I. Недельное домашнее задание: «Решение иррациональных уравнений»
Решите уравнение:
1. ; 8. ;
2. ; 9. ;
3. ; 10. ;
4. ; 11. ;
5. ; 12. ;
6. ; 13. ;
7. ; 14. .
II. Самостоятельная работа: «Решение иррациональных уравнений »
Вариант I
Решите уравнение:
1. ; 5. ;
2. ; 6. ;
3. ; 7. .
4. ;
Вариант II
Решите уравнение:
1. ; 5. ;
2. ; 6. ;
3. ; 7. .
4. ;
III. Обобщающий урок: «Иррациональные уравнения и способы их решения»
Обучающая цель: продолжить формировать умения решать иррациональные уравнения различных видов, применяя все изученные способы их решения, за счет обобщения и систематизации теоретических знаний и практических умений по данной теме.
Задачи урока:
1. Рассмотреть обобщающую таблицу: «Виды иррациональных уравнений и способы их решения » с целью повторить теоретический материал данной темы.
2. Продолжить учить определять вид иррационального уравнения и способы его решения.
Этапы урока:
I. Повторение теоретического материала (7-10 мин)
Для любых и любых
Вид уравнения | Условия | Решение |
1. | , Д.У.: | |
2. | ||
3. | , Д.У.: | |
4. | ||
5. | или | или |
6. | ||
7. | , | |
8. | , | |
9. | , , Д.У.: | ; |
10. | , | ; |
11. | , , Д.У.: | ; |
12. | , | ; |
13. | , , | |
14. | , , | |
15. | , , Д.У.: | |
16. | ||
17. | , , Д.У.: | |
18. |
Основные способы решения иррациональных уравнений:
1. По определению арифметического корня натуральной степени;
2. Использование свойств монотонности функций;
3. Введение вспомогательной переменной с целью понижения степени иррационального уравнения;
4. Введение вспомогательной переменной с целью исключения иррациональности;
5. Возведение в квадрат;
6. Графический способ.
II. Решение уравнений
Способ | № | Решение уравнений | Ответ |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. |
III. Домашнее задание: решить все уравнения, которые не успели в классе.
Иррациональные неравенства и способы их решения
Решение простейших иррациональных неравенств
Например:
1) Решите неравенство: .
Решение: ;
;
.
Ответ: .
2) Решите неравенство: .
Решение: ;
решим квадратное уравнение ;
;
по теореме, обратной теореме Виета:
Ответ: .
3) Решите неравенство: .
Решение:
Ответ:
4) Решите неравенство: .
Решение: т.к. арифметическим корнем четной степени является неотрицательное число, то данное неравенство решений не имеет.
Ответ: неравенство решений не имеет.
5) Решите неравенство: .
Решение: ;
;
;
;
; .
Ответ: ; .
Решение неравенств:
1) Задания для классной работы:
1. №166-№169(нечетн.) [1, с.66];
2. № 172-173(нечётн.) [1, с.67];
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. ;
8. .
2) Задания для домашней работы:
1. №166-№169(четн.) [1, с.66];
2. № 172-173(чётн.) [1, с.67];
3. ;
4. ;
5. ;
6. ;
7. .
Контрольная работа: «Иррациональные уравнения и неравенства »
Вариант I
1. Решите уравнения:
а) ; д) ;
б) ; е) ;
в) ; ж) .
г) ;
2. Решите неравенства:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Вариант II
1. Решите уравнения:
а) ; д) ;
б) ; е) ;
в) ; ж) .
г) ;
2. Решите неравенства:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Литература
1. «Алгебра и начала анализа 10-11» Ш.А. Алимов и др. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 384 с.
2. «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса общеобразовательных учреждений» М.И. Шабунин и др. – М.: Просвещение, 2006. – 189 с.
3. «Иррациональные уравнения и неравенства» А.Х. Шахмейстер – 2 изд. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, 2004. – 192 с.