Критерии оценки проектной работы




Положение

О проектно-исследовательской деятельности учащихся

МАОУ «Гимназия №5» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Общие положения

1.1.Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности в МАОУ «Гимназия №5», порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.

1.2 Настоящее положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в РФ», федерального государственного стандарта начального общего образования, федерального государственного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, Устава гимназии.

1.3.Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.

1.4.Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

1.5. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы начального общего, основного общего образования.

 

Цель проектно-исследовательской деятельности

2.1 Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации, достижения учащимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего образования.

2.2 Проектно-исследовательская деятельность в рамках учебного процесса призвана:

- Учить учащихся четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и формы работы по теме исследования.

- Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

- Развивать умения анализировать (креативное и критическое мышление).

- Формировать и развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

- Способствовать формированию позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

- Интенсифицировать освоения знаний по предметам учебного плана, способствовать формированию системы межпредметной интеграции и целостной картины мира.

- Способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся как одного из факторов их успешной социализации в будущем.

- Способствовать оценке достижения планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего образования.

 

Содержание проектно-исследовательской деятельности

3.1. Проектно-исследовательская деятельность является составляющей учебной деятельности учащихся. Проектная деятельность является обязательной для учащихся (обучающихся) основной школы, для учащихся начальной школы в соответствии с нормативами ООП НОО (основной образовательной программы начального общего образования), также ученик начальной школы имеет право дополнительно участвовать в проектной деятельности по своему выбору.

3.2. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося (обучающегося), занимающегося по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Такие ученики переводятся в следующий класс с условием ликвидации академической задолженности в течение 1-го полугодия следующего учебного года.
3.3. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.
3.4. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в строку на странице «Дополнительные сведения». Учащиеся, осуществляющие проектно-исследовательскую деятельность, могут представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д. муниципального, регионального федерального, международного уровней.

3.5. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектно-исследовательской работой в гимназии, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора. Проектно-исследовательскую деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя-предметники.

3.6 При освоении основной образовательной программы начального общего образования темы учебно-исследовательских проектов определяются учителями начальных классов по мере освоения каждой из реализуемых рабочих программ. Учащихся 4 класса выполняют итоговые метапредметные проекты, которые презентуются на школьной научно-практической конференции.

3.7 Предполагаемые темы учебно-исследовательских проектов могут быть прописаны в рабочих программах учителей.

3.8 При реализации основной образовательной программы основного общего образования темы проектно-исследовательских работ на каждый следующий учебный год продумываются учителями – предметниками и подаются для согласования заместителю директора до 01 февраля каждого учебного года. Темы проектно-исследовательских работ утверждаются директором гимназии не позднее 05 февраля и доводятся до сведения учащихся их классными руководителями не позднее 10 февраля. Все учащиеся самостоятельно определяются с темами работ и руководителями проектов, сообщая об этом классному руководителю не позднее 15 февраля.

3.9 При выполнении учебно-исследовательских проектов каждый руководитель осуществляет систематический контроль за деятельностью ученика, осуществляет помощь при постановке цели, задачи, гипотезы проекта, при планировании учебно-исследовательской деятельности. Руководителем проекта отслеживается входной (февраль) промежуточный (апрель) и итоговый (май) уровень работы учащегося над проектом.

3.7 Виды проектов:

- Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные.

- Групповые и индивидуальные.

- Предметные, межпредметные, социальные и др.

3.8 Формы проектов:

- информационно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы);

- проблемно-реферативные творческие (предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы);

- экспериментальные (описывают научный эксперимент, имеющий известный результат);

- натуралистические и описательные (направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления);

- исследовательские (выполненные при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления);

- практические (основной целью которых является не только разработка проблемы, но и ее реализация);

- изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы;

- презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации.

3.9. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

д) Мультимедийный продукт, Чертеж изделия, Модель изделия, Бизнес-план.Газета, видеофильм, статья. Макет. Костюм. Изделие. Проведение мероприятия. Оформление зала. Электронное учебное пособие. Выставка. Презентация (устная, компьютерная). Иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.

3.9Не позднее, чем за две недели до защиты, проектно-исследовательская работа предоставляется руководителю проекта. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

4. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.

4.1 Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.

4.2Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.

4.3Введение включает в себя анализ ситуации и обоснование актуальностивыбранной темы. Определяются объект и предмет исследования, задачи по достижению цели проекта, формулируются проблема на решение которой направлено выполнение проекта, цель проекта, гипотеза работы.

4.4Основная часть проекта состоит из двух разделов. Первый содержит теоретический, а второй – экспериментальный или практический материал. Таблицы, схемы, иллюстрации оформляются в приложении к проекту.

4.5В заключении делается вывод о достижении автором цели проекта, указывается экономический или социальный результат проекта, оценивается подтверждение или опровержение гипотезы.

4.6Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (главы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы в приложении.

4.7Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

4.8Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

 

5. Процедура защиты проекта, представление на конкурс или итоговую аттестацию

5.1Защита выполненных учебно-исследовательских проектов проводится не позднее 20 мая.

5.2 Для защиты проекта приказом директора утверждается график защиты проектов, определяется состав комиссии.

5.3 Возглавляет комиссию директор или заместитель директора. В состав комиссии входят заместители директора, заведующие предметных кафедр. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х человек.

5.4Комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного учащегося. По решению комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, семинары и конкурсы муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

5.5 Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.

5.6 Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

Критерии оценки проектной работы

Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности (Приложение №)

 

 

Приложение

к Положению о проектной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: