1. Логистическая координация
2. Основные проблемы межфункционального взаимодействия на п/п
Логистическая координация
Понятие координация в переводе с латинского языка означает совместное упорядочение, т. е. взаимосвязь и согласование, приведение в соответствие.
Лог. координация — это согласование звеньев логистической системы, участвующих в продвижении материального, информационного и финансового потоков.
Принято выделять межфункциональную лог. координацию, т. е. согласование д-ти подразделений п/п для повышения эффективности ЛС, и межорганизационную лог. координацию, т. е. упорядочение, согласование п/п-й-партнеров в интегрированной ЛС для достижения ее целей.
Различают также горизонтальную и вертикальную межорганизационную лог.координацию.
Под горизонтальной лог. координацией понимается эффективное взаимодействие п/п-й, находящихся на одном уровне ЛС или в одном эшелоне лог. цепи. Например, транспортные п/п, или розничные операторы, или оптовики.
Вертикальная координация означает согласованное функционирование п/п-й, представляющий разные уровни или эшелоны макролог. системы. Например, взаимодействие нескольких п/п, осуществляющий производство, транспортировку и реализацию продукции.
Основные проблемы межфункционального взаимодействия на п/п
Переход от управления отдельными функциями на п/п к интегрированному управлению процессу связан с нарушением функциональных границ деятельности различных служб и вмешательством в ранее суверенные области. Это приводит к возникновению организационных конфликтов. Служба логистики должна разрешать эти конфликты.
|
Различают 8 типичных проблемных областей внутренней логистики п/п:
1. запасы
2. закупка
3. поставка товара на складированием
4. планирование заказов
5. обработка заказов
6. поставка со склада
7. логистический сервис
8. сбор порожней тары и товароносителей
Первые 3 области связаны с входящим потоком, остальные 5 — с выходящими потоками. Рассмотрим проблемы, связанные с входящими потоками.
Запасы
Серьезную проблему для ТП представляют нерациональные запасы, чрезмерный объем которых замораживает значительные финансовые ресурсы, создает затруднения на складе и препятствует нормальной работе п/п. С другой стороны часто возникает дефицит необходимых покупателям товаров, что приводит не только к прямым потерям продаж и упущенной выгоде, но и далеко идущим последствиям вплоть до потери клиента.
Уровень запасов часто становится предметом конфликтов, возникающих между следующими подразделениями п/п: маркетинг, финансы, закупки, продажи и склад.
Служба маркетинга заинтересована в максимизации запасов с целью повышения уровня обслуживания покупателей и уменьшения вероятности возникновения дефицита запасов.
Финансовый отдел стремится минимизировать запасы, потому что осознает, что они «омертвляют» значительные денежные средства, которые могут быть направлены на другие цели и приносить прибыль.
Служба закупки, преследуя локальную цель минимизации цены закупки, стремится к получению максимальных оптовых скидок и закупает чрезмерный объем товарной партии, не учитывая возможности склада и имеющихся в наличие запасов и затрат на их содержание и обработку.
|
Закупки
Управление запасов тесно связано с закупками и поставками товаров на склад. При управлении закупками конфликты возникают по следующим направлениям:
- ассортимент закупаемой продукции
- базисные условия поставки
- выбор поставщика
Ассортимент закупаемой партии продукции (в частности на уровне грузовой единицы) — это предмет конфликта между службой закупок и товарным складом. Отдел закупок с целью получения оптовых скидок приобретает крупные партии однородной продукции и предпочитает не оплачивать поставщикам дополнительные услуги по комплектации грузовой единицы в ассортиментном составе, который требуется потребителям материального потока п/п. Склад заинтересован в том, чтобы ассортиментный состав грузовых единиц совпадал с типичным ассортиментом заказов большинства клиентов, так как это позволяет значительно сократить затраты на грузопереработку.
Базисные условия поставки. Широко используемые в международной и внутренней торговле базисные условия поставки определяют распределение рисков, затрат и обмен документацией между сторонами договора купли-продажи.
Служба закупок склонна при определении базисных условий поставки выступать на стороне поставщика и в обмен на скидки предоставлять льготные условия поставки для поставщиков в отношении распределения рисков и затрат в ущерб собственному п/п-ю. При этом закупщики не требуют от поставщиков предоставления дополнительных услуг при транспортировке (например, сопровождение груза или доставка «точно в срок») и не уделяют внимания параметрам транспортной тары.
|
Финансовый отдел заинтересован в минимизации рисков и затрат на закупку и последующую поставку закупленной партии на склад.
Интересы транспортному подразделения п/п заключается в сокращении затрат на осуществление перевозок собственным транспортом, что диктует необходимость переноса основной ответственности за доставку товара, а также сопутствующих рисков на продавца.
Выбор поставщика. Проблема выбора поставщика является одной из основных в управлении закупками. Поставщик должен быть надежным партнером п/п в реализации его логистической стратегии. Выбор поставщика осуществляется по определенным критериям, среди которых выделяют:
- качество поставляемых товаров и сервиса
- надежность поставок
- финансовые условия
- расположение поставщика и т. д.
Предпочтение тех или иных критериев различными подразделениями п/п и игнорирование остальных показателей важных для нормального функционирования других подразделений является основой возникновения целого ряда межфункциональных конфликтов. Данные конфликты могут разрешатся в рамках лог. функции управления закупками путем согласования локальных интересов организационных подразделений с системными целями п/п.