Коммуникативная лингвистика




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

ДОКЛАД

Коммуникативная лингвистика

Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль подготовки – Русский язык и Начальное образование

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – заочная

 

 

Выполнили студенты:

5 курса, ЗБ-РНО-51группы

Смирнова Д., Давлятова Д.

Научный руководитель:

Бекасова Елена Николаевна

____________________

«___» _________ 2020 г.

 

г. Оренбург

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Коммуникативная лингвистика............................................………………….3

Заключение………………………………………………………………………..7

Литература……………………………………………………………………….8

 

 


 

Введение

Коммуникация является важным условием жизнедеятельности человека. Осуществляемая в форме социальных контактов и взаимодействий, коммуникация способствует установлению связей и отношений между индивидами, социальными группами, классами, общностями.

Человеческое общение представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. На современном этапе большой вклад в понимание понятия "коммуникация" внесла коммуникативная лингвистика, занимающаяся изучением общих законов общения между людьми и средств языкового кода. Открытия, сделанные этой наукой, способствовали появлению нового подхода в обучении иностранному языку.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы дать характеристику такому направлению современной лингвистики как коммуникативная лингвистика, рассмотреть ее основные понятия и определить, какое влияние коммуникативная лингвистика оказала на методику преподавания иностранного языка. В качестве методов исследования были использованы теоретический анализ лингвистической литературы по заданной теме и систематизация информации.

Коммуникативная лингвистика

 

Как наука коммуникативная лингвистика сформировалась во второй половине ХХ века в США и Европе. Данная дисциплина рассматривает общение как деятельность, осуществляемую человеком в определенных социальных и межличностных условиях, с определенными мотивами и целями, с использованием специальных языковых средств. Коммуникативная лингвистика анализирует языковые единицы, используемые в условиях конкретных коммуникативных актов, исследует различия в функционировании языковых единиц в разных коммуникативных условиях.

Коммуникация - это целенаправленный обмен мыслями и информацией в рамках социальной деятельности человека. Адресант стремится к тому, чтобы адресат его понял и таким образом осуществилась бы основная цель коммуникации, которая может заключаться в передаче информации, личного отношения и оценки адресанта для совместных действий в трудовой и социальной сферах жизни человека, а также для изменения поведения, состояния или уровня знаний адресата.

Коммуникативная лингвистика представлена несколькими направлениями: теория речевых актов, процессуальная семантика, коммуникативный синтаксис, лингвистика текста, различные направления паралингвистики, теория коммуникативного поведения, теория речевых жанров, теория межкультурной коммуникации.

Наибольшее распространение в современной коммуникативной лингвистике получила теория речевых актов, предложенная и разработанная Дж. Сёрлом и Дж. Остином.

Теория речевых актов анализирует речь в контексте жизнедеятельности человека.

Речевым актом называется "целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе".

Речевой акт является способом достижения говорящим определенной коммуникативной цели, которая определяет отбор необходимых для этого языковых средств.

Речевой акт включает следующие составляющие:

- локутивный акт, который связан с произнесением упорядоченного ряда фонетических, морфологических и синтаксических единиц и соотносит его с предметной ситуацией;

- иллокутивный акт, содержащий в себе цель высказывания;

- перлокутивный акт, то есть воздействие на собеседника, результат речевого акта.

Все три аспекта речевого высказывания составляют единое целое в рамках одного высказывания.

 

Ученые-лингвисты выделяют пять основных типов речевых актов:

 

Репрезентативы - речевые акты, описывающие определенное положение дел. К репрезентативам относятся речевые акты сообщения, утверждения, описания, констатации, отрицания, ответа, возражения.

 

Директивы - речевые акты, используемые говорящим для побуждения слушающего к совершению некоторого действия. К директивам относятся речевые акты распоряжения, приказа, требования, просьбы, мольбы, приглашения, совета, рекомендации, разрешения. Вопросы являются частным случаем директивов, так как это попытки со стороны говорящего сделать так, чтобы слушающий ответил, то есть произвел некоторый речевой акт.

 

Комиссивы - речевые акты, возлагающие на говорящего обязательство совершить некоторый поступок. К комиссивам относятся речевые акты обещания, клятвы, заверения, предостережения, угрозы, предложения.

 

Экспрессивы - речевые акты, в которых выражается психологическое, эмоциональное состояние говорящего, например, речевые акты извинения, благодарности, поздравления, соболезнования, упрека, удивления, возмущения. К экспрессивам также относятся формулы социального этикета.

 

Декларативы - акты, определяющим свойством которых является то, что их осуществление устанавливает соответствие между пропозициональным содержанием и реальностью. Успешность этих речевых актов гарантирует их истинность. К декларативам относятся речевые акты объявления, акты, вынесения приговора, назначения на должность, издания указа, присвоения звания и др.

 

В процессе коммуникации речевые акты реализуются не только в отдельных высказываниях, но и в целой серии высказываний, объединенных темой и ситуацией общения. Такая последовательность речевых актов, составляющих связную речь, называется дискурсом. В дискурсе имеют значение не только языковые факторы, но и экстралингвистические.

 

Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков. На основании положений, выдвинутых данной дисциплиной, на первый план вышло ситуативно-обусловленное обучение устным видам речевой деятельности, широкое использование ролевых игр, стали разрабатываться коммуникативно-ориентированные упражнения. Коммуникативная лингвистика послужила толчком к появлению коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, при котором процесс обучения максимально приближается к процессу коммуникации.

 

При коммуникативном подходе цель обучения заключается в овладении учениками различными видами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием и письмом. Эти виды речевой деятельности представляют собой средства общения. При этом цель общения заключается в решении задач, связанных с взаимоотношениями, то есть изменение их.

 

Эффективное обучение иноязычному говорению предполагает наличие различных способов общения:

 

- интерактивного, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной;

 

- перцептивного, когда происходит понимание и познание людьми друг друга;

 

- информационного, когда ученики обмениваются своими мыслями, идеями, чувствами.

 

Если ученик пересказывает текст просто ради пересказа (когда все в классе знают его содержание) или произносит какие-либо не ситуативные, направленные в никуда предложения, то общение не может состояться. Такое говорение представляет собой только учебную речь, а истинное общение отсутствует. Сторонники коммуникативного подхода рассматривают общение и коммуникативное пространство как условие, повышающее эффективность обучения иностранному языку.

 

Коммуникативная лингвистика послужила причиной появления в методике преподавания иностранных языков следующих принципов:

 

- овладение языком подразумевает формирование у ученика коммуникативной компетенции, то есть способности использовать язык в соответствии с различными ситуациями общения;

 

- единицей коммуникации и обучения являются различные речевые акты: сообщение, приветствие, просьба, вопрос, возражение, благодарность и т.п.

 

- речевое намерение говорящего содержательно организует и регулирует речевое поведение;

 

- использование языка обусловлено ситуацией общения, в связи с чем исключается возможность существования изолированных высказываний, созданных вне коммуникативного контекста. Следовательно, обучение иностранному языку происходит в рамках специально подобранных ситуаций общения, которые служат стимулом для появления у учеников речевого намерения и для совершения речевых актов.

 

Заключение

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что коммуникативная лингвистика является сравнительно молодой дисциплиной, которая занимается анализом языковых единиц, применяемых в различных коммуникативных условиях. К основным понятиям коммуникативной лингвистики относятся "речевой акт", "коммуникация", "дискурс". Коммуникативная лингвистика послужила толчком к появлению коммуникативного подхода к обучению иностранному языку. Данный подход признает необходимость создания учителем ситуаций общения, которые мотивируют учеников к совершению речевых актов, то есть процесс обучения максимально приближается к процессу коммуникации.

 

Литература

1. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.

2. Дряпина, В.А., Замараева, Г.Н. Аспекты языка и коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1134/15546 (дата обращения: 14.11.2017).

3. Зайцева, С.Е. Коммуникативность как главная черта современного урока иностранного языка // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2016. - Т.15. - С.396-400. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86982. htm (дата обращения: 12.10.2017).

4. Иванова, В.И. Коммуникативная лингвистика как "теория среднего уровня" // Вестник Тверского государственного университета. - 2017. - №2. - с. 19-24.

5. Калинина, Н.Н. Коммуникативная лингвистика как отрасль языкознания // Инновационное образование и экономика. - 2015 - Т.1, №18 - с.72-74.

6. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. яз. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: