Иррациональным будем называть уравнение, в котором неизвестное содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Рассмотрим некоторые способы решения иррациональных уравнений:
I. Решение иррациональных уравнений по определению арифметического корня натуральной степени:

Например:
1) Решите уравнение:
.
Решение:
; ОДЗ:
;
;
.
.
Ответ:
.
2) Решите уравнение:
.
Решение:
;
;
.
Ответ:
.
3) Решите уравнение:
.
Решение: т.к. арифметическим корнем четной степени является неотрицательное число, то данное уравнение не имеет решений.
4) Решите уравнение:
.
Решение:
; ОДЗ:
;
;
;
;
либо
;
по теореме, обратной теореме Виета:
;

; 
Доп. условие:
;
.

; 
Ответ:

5) Решите уравнение:
.
Решение: ОДЗ:
.
Доп. условие:
;
.

решений нет
Ответ: нет решений.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№151(1,3,5,7); №152(1); №153(1); №154(1, 4); №155(1,3), №183(1,3,5)) [1, с.60,68]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
;
9.
;
10.
;
11.
;
12.
;
13.
;
14.
;
15. 
16.
;
17.
;
18.
.
2) Задания для домашнее работы (№151(2,4,6); №152(2); №153(2); №154(2,); №155(2,4); №183(2,4,6)) [1, с.60,68]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
;
9.
;
10.
.
3) Задания для самостоятельной работы:
Вариант I
Решите уравнение:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
.
Вариант II
Решите уравнение:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
.
II. Использование свойств монотонности функций при решении иррациональных уравнений:
Утверждение: Если на промежутке
две функции имеют различные монотонности, то графики этих функций на данном промежутке имеют не более одной общей точки.
Т.о. уравнение
, где
и
– функции разной монотонности, имеет не более одного корня.
Замечания:
1) Функция
, где a – действительное число, является постоянной.

2) Функция
, где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента.
Функция
, где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента.
3) Функция
является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
4) Функция
, где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Функция
, где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
5) Функция
, где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Функция
, где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
6) Функция
, где
, является возрастающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Функция
, где
, является убывающей для любого действительного значения аргумента из области определения.
Например:
1) Решите уравнение:
.
Решение:
– возрастающая функция значит, уравнение имеет не
– убывающая функция более одного корня x =0
Ответ: x =0.
2) Решите уравнение:
.
Решение:
– возрастающая функция
– возрастающая функция
– возрастающая функция значит, уравнение
– постоянная функция имеет не более од-
ного корня x =1
Ответ: x =1.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№154(1,3); №156(3); 158(1,3); №1157(2))
[1, с.60,61,322]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
;
9.
;
10.
.
2) Задания для домашней работы (№158(2,4); №159(1)) [1, с.61]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
;
9.
;
10.
.
III. Решение иррациональных уравнений вида
:
| Вид уравнения | Решение |
, где k –натуральное число
| или
|
, где k – натуральное число
|
|
Например:
1) Решите уравнение:
.
Решение:

;
по теореме, обратной теореме Виета:

Ответ: 
2) Решите уравнение:
.
Решение:
;
;
.
Ответ: x =5.
3) Решите уравнение:
.
Решение:
данная система решений не имеет.
Ответ: нет решений.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
.
2) Задания для домашней работы:
1.
;
2.
;
3.
.
IV. Решение иррациональных уравнений вида
:
1. Уравнение
, где k – нат. число, равносильно 
2. Уравнение
, где k – нат. число, равносильно

Например:
Решите уравнение:
.
Решение:
либо
; ОДЗ:
;
;
.
либо 
не удовлетворяет ОДЗ.
Ответ:
,
.
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы:
1.
;
2.
.
2) Задания для домашней работы:
1.
;
2.
.
V. Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень:
| Вид уравнения | Условия | Решение |
1.
| , , Д.У.:
| ;
|
2.
| ,
| ;
|
3.
| , ,
Д.У.:
| ;
|
4.
| ,
| ;
|
5.
| , ,
|
|
6.
| , ,
|
|
7.
| , , Д.У.:
|
|
8.
|
| |
9.
| , , Д.У.:
|
|
10.
|
|
|
При решении иррациональных уравнений, приведенных выше в таблице, необходимо выполнить проверку полученных в результате решения значений неизвестного.
Например:
1) Решите уравнение:
.
Решение: возведём обе части уравнения в квадрат
;
;
;
; возведём обе части полученного уравнения в квадрат
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:

Проверка показывает, что
не является корнем исходного уравнения.
Ответ: 
2) Решите уравнение:
.
Решение: возведём обе части уравнения в квадрат
;
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:

Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Ответ: 
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№156(1,2); №159(2); №187(1,3)) [1, с.60,69]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
.
2) Задания для домашней работы (№156(4); №187(2,4)) [1, с.60,69]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
;
6.
.
VI. Введение вспомогательной переменной с целью понижения степени иррационального уравнения:
Решите уравнение:
.
Решение:
Выполним замену:
;
;
– возрастающая функция;
– возрастающая функция;
– возрастающая функция значит, уравнение имеет не более
– убывающая функция одного корня t =4
Обратная замена:
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:

Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Ответ: 
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы:
1.
;
2.
.
2) Задания для домашней работы:
1.
;
2.
.
VII. Введение вспомогательной переменной с целью исключения иррациональности:
Решите уравнение:
.
Решение:
Выполним замену:
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:

Обратная замена:
1)
; 2)
;
;
;
.
.
Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Ответ: 
Решение уравнений:
1) Задания для классной работы (№188(1,3,5)) [1, с.69]:
1.
;
2.
;
3.
.
2) Задания для домашней работы (№188(2,4)) [1, с.69]:
1.
;
2.
.
VIII. Графический способ решения иррациональных уравнений:
Решите уравнение:
.
|
Решите графически уравнения:
1) Задания для классной работы (№162(1,3)) [1, с.61]:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
.
2) Задания для домашней работы (№162(2,4)): 1.
; 2.
.
, где k –натуральное число
или
, где k – натуральное число
,
, Д.У.:
;
;
;
;
, Д.У.:
и
. Графики пересекаются в одной точке при
.
Ответ: