I. Недельное домашнее задание: «Решение иррациональных уравнений»
Решите уравнение:
1.
; 8.
;
2.
; 9.
;
3.
; 10.
;
4.
; 11.
;
5.
; 12.
;
6.
; 13.
;
7.
; 14.
.
II. Самостоятельная работа: «Решение иррациональных уравнений »
Вариант I
Решите уравнение:
1.
; 5.
;
2.
; 6.
;
3.
; 7.
.
4.
;
Вариант II
Решите уравнение:
1.
; 5.
;
2.
; 6.
;
3.
; 7.
.
4.
;
III. Обобщающий урок: «Иррациональные уравнения и способы их решения»
Обучающая цель: продолжить формировать умения решать иррациональные уравнения различных видов, применяя все изученные способы их решения, за счет обобщения и систематизации теоретических знаний и практических умений по данной теме.
Задачи урока:
1. Рассмотреть обобщающую таблицу: «Виды иррациональных уравнений и способы их решения » с целью повторить теоретический материал данной темы.
2. Продолжить учить определять вид иррационального уравнения и способы его решения.
Этапы урока:
I. Повторение теоретического материала (7-10 мин)
Для любых
и любых 
| Вид уравнения | Условия | Решение |
1.
| , Д.У.:
|
|
2.
|
| |
3.
| , Д.У.:
|
|
4.
|
| |
5.
| или
| или
|
6.
|
| |
7.
|
| ,
|
8.
| ,
| |
9.
| , , Д.У.:
| ;
|
10.
| ,
| ;
|
11.
| , , Д.У.:
| ;
|
12.
| ,
| ;
|
13.
| , ,
|
|
14.
| , ,
|
|
15.
| , , Д.У.:
|
|
16.
|
| |
17.
| , , Д.У.:
|
|
18.
|
|
|
Основные способы решения иррациональных уравнений:
1. По определению арифметического корня натуральной степени;
2. Использование свойств монотонности функций;
3. Введение вспомогательной переменной с целью понижения степени иррационального уравнения;
4. Введение вспомогательной переменной с целью исключения иррациональности;
5. Возведение в квадрат;
6. Графический способ.
II. Решение уравнений
| Способ | № | Решение уравнений | Ответ |
| 1. |
| ||
| 2. |
| ||
| 3. |
| ||
| 4. |
| ||
| 5. |
| ||
| 6. |
| ||
| 7. |
| ||
| 8. |
| ||
| 9. |
| ||
| 10. |
| ||
| 11. |
| ||
| 12. |
| ||
| 13. |
| ||
| 14. |
| ||
| 15. |
| ||
| 16. |
| ||
| 17. |
|
III. Домашнее задание: решить все уравнения, которые не успели в классе.
Иррациональные неравенства и способы их решения
Решение простейших иррациональных неравенств


|
Например:
1) Решите неравенство:
.
Решение:
;
;
.
Ответ:
.
2) Решите неравенство:
.
Решение:
;
решим квадратное уравнение
;
;
по теореме, обратной теореме Виета:



Ответ:
.
3) Решите неравенство:
.
Решение:

Ответ: 
4) Решите неравенство:
.
Решение: т.к. арифметическим корнем четной степени является неотрицательное число, то данное неравенство решений не имеет.
Ответ: неравенство решений не имеет.
5) Решите неравенство:
.
Решение:
;
;
;
;
;
.
Ответ:
;
.

Решение неравенств:
1) Задания для классной работы:
1. №166-№169(нечетн.) [1, с.66];
2. № 172-173(нечётн.) [1, с.67];
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
;
8.
.
2) Задания для домашней работы:
1. №166-№169(четн.) [1, с.66];
2. № 172-173(чётн.) [1, с.67];
3.
;
4.
;
5.
;
6.
;
7.
.
Контрольная работа: «Иррациональные уравнения и неравенства »
Вариант I
1. Решите уравнения:
а)
; д)
;
б)
; е)
;
в)
; ж)
.
г)
;
2. Решите неравенства:
а)
; в)
;
б)
; г)
.
Вариант II
1. Решите уравнения:
а)
; д)
;
б)
; е)
;
в)
; ж)
.
г)
;
2. Решите неравенства:
а)
; в)
;
б)
; г)
.
Литература
1. «Алгебра и начала анализа 10-11» Ш.А. Алимов и др. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 384 с.
2. «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса общеобразовательных учреждений» М.И. Шабунин и др. – М.: Просвещение, 2006. – 189 с.
3. «Иррациональные уравнения и неравенства» А.Х. Шахмейстер – 2 изд. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, 2004. – 192 с.
, Д.У.:
или
,
;
;
;
;
, Д.У.: