Понятие логистических стратегий




 

Логистическая стратегия — направление долгосрочного развития логистической системы, касающейся форм и средств ее реализации на п/п, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформированная высшим менеджментом в соответствии с корпоративными целями.

 

Среди большого числа логистических стратегий, применяемых п/п-ми можно выделить основные и дополнительные стратегии.

Основные стратегии:

- тощая или стройная

- динамичная

- стратегия, основанная на стратегических союзах

 

Тощая (или стройная) стратегия направлена на поиск и устранение непроизводительных расходов запасов, оборудования и времени. Типичным подходом реализации этой стратегии является следующее:

1. Анализ выполняемых логистических операций и отказ от операций, не добавляющих ценности клиентам

2. Использование более совершенных технологий

3. Устранение из цепи поставок ненужных звеньев

4. Размещение поставщиков ближе к потребителям для снижения транспортных расходов.

При этом для реализации тощей стратегии необходимо устойчивая внешняя среда.

 

Динамичная стратегия используется в условиях неопределенности внешней среды. Цель этой стратегии — обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних требований потребителя. Организации, использующие динамичную стратегию сфокусированы на потребителя, при этом допустимы дополнительные расходы для обеспечения незапланированных потребностей клиентов.

 

Стратегия, основанная на стратегических союзах (стратегические союзы с поставщиками и клиентами). Цель этой стратегии — увеличение эффективности цепи поставок. Причины использования этой стратегии заключаются в стремлении к более совершенному обслуживанию потребителей и снижению затрат. Партнерства также могут создаваться между транспортными п/п-ми.

 

Дополнительные стратегии:

1. Стратегия лидерства по издержкам обеспечивает лидерство на рынке засчет снижения логистических затрат по цепи поставок. Она может быть реализована в следующих направлениях:

1. Сокращение затрат в отдельных функциях логистики на п/п

2. Оптимизация уровня запасов в логистической системе

3. Выбор оптимальных вариантов «складирования-транспортировка»

4. Оптимизация решений в отдельных функциональных областях логистики по критерию минимума общих затрат на логистику

5. Использование услуг логистических провайдеров

 

2. Стратегия дифференциации характеризует стремление п/п к уникальности. К примеру, в области логистического сервиса или использование ноу-хау.

 

3. Стратегия фокусирования заключается в концентрации внимания на удовлетворении потребностей клиентов одного сегмента. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам.

 

4. Стратегия диверсификации используется для достижения независимости п/п от единственного направления. Диверсификация может быть:

- горизонтальная, т. е. расширение номенклатуры производимых товаров и услуг

- вертикальная, т. е. расширение деятельности п/п на предыдущее или последующее стадии технологического процесса производства или распределения

- латеральная — освоение новой продукции или услуг, не имеющей отношения к основной деятельности п/п.

 

5. Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру реализуется через следующие решения:

1. Прямую поставку потребителям без участия посредников

2. Использование складов общего пользования (склад-отель, склад ответственного хранения)

3. Оптимальное размещение складов, магазинов или производственных п/п

 

6. Стратегия улучшения логистического сервиса предполагает повышение качества выполнения логистических операций и функций, а также логистическую поддержку предпродажного или послепродажного сервиса.

 

7. Стратегия логистического аутсорсинга направлена на решение следующих вопросов:

1. Определение ключевых компетенций и сосредоточение на них ресурсов п/п

2. Оптимизация выбора источников внешних ресурсов

3. Передача на внешнее исполнение не ключевых компетенций

4. Выявление критериев выбора поставщиков логистических услуг

5. Использование инвестиций и инноваций поставщиков

 

8. Стратегия на основе защиты окружающей среды. П/п, использующие эту стратегию стремятся к снижению отрицательного воздействия на природу за счет использования биоразлагаемых упаковок, разработки технологий сбора и переработки отходов производства.

 

2. Особенности планирования логистики

Планирование логистической деятельности — это систематических процесс поиска возможностей действовать прогнозирования последствий этих действий, разработка проекта совершенствования логистической системы, формирование управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Функция планирования предполагает решение о том, какие должны быть цели п/п в области логистики и что должны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к определению того, что требуется к завтрашнему дню и как этого добиться.

План должен представлять модель будущего состояния логистической системы п/п или карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Таким образом, планирование в логистике — это упорядоченный процесс разработки плана в области физического товародвижения и управление материальными потоками на п/п.

 

Виды, принципы и методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике, поэтому рассмотрим только те вопросы, которые характерны для планирования в области логистики.

В логистике различают планирование по срокам и по функциональным областям.

 

По срокам следующие виды планирования:

1. Стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочную перспективу, оценить тенденции развивающейся как внутри п/п, так и во внешней среде. Формулируется только глобальные цели и стратегия, соотносимые с отрезками времени от 10 до 20 лет. При этом выбираются виды деятельности п/п, которые приводят к улучшению взаимоотношений п/п с поставщиками, посредниками и покупателями, а также к укреплению связей внутри логистической системы п/п.

2. Тактическое планирование — определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач в логистической системы.

3. Оперативное планирование — разрабатываются стандарты и регламенты логистических функций и логистических операций.

 

По функциональным областям логистики:

 

1. Планирование продаж — на основе прогноза спроса на товары формируется ассортимент, составляется программа движения продукции по сети поставок от производственных п/п до п/п-й розничной торговли и конечных потребителей, планируется потребность в складских помещениях и ТС, оптимизируется схема размещения складов и транспортные потоки, разрабатываются планы-графики отгрузки товаров потребителям.

2. Планирование потребностей в материалах, внутреннее планирование осуществляется на производственных п/п-ях для обеспечения потребностей производственных цехов в сырье, комплектующих, полуфабрикатах, а также для обеспечения производственные оборудования. При этом определяется необходимое количество и сроки предоставления материалов п/п-ю.

3. Планирование закупок продукции осуществляется на основе выработанных планов, потребностей в материалах. Эти планы формируются, исходя из потребностей п/п и возможностей поставщиков. При этом учитываются следующие факторы:

- минимальный размер партий, отпускаемый поставщиком

- удаленность и местонахождение поставщиков

- сроки поставок сырья и материалов с момента получения заказа.

4. Планирование производства представляет собой план выпуска продукции, выраженный в физических единицах измерения, показывает количество единиц продукции, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить продажи и необходимый уровень запасов. При планировании производства используются следующие данные:

- план продаж

- производственные мощности

- изменение запасов за период.

Большое значение имеет оперативное планирование, которое в зависимости от содержания подразделяется на календарное планирование и диспечирование.

Календарное планирование включает в себя определение последовательности выполнения работ отдельными цехами и количества требуемых ресурсов по датам производства.

Диспечирование — производство представляет собой постоянный оперативный контроль из центра управления или с помощью программного обеспечения и непрерывное текущее регулирование года производственного процесса.

В зависимости от сферы применения оперативное планирование подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.

Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль над выполнением плана производства и продажи всеми функциональными подразделениями п/п, а также координацию работы основных и вспомогательных подразделений планово-экономических и других функциональных служб п/п.

Внутрицеховое планирование — это процедура разработки оперативных планов и текущих графиков работы производственных участок поточных линий и отдельных рабочих мест.

5. Планирование размещения элементов инфраструктуры связано с поиском лучших географических точек расположения элементов логистической сети и определения их влияния на показатели деятельности п/п в течении длительного периода. При планировании размещения элементов логистической инфраструктуры следует учитывать факторы внешней и внутренней среды п/п:

1. число, рыночную долю и расположение конкурентов

2. существующий потенциал расширения п/п

3. ситуацию на местном рынке рабочей силы

 

Результаты выполнения планов должны контролироваться. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов.

Контроль — это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными.

 

19.10.12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: