Храм Покрова Пресвятой Богородицы д.Пинковичи




225730, Пинский р-н, д.Пинковичи, ул.Я.Коласа, 56

Настоятель: свящ. Михаил Ларионов

 

Построен в 1830 г. из дерева на средства помещика Александра Скирмунта. 6 марта 1962 г. власти приняли решение снести Свято-Покровскую церковь как пришедшую в негодность. В 1971 г. православная община прекращает свое существование. Возрождение прихода произошло в 1987 г.

 

ПИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

21.11.2012

Архиерей
Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий

История Пинской епархии начинается с XI столетия и связана с учреждением Туровской епархии. Первое упоминание о Туровской епархии относится к 1005 году. Под этой датой упоминается Туровский епископ Фома, под 1072 годом – епископ Симеон. Но бесспорно одно, что христианство в Туров проникло и распространилось при святом князе Владимире.
Ряд Туровских епископов с конца XII до начала XIV столетия прерывается. Из этого можно сделать вывод, что с татаро-монгольским нашествием Туровская епархия перестала существовать. С началаXIV столетия центром Туровской епархии стал город Пинск и епископы именовались Пинскими и Туровскими.
С начала Брестской унии (1596 год) начались гонения на православных. Некоторое время епископы не поставлялись. Несмотря на то, что в 1620 году епископом Туровским был назначен грек Авраамий Лецида (1621 – 1633 годы), православие здесь долго не продержалось. После него епархия отпала в унию. В 1793 году епархия вошла в состав вновь образованной Православной Минской архиепископии.
Возрождение Пинской епархии произошло в 1918 году. Святейшим патриархом Тихоном в Пинск был назначен епископ Пантелеимон (Рожновский) с титулом Пинский и Новогрудский, с правом управления церквами всех уездов бывшей Минской губернии, оказавшихся на территории Польши. В 1922 году за возражение против автокефалии Польской Православной Церкви епископ Пантелеимон был лишен кафедр и сослан на покой в Жировичский монастырь.
Преемником архиепископа Пантелеимона по кафедре стал епископ Александр (Иноземцев) с титулом Пинский и Полесский.
С началом Великой Отечественной войны территория Пинской епархии отошла к Украине не столько по этническим, сколько по политическим соображениям. Архиепископ Александр присутствовал в Луцке (1941 год) на соборе, на котором была образована Украинская Православная автокефальная Церковь. На этом соборе архиепископ Александр получил от Поликарпа Сикорского белый клобук. С отступлением немцев ушел с ними на запад.
В послевоенное время Пинской епархией управляли Преосвященные: Онисифор (Пономарев) (1945-1946 годы), Даниил (Юзьвюк) (1946-1950 годы), Паисий (Образцов) (1950-1952 годы). После этого Преосвященные на Пинскую кафедру не назначались.
Застойный период длился почти 40 лет. С 1980 года викарные епископы Минской митрополии – Преосвященные Афанасий Кудюк (1980-1984 годы) и Константин Хомич (1987- 1990 годы) титуловались Пинскими.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июля 1989 года Пинская епархия была восстановлена. Согласно постановлению Синода Белорусского Экзархата от 16 февраля 1990 года Управляющий Пинской епархией стал носить титул «Епископ Пинский и Лунинецкий». Священным Синодом Русской Православной Церкви от 19-20 февраля 1990 года епископом Пинским и Лунинецким определено быть наместнику Свято-Успенского Жировичского монастыря и ректору Минской Духовной Семинарии архимандриту Стефану (Корзуну).
В настоящее время Пинская епархия включает в себятерриторию Барановичского, Ганцевичского, Ивановского, Ивацевичского, Лунинецкого, Ляховичского, Пинского, Столинского районов Брестской области.


Установление режима Советской власти в западных областях Украины и Белоруссии сопровождалось репрессиями: арестован был архиепископ Алексий (Громадский), но вскоре освобожден, епископа Поликарпа (Сикорского) подвергли допросу. Только на Волыни и в Полесье арестовано было 53 священнослужителя. Среди убитых или умерших в тюрьмах и лагерях православных пастырей были протоиереи Иларион Денисевич, Сергий Яроцкий, Александр Саховня, священники Александр Мартинюк, Мелитон Матушевич, иеромонах Софроний. Однако, эти репрессии не разрушили церковную жизнь западной Руси. Почти все приходы, сохранившиеся в годы польской оккупации, не были закрыты и советскими властями. Продолжали существовать и монастыри; правда, число насельников в них значительно сократилось, одних удалили из обителей насильно, другие покинули их сами. Братия Почаевской лавры за два года с 1939 по 1941 уменьшилась с 300 монахов до 80. У монастырей и церквей конфисковали земельные наделы и другую недвижимость, храмы национализировали и передавали в пользование религиозным общинам, устанавливались гражданские налоги на "служителей культа". Серьезным ударом по Церкви явилось закрытие Кременецкой духовной семинарии.

Большевистская пропаганда через газеты и радио пыталась дискредитировать православное духовенство в глазах народных масс, убить в сердцах людей веру во Христа, "Союз воинствующих безбожников" открыл свои отделения во вновь присоединенных областях. Его председатель Е. Ярославский обрушился с развязной бранью на родителей, не желающих отдавать своих детей в советские атеистические школы, открывшиеся в западных областях. На Волыни и в Белоруссии из хулиганствующих подростков и комсомольцев создавались бригады, которые учиняли скандалы возле церквей во время богослужения, особенно в праздничные дни. На подобную атеистическую деятельность к празднованию Пасхи 1940 г. "Союз воинствующих безбожников" заполучил из небогатой по тем временам государственной казны 2,8 млн. руб. Потрачены они были главным образом в западных областях, потому, что там народ открыто праздновал Воскресение Христово и пасхальные богослужения совершались в каждом селе. В восточной части Беларуси, отошедшей к Советскому Союзу, в результате внутренних церковных нестроений, а также неслыханных по жестокости гонений со стороны советской власти, когда практически все священно-церковнослужители были арестованы и многие из них приняли мученическую кончину, к началу 30-х годов церковное управление перестало существовать. К началу второй мировой войны в восточных пределах Беларуси остались только две церкви, где богослужения совершались периодически.

В Западной Беларуси в 1939 году действовало 806 храмов.

а территории Западной Беларуси были епархии: Виленская, Гродненская и Полесская. В Виленской епархии были следующие благочиния: Браславское, Виленское, Вилейское, Воложинское. Глубокское, Дисненское, Докшицкое, Долгиновское, Друйское, Лидское, Мирское, Moлодeчнeнcкoe, Мядельское, Ошмянское, Поставское, Раковское, Столпецкое, Щучинское. Всех приходских и приписных церквей в епархии находилось не более 200. В епархии было два монастыря: мужской Свято-Духов и женский Свято-Мариинский, оба в Вильно. В Гродненской епархии были благочиния: Барановичское, Бытенское, Белостокское, Бельское, Велико-Берестовицкое, Волковыское, Городейское, Городыщенское, Гродненское, Дятловское, Корелицкое, Клецкое, Несвижское, Новогрудское, Подоросское, Почаповское, Семятичское, Скидельское, Слонимское, Сокольское. В епархии было около 250 церквей и два монастыря: Успенский Жировицкий и женский Рождества-Богородичный в Гродно. В Полесской епархии были следующие благочиния: Антопольское, Брестское, Береза-Картузское, Высоко-Литовское, Дрогичинское, Давид-Городокское, Ивацевичское, Каменец-Литовское, Кобринское, Коссовское, Лунинецкое, Малоритское, Новоселковское, Пинское 1-ое, Пинское 2-oe, Пинское- 3-е, Пружанское, Столинское, Яновское и несколько благочиний на Волыни. В епархии было около 300 приходских церквей и мужской Николаевский монастырь в Мельцах. Во всех трех названных епархиях насчитывалось до 500 приходских церквей и 5 мужских и женских монастырей. Указанное число наполовину меньше, чем было на этой же территории до войны 1914 года. Разница объясняется тем, что польские власти закрыли все церкви в учебных заведениях, госпиталях и тюрьмах; отняли у православных более 100 приходских церквей, некоторые отдали католикам, а часть оставили закрытыми; более десятка церквей разрушили. Из 13 мужских и женских монастырей довоенного времени осталось 5. Остальные 8 монастырей (6 мужских и 2 женских) переданы католикам или использованы на государственные нужды. Особенно пострадали в этом отношении Подлясье и Холмщина. Земли и многие дома монастырские и церковные были конфискованы. На приходскую церковь выделялось только 33 гектара земли, около того оставлялось и за монастырем.

Юридическое положение Православной Церкви в Польской республике не было нормировано государственным законом. Единственным документом юридического значения были так называемые "Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше", подписанные министром просвещения и вероисповеданий в 1922 году. Эти "Временные правила" нисколько не служили для пользы Православной Церкви, но давали большие возможности польским властям вмешиваться в церковные дела православных. Только 18 ноября 1938 года президент Польской республики, председатель министров и министр вероисповеданий подписали "Внутренний устав Св. Польской Автокефальной Православной Церкви". 30 декабря того же года декрет президента о легальном существовании Православной Церкви в государстве и "Внутренний устав" этой Церкви были опубликованы в правительственном органе "Дзеннiк", что придавало полную законную силу новому положению Православной Церкви в Польской республике.

Православная Церковь в Польше была автокефальной. Автокефалия ей была дана Константинопольским патриархом Григорием III в ноябре 1924 года по ходатайству епископата и польского правительства. Патриарх Григорий III, предоставляя автокефалию, в своем "Томосе" от 13 ноября 1924 года писал: "Первое отделение от Нашего Престола Киевской митрополии и Православных митрополий Литвы и Польши, зависящих от нее, а также присоединение их к Св. Московской Церкви произошло отнюдь не по предписанию канонических правил, а также не было соблюдено всего того, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского митрополита, носящего титул экзарха Вселенского Престола". Московская патриархия не признала законным этот акт Константинопольского патриарха, считая автокефальное существование Православной Церкви в Польше неканоничным.

Восточном Институте в Люблине и в специально открытой для этой цели папской духовной семинарии в Дубне на Волыни. Учеников и студентов для этих школ вербовали из среды православных и униатов галичан, а главным образом из среды поляков римо-католиков. В Альбертине около Слонима был открыт монастырь и школа восточного обряда. Все миссионерское дело вели иезуиты. Настоятелем монастыря был иезуит француз Филипп де Режис, а после его отъезда - ксендз А. Неманцевич. Для распространения унии среди белорусов альбертинские иезуиты издавали на белорусском языке журнал "Да Злучэньня". С целью заслужить доверие к себе православных они носили длинные бороды и одеяние православного священника. Богослужения совершали на церковно-славянском языке, проповедовали по-белорусски и по-русски. Миссионеры восточного обряда открывали и содержали детские приюты со школами, в которые набирали детей православных родителей. Такие приюты были в Альбертине, Вильно, Росах и в имении в Наваградчине. После десятилетней энергичной миссионерской работы униаты имели в 1935 году: в Виленской архиепископии - 4 прихода, 7 священников и около 3 000 прихожан; в Пинской епархии - 12 священников и около 6 000 прихожан; в Подлясьи - 9 священников и около 3 200 прихожан; в Альбертине - 50 миссионеров и около 300 прихожан из окрестных деревень. Результаты очень незначительны по сравнению с затраченными огромными усилиями и материальными средствами. Православные белорусы оставались верными сынами Православной Церкви и унии не принимали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: