Иррациональным будем называть уравнение, в котором неизвестное содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Рассмотрим некоторые способы решения иррациональных уравнений:
I. Решение иррациональных уравнений по определению арифметического корня натуральной степени:
Например:
1) Решите уравнение: .
Решение: ; ОДЗ:
;
;
.
.
Ответ: .
2) Решите уравнение: .
Решение: ;
;
.
Ответ: .
3) Решите уравнение: .
Решение: т.к. арифметическим корнем четной степени является неотрицательное число, то данное уравнение не имеет решений.
4) Решите уравнение: .
Решение: ; ОДЗ:
;
;
;
;
либо
;
по теореме, обратной теореме Виета:
;
;
Доп. условие: ;
.
;
Ответ:
5) Решите уравнение: .
Решение: ОДЗ:
.
Доп. условие: ;
.
решений нет
Ответ: нет решений.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№151(1,3,5,7); №152(1); №153(1); №154(1, 4); №155(1,3), №183(1,3,5)) [1, с.60,68]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. ;
11. ;
12. ;
13. ;
14. ;
15.
16. ;
17. ;
18. .
2) Задания для домашнее работы (№151(2,4,6); №152(2); №153(2); №154(2,); №155(2,4); №183(2,4,6)) [1, с.60,68]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. .
3) Задания для самостоятельной работы:
Вариант I
Решите уравнение:
1. ;
2. ;
3. ;
4. .
Вариант II
Решите уравнение:
1. ;
2. ;
3. ;
4. .
II. Использование свойств монотонности функций при решении иррациональных уравнений:
Утверждение: Если на промежутке две функции имеют различные монотонности, то графики этих функций на данном промежутке имеют не более одной общей точки.
Т.о. уравнение , где
и
– функции разной монотонности, имеет не более одного корня.
Замечания:
1) Функция , где a – действительное число, является постоянной.
2) Функция , где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента.
Функция , где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента.
3) Функция является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
4) Функция , где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Функция , где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
5) Функция , где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Функция , где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
6) Функция , где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Функция , где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Например:
1) Решите уравнение: .
Решение:
– возрастающая функция значит, уравнение имеет не
– убывающая функция более одного корня x =0
Ответ: x =0.
2) Решите уравнение: .
Решение: – возрастающая функция
– возрастающая функция
– возрастающая функция значит, уравнение
– постоянная функция имеет не более од-
ного корня x =1
Ответ: x =1.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№154(1,3); №156(3); 158(1,3); №1157(2))
[1, с.60,61,322]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. .
2) Задания для домашней работы (№158(2,4); №159(1)) [1, с.61]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. .
III. Решение иррациональных уравнений вида :
Вид уравнения | Решение |
![]() | ![]() ![]() |
![]() | ![]() |
Например:
1) Решите уравнение: .
Решение:
;
по теореме, обратной теореме Виета:
Ответ:
2) Решите уравнение: .
Решение: ;
;
.
Ответ: x =5.
3) Решите уравнение: .
Решение:
данная система решений не имеет.
Ответ: нет решений.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. .
2) Задания для домашней работы:
1. ;
2. ;
3. .
IV. Решение иррациональных уравнений вида :
1. Уравнение , где k – нат. число, равносильно
2. Уравнение , где k – нат. число, равносильно
Например:
Решите уравнение: .
Решение: либо
; ОДЗ:
;
;
.
либо
не удовлетворяет ОДЗ.
Ответ: ,
.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы:
1. ;
2. .
2) Задания для домашней работы:
1. ;
2. .
V. Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень:
Вид уравнения | Условия | Решение |
1. ![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() |
2. ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
3. ![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() |
4. ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
5. ![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() |
6. ![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() |
7. ![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() |
8. ![]() | ![]() | |
9. ![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]() |
10. ![]() | ![]() | ![]() |
При решении иррациональных уравнений, приведенных выше в таблице, необходимо выполнить проверку полученных в результате решения значений неизвестного.
Например:
1) Решите уравнение: .
Решение: возведём обе части уравнения в квадрат
;
;
;
; возведём обе части полученного уравнения в квадрат
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:
Проверка показывает, что не является корнем исходного уравнения.
Ответ:
2) Решите уравнение: .
Решение: возведём обе части уравнения в квадрат
;
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:
Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Ответ:
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№156(1,2); №159(2); №187(1,3)) [1, с.60,69]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. .
2) Задания для домашней работы (№156(4); №187(2,4)) [1, с.60,69]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6. .
VI. Введение вспомогательной переменной с целью понижения степени иррационального уравнения:
Решите уравнение: .
Решение:
Выполним замену: ;
;
– возрастающая функция;
– возрастающая функция;
– возрастающая функция значит, уравнение имеет не более
– убывающая функция одного корня t =4
Обратная замена: ;
;
по теореме, обратной теореме Виета:
Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Ответ:
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы:
1. ;
2. .
2) Задания для домашней работы:
1. ;
2. .
VII. Введение вспомогательной переменной с целью исключения иррациональности:
Решите уравнение: .
Решение:
Выполним замену: ;
;
по теореме, обратной теореме Виета:
Обратная замена:
1) ; 2)
;
;
;
.
.
Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Ответ:
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№188(1,3,5)) [1, с.69]:
1. ;
2. ;
3. .
2) Задания для домашней работы (№188(2,4)) [1, с.69]:
1. ;
2. .
VIII. Графический способ решения иррациональных уравнений:
Решите уравнение: .
|

Решите графически уравнения:
1) Задания для классной работы (№162(1,3)) [1, с.61]:
1. ;
2. ;
3. ;
4. .
2) Задания для домашней работы (№162(2,4)): 1. ; 2.
.