Рекомендации по заполнению паспорта социального проекта для школьников




Паспорт социального проекта

Название проекта

 
 

 

Проектная команда

 
 


 

Обоснование проекта

 
 

Описание проекта

 
 


Ресурсы

 

Что нужно, чтобы достичь результата: Люди (какие, сколько)

Помещения (какие, где, на какой период времени)

Расходные материалы (какие, сколько)

Информационная поддержка (какая, когда)

Иное

Деньги – не ресурс!


Партнеры (спонсоры, благотворители)

 

  №   ФИО/организация     Наиме- нование ресурса   Как убедить предо- ставить ресурс     Как найти контакт
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

План реализации проекта

 

  №   Что нужно сделать   Кто ответственный   Срок
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Риски

 
 


Рекомендации по заполнению паспорта социального проекта для школьников

Зачем нужен паспорт проекта?

Первый вопрос, который возникает, когда смотришь на шаблон паспорта: «Зачем нужен паспорт проекта, ведь и так всем понятно, что и как делать? Мы же обо всем договорились!»

Ответ прост: паспорт проекта нужен для того, чтобы за- крепить договоренности всех участников проекта как по его параметрам, так и по конкретным шагам и ответственным. Это своего рода протокол, который подводит итоги мозговых штурмов и фиксирует значимые результаты.

Также паспорт проекта помогает структурировать дискуссию. Его структура совпадает с перечнем вопросов, которые нужно обсудить и принять решения в рамках планирования проектной деятельности. Если не продумать хотя бы один из пунктов паспорта, можно поставить «под удар» всю работу команды в целом.

Зачем нужно броское название?

Сравните два названия одного и того же проекта. Вариант 1. «Создание молодежного многофункционального центра для работы, встреч, мероприятий, свободного общения».

Вариант 2. «Детский коворкинг».

Какое из названий лучше запоминается? Звучит интереснее и привлекательнее?

Конечно, второе. Тем, кто знает, что такое «коворкинг» (открытая площадка, оборудованная для работы, проведения мероприятий, свободного общения), становится понятно, что это место, где можно встретить юных предпринимателей, ли- деров социальных проектов и просто школьников, делающих уроки вдали от назойливых вопросов родителей: «Тебе еще


 

долго?». Для тех, кто впервые услышал про коворкинг, на- звание проекта звучит интригующе, побуждая узнать больше об этом новом и непонятном месте.

Поскольку название проекта – основа его стратегии по продвижению, оно само по себе должно быть интересным, ярким, запоминающимся. Нужно избегать длинных и сложных названий, которые так любят взрослые.

Вот несколько удачных названий школьных социальных проектов, успешно реализованных в других городах России.

«Зеленым по грязному» – конкурс среди жителей города Новотроицка по обустройству клумб около своих домов. В результате проекта более 100 новых клумб было разбито в этом жарком степном городе.

«Креативные бабушки» – клуб в городе Старый Оскол для бабушек, в котором школьники (6–9 класс) учат их новым навыкам (компьютерная грамотность, скандинавская ходьба, квиллинг). При этом на вопрос: «А может, бабушки школьников чему-нибудь поучат?» ответ всегда был один: «Нет, нам так веселее и интереснее». Это не только ответ детей, но и бабушек. Вот только дедушки к клубу не присоединились.

«Лед под открытым небом» – не самое удачное название, но успешный проект. Школьники города Губкина решили возродить в своем городе культуру катания на коньках на открытых хоккейных площадках. Всем надоели крытые ледовые дворцы: намного интереснее кататься в собственном дворе, тем более что хоккейные площадки остались еще с советского времени. Ребята расчистили снег, договорились с управляющими компаниями, которые помогли залить лед, организовали мастер-классы, праздники, прокат коньков. Всю зиму новостная лента города пестрила сообщениями об интересных событиях на этих площадках, сотни людей, которые привыкли проводить время у телевизора, вышли на лед. Правда, нужно отдать должное, и у взрослых иногда рождаются креативные идеи. Проект «Папа на час» в городе

Новотроицке придуман местной администрацией вместе с

компанией «Уральская Сталь». В проекте работники пред- приятия после рабочей смены стали на волонтерских началах руководить различными дворовыми клубами для подрост- ков – по футболу, игре на гитаре, шахматам. Мужчины, чьи дети (а иногда и внуки) уже выросли, ежедневно стали проводить время с подростками, обеспечивая работу клубов во внеурочное время (после 17 часов) и давая ребятам возможность интересно и с пользой проводить время.

Кто должен заполнять паспорт?

Паспорт должна заполнять проектная команда в целом, поскольку, как мы говорили, он фиксирует все договоренности. Это не значит, что задача каждого вписать хотя бы одно слово в паспорт. Это значит, что все должны читать, обсуждать и редактировать, внимательно относиться к каждому разделу паспорта. Физически делать записи может один человек – ответственный секретарь команды, обладающий наибольшими способностями в письменном изложении идей.

Проектная команда – это кто?

Проектная команда в рамках «Детского форсайта» – это разновозрастный коллектив, в состав которого входят как школьники, так и взрослые.

При этом взрослые не должны быть руководителями команды, руководителя команды нужно выбрать из состава школьников. Идея проекта «Детский форсайт» в том, чтобы дети сами стали творцами будущего своего города, сами определяли направление его развития и разрабатывали проекты по их реализации.

Роль преподавателей более скромная – «приземлять» проект, т. е. задавать уточняющие вопросы, чтобы команда не забыла о важных деталях, напоминать о необходимости со- относить параметры проекта и планируемые результаты с доступными ресурсами и сроками реализации проекта.

В проектной команде у каждого участника должны быть свои задачи, которые зависят от его желания, талантов и возможностей. Один может стать PR-менеджером и заниматься продвижением проекта в социальных сетях, второй – общаться с партнерами по привлечению ресурсов, третий – вести мониторинг мероприятий проекта, четвертый – организовывать и проводить мастер-классы, работать с волонтерами. Важно, чтобы каждый определил для себя перечень задач и целенаправленно на всем протяжении проекта занимался их выполнением.

Как обосновать проект?

В традиционном подходе к социальному проектированию обоснование проекта основывается на анализе социальных проблем местного сообщества. Проект является инструментом решения выявленных проблем. В «Детском форсайте» используется иной подход. В данном случае мы не решаем существующие проблемы, мы проектируем будущее нашего города и разрабатываем шаги, которые позволят этому будущему стать реальностью уже в ближайшее время.

На форсайт-сессии вы все вместе разработали образ будущего города. Соответственно, обоснованием проекта должно стать определение того, какой вклад вносит ваш проект в приближение этого будущего. Например, на форсайт-сессии было принято решение, что город будущего – это не скучные и пустые библиотеки, а детские коворкинги, в которых библиотечное обслуживание может стать только одной из услуг этого центра, другие – это мероприятия, мастер-классы, интерактивные выставки, оборудованные компьютерами рабочие места, бесплатный Интернет. Тогда Клуб любителей кино, создаваемый в рамках вашего проекта на площадке библиотеки, может стать первым сервисом потенциальной сети коворкингов.

Что должно включать описание проекта?

В описании нужно кратко рассказать, что планируется сделать в рамках проекта. Описание рекомендуется строить по следующей схеме.

ЧТО – основная характеристика создаваемого объекта/ мероприятия (клуб, мастер-класс, клумба)

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕГО – описание того, для чего это нужно, какие цели будут достигнуты в результате

ДЛЯ КОГО – кто целевая аудитория проекта (бабушки, школьники, родители, мамы с маленькими детьми и др.)

В ОТЛИЧИЕ ОТ – описание существующих аналогов и их отличие от предлагаемого проекта

 
 

Например, планируется создать Клуб любителей кино для школьников 9–11 классов, в рамках которого смотреть и обсуждать исторические фильмы и/или новинки киноиндустрии. Заседания клуба проводить на регулярной основе с периодичностью не менее двух раз в месяц. В отличие от существующих клубов любителей книг или кино (перечислить), заседания клуба проводить в молодежном кафе. Это позволит создать постоянно действующую открытую площадку для интеллектуального досуга в неформальной и современной обстановке.

Также в описании проекта желательно добавить количественные характеристики результата. Например, в данном примере такими характеристиками могут стать:

– число посетителей каждого заседания клуба – это сви детельствует о степени раскрученности и узнаваемости проекта, а также интересе к нему со стороны целевой аудитории;

– число постоянных посетителей клуба – это свидетельствует о формировании нового городского сообщества, объединенного интересом к киноискусству.

Что значит «ресурсы», если нам нужны деньги на проект?

Деньги – не ресурс. Этот лозунг нужно написать крупными буквами и повесить на всех возможных поверхностях: доске в классной комнате, холодильнике, стене над кроватью. Деньги – это способ привлечения ресурсов. Однако в случае

социального проекта покупка не является единственным способом получения ресурсов.

Например, чтобы провести мастер-класс по квиллингу (искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги) нужны следующие ресурсы: ведущий мастер-класса, бумага, ножницы, клей, помещение, информационная кампания для приглашения участников. Это можно организовать следующим образом.

Вариант 1. Оплатить работу ведущего, купить канцелярию, арендовать помещение, разместить платное объявления в газете. Стоимость мероприятия составит 50 тыс. рублей. Эти деньги нужно либо собрать с участников (по 2 тыс. рублей с человека при группе 25 человек), либо попросить у спонсора (если, конечно, кто-нибудь согласится).

Вариант 2.

Шаг 1 – ведущий: найти среди своих друзей (знакомых, одноклассников) мастера по квиллингу. Это будет не серти- фицированный профессиональный преподаватель, а увлекающийся человек, который с радостью познакомит с этим видом искусства своих сверстников.

Шаг 2 – канцтовары: 1) попросить всех участников при- нести необходимые материалы; 2) договориться с препо- давателями труда в школе о предоставлении не используе- мых материалов, а также ножниц во временное пользование участникам мастер-классов; 3) объявить сбор бумаги среди школьников (у каждого всегда дома есть неиспользованные листы в наборах цветной бумаги и картона).

Шаг 3 – помещение: 1) договориться со школой или до- мом творчества о проведении мастер-класса на их площадях,

2) договориться с кафе (при условии, что участники готовы покупать чай и булочки из меню кафе).

Шаг 4 – информационная кампания: 1) провести кам- панию в социальных сетях; 2) договориться с учителями и сделать объявления перед уроками во всех классах школы;

3) попросить своих друзей и знакомых сообщить максималь- ному числу людей сообщить о планируемом мастер-классе;

4) объявить по школьному радио (при наличии).

Как видно из приведенного выше примера, организовать мастер-класс можно без денег, используя личные связи и контакты, помощь учителей и умение работать с социальными сетями.

Таким образом, при планировании проекта важно пони- мать потребность в ресурсах, а не в объеме финансирования. Деньги достать всегда крайне сложно, практически невоз- можно для реализации школьного проекта, а вот обеспечить проект разумным объемом необходимых ресурсов (людьми, помещениями, расходными материалами, информационной поддержкой) – вполне реально.

Партнеры, спонсоры, благотворители – это кто?

Партнеры, спонсоры и благотворители – это люди и/или организации – потенциальные источники ресурсов для вашего проекта.

Партнеры – это те, кто заинтересован в реализации проекта, потому что они считают его важным и нужным. И они не просто заинтересованы в реализации проекта, они готовы делать проект вместе с вами: обсуждать мероприятия проекта, искать возможность привлекать дополнительные ресурсы, инвестировать в проект собственное время. Партнеры – это не только источник материальных ресурсов, но и новых идей и контактов.

Спонсоры – это те, кто оценивает свою рекламу в рамках проекта как хорошую инвестицию. Они не готовы инвестировать свое время, они могут дать деньги на приобретение ресурсов или материальные ресурсы, но взамен вы должны обеспечить широкое освещение проекта и информирование своей целевой аудитории о спонсоре проекта. Спонсоры рассматривают каждой проект как коммерческий, оценивая соотношение своих затрат и выгод от участия в нем.

Благотворители – это люди или организации, которые готовы на безвозмездной основе предоставить ресурсы, потому что им важно, чтобы ваш проект реализовался. Они разделяют цели проекта, заботятся о благосостоянии целевой аудитории проекта, или им просто хочется поддержать вашу инициативу. При этом они не готовы заниматься развитием и продвижением вашего проекта, они поддержат или не поддержат исключительно то, что придумали и де- лаете вы.

В рамках планирования проекта очень важно понимать, к кому можно обращаться за поддержкой. При этом обращения должны быть исключительно адресными: нужно понимать, кем может стать этот человек/организация в проекте (партнером, благотворителем, спонсором), какие ресурсы у него можно получить, какие аргументы приводить, чтобы было принято решение о предоставлении вам ресурсов. Ну и, конечно, нужно понимать, как организовать встречу с людьми, принимающими решения. Можно всерьез рассматривать в качестве потенциальных партнеров проектов только тех, с кем могут связаться участники проектной команды лично. Можно мечтать о встрече с директором градообразующей компании – самой богатой в регионе, но если у вас папа или дядя не являются этим директором, вряд ли вы найдете контакты и договоритесь с ним о встрече. Кстати, контакты потенциальных спонсоров/партнеров/благотворителей то- же могут быть значимым ресурсом для проекта, и их нужно включать в таблицу с ресурсами.

Очень важно при разработке проекта понимать приоритеты конкретных людей, к которым вы обратитесь с предложением об участии в вашем проекте. Бессмысленно просить поддержку на студию бального танца у человека, который увлекается рэпом или брейк-дансом. Не нужно уговаривать любителей технического творчества поддержать изостудию или театральный фестиваль. С ними лучше обсуждать проведение в городе битвы роботов или гонки электрических машин.

Чтобы не тратить лишнее время и силы, не разочаровываться после большого числа неудачных переговоров, нужно сразу включить в перечень потенциальных источников ресурсов людей и организации, которым может быть близок ваш проект. Это не значит, что вам помогут все, включенные в перечень. Это значит, что процент удач может быть существенно выше.

План-график проекта: нужно ли его рассматривать как догму?

План-график нужен, чтобы сформировать перечень конкретных шагов, обеспечивающих реализацию проекта. Этот перечень должен быть максимально подробным; мероприятия, включенные в план, должны обеспечивать достижение конечной цели проекта. Нельзя забыть ни одной детали, потому что иногда самые незначительные мелочи могут раз- рушить работу всей команды на протяжении продолжительного времени.

Проект только тогда реализуем, когда проектная команда не просто написала перечень мероприятий, а определила персональных ответственных за каждое мероприятие и установила жесткие сроки его реализации. При этом каждый участник команды должен понимать, что и в какие сроки он должен сделать и отчитаться перед своими коллегами.

План-график не является догмой: перечень мероприятий и сроки могут меняться по результатам уже сделанных шагов по проекту или проведенных переговоров. Это не значит, что на план-график можно не обращать внимания и забыть про него сразу после подготовки паспорта проекта, это значит, что его регулярно нужно пересматривать: добавлять новые шаги и менять сроки. При этом каждое изменение графика должно обсуждаться командой, должны анализироваться причины неудач и разрабатываться новые планы действий.

Всегда ли есть риски проекта? Что с ними делать?

Риски проектов есть всегда, не бывает проектов, которые реализуются в точности с первоначально разработанным планом. Управление рисками – это разработка не только плана А, но и планов Б, В, Г и Д, а иногда М и Н.

Мы все живем в постоянно меняющемся мире, успех наших проектов зависит как от целеустремленности и упорства участников проектной команды, так и от огромного числа внешних факторов: потребности целевой аудитории в мероприятиях проекта, готовности наших потенциальных партнеров к сотрудничеству, возможности найти нужных ведущих мероприятий, специалистов по социальным сетям и многое другое. Риском может быть плохая погода, если проект предусматривает любые активности на улице (например, спортивный фестиваль).

Это не значит, что в таких сложных условиях не нужно реализовывать проект, это значит, что нужно стараться пред- усмотреть все возможные риски (ситуации, которые препятствуют выполнению плана реализации проекта) и придумать другие варианты действий.

 
 

Например, в городе Омске профессиональный психолог решила организовать группы по работе с детьми дошкольного возраста. Первоначально она хотела заниматься с детьми прямо во дворах домов, где они вместе с мамами гуляют на детских площадках.

Проект казался вполне реалистичным: есть дети, которые в большинстве своем нуждаются в помощи психолога, есть мамы, готовые направить детей на встречу с психологом, есть площадки для занятий – прогулочные веранды, которые укрывают от дождя.

Однако неучтенным риском стало мнение бабушек, привыкших проводить время во дворах. Они стали категорически возражать против проекта и сделали его реализацию невозможной. Им не нравились групповые занятия с детьми, которые стали точкой притяжения во двор новых детей и повышения шума и гама, нарушающих их спокойное времяпрепровождение на лавочках.

 
 

Проект пришлось изменить: перенести встречи с психоло- гом из дворов в дома. В результате родилась идея мобильной психологической службы, которая оказывает помощь на дому детям-инвалидам.

Система управления рисками – важнейшая часть про- ектирования. Это прогнозирование возможных негативных ситуаций в проекте и умение своевременно реагировать на изменившиеся условия. План Б должен быть всегда. Если вы не придумали план Б, значит с высокой степенью вероятности вы не сможете реализовать проект.

При этом о других вариантах лучше думать на этапе пла- нирования, а не когда проект уже идет полным ходом и все ваши мысли заняты его операционным управлением. Непредсказуемое наступление риска может выбить вас из ко- леи, заставить разочароваться в проекте, снизит самооценку, породит ссоры внутри команды. Этого не произойдет, если риск будет предсказуем, а альтернативные решения проблемы будут придуманы заранее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: