта промышленных товаров. 3) Быстрые и кардинальные изменения в структуре народного хозяйства и общества. В последние годы к НИСам стали относить: Аргентину, Венесуэлу, Малайзию, Таиланд, Алжир, Индонезию, Уругвай, Чили, Перу, Филиппины, Колумбию и т.д. Общее их количество примерно 30.Обычно называют следующие факторы, которые способствовали быстрому развитию НИСов:1) Наличие богатых природных ресурсов (не у всех). 2) Выгодное экономико-географическое положение. 3) Наличие дешевой рабочей силы.4) Крупные иностранные инвестиции, умелое их использование.5) Взвешенная, продуманная государством политика. Существуют следующие критерии, позволяющие отнести страну к группе НИС:1) Высокие среднегодовые темпы роста экономики.2) Удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП должен быть более 20%. 3) Минимальный ВВП на душу населения не менее 4 тысяч $ в год. 4) Высокий уровень прямых иностранных инвестиций. 5) Объем экспорта промышленных изделий и их доля должна быть не менее 20 %. С момента появления НИСов они прошли через ряд этапов экономического развития: 1. 1950-1960 гг. Принятие осуществления импортозаменяющей стратегии. В это время создаются предприятия, производящие предметы народного потребления, снижение импорта таких товаров. 2. Первая половина 1970-х г. – 80-е годы. Разработка и реализация программ, ориентированных на экспорт. 3. Вторая половина 80-х и до 1997 г. Формирование комплексной стратегии экономического развития, составной частью которой явилось оптимальное сочетание импортозамещения и экспортной ориентации, опережающий рост производства на базе высоких технологий. Этот этап закончился кризисом лета 1997 г. в странах АТР. 4. С 1998г. начался новый этап в развитии НИС, связанный с перестройкой финансовой структуры, развитием наукоемкой продукции и усилением интеграционных процессов. Третью подгруппу образуют наименее развитые страны (НРС) (около 49). Это 34 страны тропической Африки, 8 – в Азии, 6 – в Океании, 1 – Латинская Америка. По классификации ООН к наименее развитым странам относятся государства, в которых средние доходы не превышают 700$ в год. Для этих стран характерно:1) Отсталое и малопродуктивное сельское хозяйство. 2) Практическое отсутствие ни обрабатывающей, ни добывающей промышленности (из-за отсутствия значительных запасов полезных ископаемых). 3) Преобладание докапиталистических производственных отношений, хотя в большинстве этих стран идет постепенное развитие капитализма. 4) Значительное неравенство в распределении доходов. 5) Низкий уровень развития здравоохранения. 6) Слабое развитие производственной и социальной инфраструктуры. 7) Нехватка квалифицированных кадров. 8) Высокая внешняя задолженность, фактическая неспособность рассчитываться с долгами

9) Доля НРС в мировой торговле менее 0,01 %.

9. Основные направления экономической стратегии и политики развивающихся стран.

Особую группу стран в мировом хозяйстве образуют бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки, Латинской Америки с населением 5,4 миллиарда человек (около 85% населения мира). Эта группа так называемых развивающихся стран включает свыше 140 стран и территорий. Развивающиеся страны не представляют собой однородную группу, они сильно отличаются друг от друга. Но при всем своем многообразии они имеют общие сущностные черты, что позволяет рассматривать их как единую группу с определенными, однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Для них характерны следующие черты:1) Во многих развивающихся странах процесс формирования национального хозяйства еще не завершен. 2) Преобладает экстенсивный тип развития экономики. 3) Архаичная структура экономики. 4) Сохранение значительных масштабов докапиталистических отношений. 5) Низкий уровень развития производительных сил. 6) Зависимое положение в системе мировой экономики.

А) зависимое положение связано с системой неравномерно сложившегося МРТ, которая обрекает эти страны на роль поставщиков минерального и сельскохозяйственного сырья, на роль второстепенного партнера в области техники и технологий

Б) зависимое положение объясняется и тем, что иностранный капитал удерживает прочные позиции в экономике развивающихся стран, ТНК контролируют более 40% промышленного производства и более 50% объема внешнеэкономических связей

В) растущая финансовая задолженность молодых государств, которая влияет на их зависимое положение в системе мирового хозяйства. Если в 1970 г. совокупный долг развивающихся стран составил менее 70 миллиардов $, то в настоящее время он приближается к 3 триллионам $. Обслуживание этого долга (возврат части долга плюс проценты по долгам) ежегодно обходится в 500 миллиардов $.

За последние примерно 20 лет развивающиеся страны добились значительных успехов в своем экономическом развитии. Если в 1990 г. суммарный ВВП по ППС (паритет покупательной способности) достигал 10,5 триллионов $, то в 2007 г. он превысил 30 триллионов. Внешняя торговля развивающихся стран за эти годы также выросла, если в 1990 г. экспорт составил примерно 800 миллиардов $, то в 2007 г. он составил 4 триллиона $. Значительных масштабов достигли прямые инвестиции в экономику развивающихся стран. В 2006 г. частный приток иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран составил 400 миллиардов $ (30% мировых). Ускоренное развитие экономики развивающихся стран (особенно НИСов и стран ОПЕК) способствовало интенсивному процессу повышения доли услуг (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского хозяйства (до 14,5%) в общей структуре народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитых стран, все это является лишь внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает глубокие деформации: наличие традиционных отраслей в сфере производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной социальной и индустриальной структуры.

Развивающиеся страны в последние годы сохранили высокие темпы роста ВВП, которые в 2007 г. составили 7,2% (общемировые 5,2%) и в 2008 г. – 6,2% (общемировые 3,4%).

Однако развивающиеся страны в своей значительной массе и в настоящее время по-прежнему сталкиваются с большими трудностями. Это, прежде всего проблема внешнего долго, безработицы, низкой оплаты труда. По данным МБТ примерно 500 миллионов работников живут на заработки менее 1 $ в день, а 1,3 миллиарда – менее чем на 2 $ в день; более 2-х миллиардов страдают от нехватки питьевой воды; 1,5 миллиарда человек не имеют доступа к первичной медицинской помощи; свыше 800 миллионов человек – неграмотны. Развивающиеся страны не представляют собой однородную массу, они различаются по уровню своего экономического развития.

10. Китай - новый лидер мировой экономики.

- Имеет непрерывную историю развития

- 2ая страна по размерам экономики (в 3 раза меньше США)

- 3я страна по территории

- Высокие темпы экономического роста(приблиз. Последние 30 лет)

Подъём Китая – самое знаменательное событие

- Пол столетия тому назад средняя продолжительность жизни около 40 лет, были ниже ростом. Сами стали обеспечивать себя продовольствием.

- Лидер по выпуску угля, стали, цемента, текстиля, мин. удобрений, игрушек и т.д.

- Производство мобильных телефонов

В послевоенное время, делится на 2 этапа: 1) 1949-1978 2) 1979-2011 (по наше время)

1 этап: Централизованная экономика. Власть – коммунисты. Страна развивается по пути административно - команд. системы. Дружба с СССР. Страна осуществила индустриализацию. Политика импорта – замещение. Смена высшего руководства (Мао Дзе Дун)

2 этап: Политика реформ и открытости. Переход к рынку. Реформы в с/х. Большая часть населения – сельское. Вторая половина 80х г. реформы начинаются в гос. собственности. С 92 года проводится целый комплекс преобразований рыночного характера (налоговая система, банковская система). Методы меняются, но цель одна – у Китая должен быть средний уровень развития, повысить благосостояние.

Особенности реформирования Китая.

Принципы: 1. Разделение экономической и политической составляющей развития. В экономике серьёзные реформы. В политической системе – идеология остаётся неизменной (однопартийная система). 2. Постепенность преобразований. Осторожное отношение к приватизации гос. собственности. Малые и средние предприятия могут перейти в частные руки. Увеличивается число отраслей, пакет акций которых не принадлежит государству. Либерализация цен.

3. Политика внешнеэкономической открытости. Ставка на экспорт ориентируется на производства. Расширение части международной торговли. Привлечение иностранного капитала, свободной экономической зоны. Дешёвая, дисциплинарная рабочая сила. Готовы идти на жертвы. Высокая норма накопления.

Результат реформ: 1) Изменение структуры экономики. За 30 лет экономика Китая изменилась. Меньше половины населения сейчас занято в с/х. Увеличение вклада обрабатывающей промышленности. Успехи почти во всех отраслях. Строятся железные дороги. Почти все имеют бытовую технику(телевизоры, машинки и др.). 2) Смешанная система экономики. Разные формы собственности.

Государство преобладает: транспорт, связь, энергетика.

Изменения в международных торговых отношениях:

Экспорт: - 1ое место в мировом экспорте. Большая экспортная квота. - совершенствование структуры и экспорта, и импорта - увеличение доли обрабатывающей промышленности и продукции - основной вклад связан с электромашиностроением, продукцией металлургии, строительным оборудованием, судостроительная техника. -высокая доля высокотехнологич. Продукции

Импорт: - страна достигла продовольственного самообеспечения. Ввозят углеводороды, сырьё

- основная часть в импорте – промышленные товары(машины, оборудование) - Китай активно участвует в производ. Кооперации (внутриотраслевой, межотраслевой)

Торговый баланс Китая. Экспорт > Импорт (значительно).Это связано с вступлением Китая в ВТО. Ставка таможенных пошлин сначала была 50%,потом 40% - это пагубно влияло.

Почему Китай был заинтересован в ВТО? Рынки сбыта, расширение экспорта.

Торговые партнёры:

Экспорт: Импорт:

- США - Япония(машины, оборудование, технологии)

- Восточная Азия(япония, тайвань, южная корея) - Страны Восточной Азии

- Европейские страны - США

Тенденции географии:

Большая ориентация торговых потоков на страны Восточной Азии(Гонг Конг) – реэкспорт. База Китая.

«Большой Китай» - Тайвань, Гонг Конг, КНР. Внешнеэкономические связи становятся всё более значимыми с развитыми странами. Для развивающихся стран – Китай значим. Положительное сальдо торгового баланса. 1ое место по золото-валютным резервам.

Китай на рынке инвестиций:

Принцип реформ - политика привлечения иностранного капитала(формы кредитов, прямых иностранных капиталов). 2ое место (после США), как реципиент ПИИ. Причины: - благоприятный инвестиционный климат. - благоприятные условия создаются государством. Государство вкладывает в инфраструктуру. - проведение олимпиады. - всемирная выставка Экспорт 2010

- Китай опирался на диаспору (зарубежные соотечественники). Много китайцев в Восточной Азии. Кредиты:

1) Прямые иностранные инвестиции – из всемирного банка.(льготные кредиты)

2) Портфельные инвестиции. Активный экспортёр капитала.

Особенность НТП – скорость.

Проблемы:

1. Демографическая проблема (перенаселённость). Избыток рабочей силы.

2. Социальное неравенство. 10 % самых богатых – 45 % национального дохода, 10 % самых бедных - < 1.5 %.

Кризис – темпы роста только замедлились, удар по экспорту, задача поменять на внутренний спрос – переориентировать

3. Проблема территориальной неравномерности.

4. Экологическая проблема (деградация окружающей среды).

11. Модели перехода к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы.
Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Югославия, находятся в состоянии перехода от центрально-управляемого хозяйства к рыночной экономике. Постсоциалистическая трансформация представляет собой многофакторный процесс, предполагающий изменение функций основных субъектов экономической системы, развитие рыночных механизмов и преобразование отношений собственности.
Реформирование экономики в странах ЦВЕ первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.
Следует заметить, что страны этого региона более сорока лет были главными партнерами Советского Союза, и с этой точки зрения ход экономических реформ в рассматриваемых государствах, их результативность не могут не влиять на развитие народного хозяйства России и на взаимоотношения с ней. Кроме того, накопленный странами ЦВЕ опыт практических мер по формированию рыночной среды может быть полезен для государств, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.
По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым, а Албания соответствует критериям развивающейся страны. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны ЦВЕ уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП (в два-три раза меньше) и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки.
После Второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система. Постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой вплоть до привлечения иностранного капитала. В тоже время в ряде стран (Албания, Румыния) до 1989-1990гг. в основном сохранялся хозяйственный механизм, присущий сталинской модели.
Анализ экономических реформ в странах Восточной Европы
Все государства Центральной и Восточной Европы входят в число стран с переходной экономикой. После падения или трансформации коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной к рыночной системе. При этом важную роль продолжают играть такие сходные условия, как уровень экономического развития, наличие элементов рыночной экономики до установления и в период господства административно-командной системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в отношении развитых стран.

Так, Чехия и Словения, в которых ВВП на душу населения близок к показателям таких стран, как Греция и Португалия, и где ещё до Второй мировой Войны сложилась рыночная экономика, добились гораздо больших успехов при переходе к рынку, чем Болгария и Румыния, не говоря уж об Албании.
Создание рыночных институтов в странах Центральной и Восточной Европы осуществлялась в результате переплетения как эволюционного (градуалистического), так и радикального (шокового) вариантов преобразования. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии.
Наибольшие результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально-европейских странах - Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Гораздо медленнее и с огромными трудностями происходит переход к рынку в странах Балканского региона - Албании, Болгарии, Румынии, республиках бывшей Югославии. Но при всех различиях в странах Центральной и Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство

товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит. В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация.

12. Российская Федерация в системе современных международных экономических отношений.

Вхождение России в мировое экономическое сообщество отражает коренные качественные изменения МЭО, учитывает сложности перехода от бывшего СССР к новым государствам Евразии, возникновение и развитие глубинных процессов возрастания рыночных отношений сквозь бывший пласт директивно-плановой системы опирающейся на единую государственную собственность, ослабление сил федерации в экономике и укрепление региональных начал, устремление к полноценным формам международного разделения труда.
После развала СССР в 1991 г. стала актуальна проблема достижения Россией соответствующего ее потенциалу места в мировой экономике. При этом следует отметить некоторую противоречивость позиций РФ в современном мировом хозяйстве.
Так, с одной стороны, в результате распада существовавших некогда мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами (страна с переходной экономикой). По многочисленным оценкам специалистов, распад СССР означал для Российской Федерации ощутимые геополитические потери и заметные осложнения во взаимодействии ее с мировым сообществом.
Так, геополитическое положение значительно ухудшилось. Западная граница отодвинулась к востоку, государства Балтии, Украина, Белоруссия отгородили Россию от стран Европы на сотни км. С Европой граничит лишь небольшая территория Калининградской области, представляющая собой анклав, т.к. не граничит с Россией. Южная граница резко продвинулась к северу. Казахстан отделил Россию от стран Средне



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: