Переезд в Вену. Расцвет творчества




ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. ТВОРЧЕСКИЙ ОБЛИК

Лет)

Могучий расцвет бетховенского гения совпал с началом 19 столетия. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что он сумел воспринять все лучшее из уже достигнутого.

Бетховен был современником событий французской революции кон. 18 в., провозгласившей свободу, равенство и братство людей. Композитор сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Впервые в музыке с такой силой были выражены героические устремления народа.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Детство

Людвиг ванн Бетховен родился в небольшом немецком городе Бонне. Приставка «ван» к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора.

Мальчик рос в музыкальной семье. Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Затем он стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил и отец композитора – Иоганн ванн Бетховен в качестве певца-тенора.

Музыкальные способности мальчика проявились рано. И может быть, его детство сложилось бы иначе, если бы его отец был таким же, как у Моцарта. Отец Бетховена обучал музыке сына. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант. Черствый, а порой жестокий человек.

Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. Сначала он учил Людвига играть на клавесине. Затем музыкальные друзья отца научили его играть на скрипке, органе, альте. По 7-8 часов в день отец заставлял несчастного ребенка твердить упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Он будил сына и сонного, плачущего заставлял играть на клавесине.

Скорее всего, в таких случаях им руководило желание продемонстрировать друзьям, приходившим с ним после веселой вечеринки, успехи маленького музыканта. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнуть навсегда от искусства.

В 8 лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах. Отец, видя, что больше не может ничему научить сына, перестал с ним заниматься. Когда ребенку исполнилось 10 лет, забрал его из школы. Развлечения отца требовали денег. Рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела и впоследствии умерла мать Людвига. С 12 лет мальчик был вынужден работать. Он поступил органистом в придворную капеллу. Да, тяжелое, безотрадное детство!

Занятия с Нефе

И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 г. (12 лет) можно считать счастливым событием этих лет. Прекрасный педагог, композитор, органист. Он стазу распознал в мальчике замечательного музыканта. Главное – сумел понять своеобразие его таланта. Именно Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов – И.С. Баха и Филиппа Эммануэля Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Этим была создана крепкая основа для развития его творчества.

Талант композитора получил новую поддержку. Учитель помог Бетховену также напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на темумарша Композитора Дресслера, 3 сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широкого образования, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении. По его совету юноша много читал. Изучал иностранные языки (латинский, французский, итальянский).

Окрепнув как композитор и пианист, весной 1787 (17лет) Бетховен осуществил свою давнюю мечту – приехал в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью богатством фантазии юноши, необычной манерой исполнения – бурной и порывистой. «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!» Внезапно пришло известие о смерти горячо любимой матери Бетховена. Людвиг вернулся домой, был вынужден принять на себя все заботы о семье (отец пил и вел разгульный образ жизни).

Юность

Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Юноша стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте. А также выступать с концертами, давать много частных уроков. Начались суровые будни – тяжелая, полная труда и лишений юность. Редкие минуты отдыха Бетховен проводил в живописных окрестностях Бонна. Любовь к родной природе он сохранил навсегда. В эти годы у Бетховена складываются взгляды на жизнь, отношение к людям. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете. Университет Бетховен посещал по совету Нефе, хотя и недолго.

В это время во Франции (1789 г.) свершилась Великая французская революция. Были провозглашены свобода, равенство, братство. Эти высокие устремления восставшего против королевской власти народа, нашли в душе Бетховена горячий отклик. Заветам революции он остался верен всю жизнь. Юноша полон сил, смелых творческих замыслов. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.

Переезд в Вену. Расцвет творчества

В 1792 г. 22-х-летний композитор приехал в Вену, где жил до конца своих дней. В то время Вена была крупным музыкальным городом всей Европы. Сюда съезжались лучшие композиторы того времени. На сцене Венского театра ставились оперы. В концертах звучали симфонические и камерные произведения. Виртуозы соревновались в исполнительском мастерстве. Здесь жили и творили всемирно известные Гайдн и Моцарт. На улицах и площадях Вены играли народные музыканты.

Имя Бетховена вскоре получило известность. Сначала он завоевал Вену как пианист. Публику поражали бурные импровизации молодого музыканта. Он начал играть на новом тогда еще инструменте – фортепиано. Только фортепиано, способное издавать громкие и певучие звуки, смогло выразить грандиозные замыслы Бетховена. Молодой виртуоз покорил слушателей, оставив далеко позади себя всех современных ему пианистов.

Публику поразила и музыка Бетховена. Она привыкла к ясной и жизнерадостной музыке Гайдна, к изящной и выразительной музыке Моцарта. Бурная, стремительная, порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная сила «Героической симфонии» Бетховена говорили о каких-то новых чувствах и замыслах. Порою они оставались еще непонятными, но потрясавшими и покорявшими публику. Имя Бетховена ставят в один ряд с венскими классиками Гайдном и Моцартом.

Да и внешний облик композитора, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами. По понятиям того времени одет небрежно и просто. Он резко выделялся среди посетителей богатых гостиных с их изысканно-вежливыми манерами.

Нередко он был резок в обращении с богатыми вельможами. Он не переносил их высокомерного или снисходительно-покровительственного отношения к музыке. За которым часто скрывалось невежество и ограниченность ума. В одном их писем Бетховена к одному из таких вельмож есть слова:- «Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же один».

Но друзья композитора знали и «другого» Бетховена – веселого, отзывчивого. Его голубые глаза светились добротой и нежностью. Подобно Моцарту Бетховен часто терпел нужду и лишения. Но не стал придворным музыкантом, безропотно выполняющим приказания и капризы своих хозяев.

Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться даже друзей, сделала его замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет! Упорное лечение не помогало. Глухота становилась все сильнее. Молодым человеком овладело отчаяние. Он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, желание принести людям радость спасли его. Он понял, что долг перед обществом, перед людьми выше, важнее его личных страданий. Испытания сделали его еще сильнее. Известны его слова:-«Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».

Зрелость

1802 год стал переломным в творчестве Бетховена. Последующее 10-ти-летие – наиболее плодотворным в жизни композитора. Пришла зрелость таланта. Начался бурный расцвет творчества. В эти годы им написаны многие из лучших произведений. Одна за другой следуют симфонии, вплоть до восьмой.

Появляются на свет замечательные увертюры. Среди них героические «Эгмонт», «Кориолан». Грандиознейшая из фортепианных сонат «Апассионата». Знаменитая «Крейцерова соната» для скрипки с фортепиано. Тогда же были созданы замечательные фортепианные концерты, - концерт для скрипки с оркестром, - квартеты. Наконец, героическая опера «Фиделио».

Требовательный к себе Бетховен пишет к опере 4 увертюры (лучшая «Леонора» №3). Тогда же были написаны песни на тексты Гёте и сделаны обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских). Это «героический» период творчества композитора. Но Бетховен пишет и другую музыку. Среди них «Пасторальная симфония»,соната для фортепиано «Аврора».

К Бетховену приходят всемирная слава уважение. Его концерты имеют успех. Произведения издаются. Но композитор продолжает совершенствовать свое мастерство. После занятий с Гайдном пользуется советами различных педагогов. Бетховен полон энергии, надежд. Это лучшие, счастливейшие годы его жизни.

Но неудачи и огорчения уже приближались. Его не приняли на постоянную работу в оперный театр. Материальные затруднения с годами становились все ощутимее. Из-за сословных предрассудков не смог создать семью. Любимая им девушка была из аристократической семьи, в отличие от Бетховена. От этого он глубоко страдал.

Усиливающаяся глухота делала его всё более замкнутым и одиноким. Бетховен перестал давать сольные концерты, выступать как дирижер. Редко бывал в обществе. Для общения с людьми пользовался слуховыми трубками. Это помогало ему также воспринимать музыку. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались его друзья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: