5. Источники информации о поставщиках
1. Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Он осуществляется в три этапа:
поиск потенциальных поставщиков:
• объявление конкурса;
• изучение рекламных материалов;
• посещение выставок и ярмарок;
• переписка и личные контакты с возможными поставщиками;
анализ потенциальных поставщиков по таким критериям, как:
• цена;
• качество продукции;
• надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
• удаленность поставщика от потребителя;
• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
• наличие резервных мощностей;
• организация управления качеством у поставщика;
• психологический климат у поставщика;
• способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
• финансовое положение поставщика;
оценка результатов работы с поставщиками на основе:
• критериев выбора поставщика;
• анализа значимости товара для производственного или торгового процесса;
• значимости (важности) каждого критерия;
• оценок по каждому критерию.
2. Методы выбора поставщика:
• через торгового агента фирмы, осуществляющей закупки;
• посредническую организацию.
Торговые агенты, посреднические фирмы могут осуществлять указанную деятельность по поиску поставщика как за фиксированное вознаграждение, так и за процент от сделки.
3. Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована с помощью:
• объявления конкурсных торгов;
• изучения рекламных материалов;
|
• посещения выставок и ярмарок;
• переписки и личных контактов с возможными поставщиками.
При этом наиболее распространенными и эффективными являются:
• конкурсные торги;
• письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
4. Источники информации о поставщиках:
• собственное расследование;
• местные источники;
• банки и финансовые институты;
• конкуренты потенциального поставщика;
• торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата РФ;
• информационные агентства;
государственные органы, такие, как:
• регистрационные палаты;
• налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами:
• нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации;
• как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.
Вопрос 15. Виды закупок
Классификация закупок
Международные закупки
3. Государственные закупки
1. Закупки в логистике снабжения классифицируются:
по типу потребности:
• сырье;
• особые товары;
• комплектующие;
• энергоресурсы;
• вспомогательные материалы;
• инструмент;
• запасные части;
• упаковка;
• услуги;
частоте закупок:
• разовые;
• повторяемые;
|
• редкие (эксклюзивные);
назначению:
• замещение запаса;
• обеспечение потребности;
природе товарно-материальных ценностей:
• физические;
• химические;
по виду транспортировки:
• автомобильные перевозки;
• авиаперевозки;
• железнодорожные перевозки;
• речные и морские перевозки;
предназначению товара:
• для внутреннего потребления;
• конечного пользователя;
принципу Парето:
• товары класса А;
• товары класса В;
• товары класса С.
Например, признаком дифференциации ассортимента на группы А, В и С может служить доля годовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж.
Кроме того, можно еще выделить международные и государственные закупки как отдельные виды.
К этим видам закупок применяются традиционные методы закупочной логистики, они усложняются в силу специфики закупок:
• международных;
• государственных.
2. Международные закупки, имеют место по причине более низкой цены товара по сравнению с ценой внутренних поставщиков, а также причинами являются:
• выгодный курс обмена валют;
• высокое качество;
• отсутствие товара на внутреннем рынке;
• высокое качество обслуживания;
• наличие дочерних предприятий за рубежом и др.
При принятии решения о закупке товаров за границей необходимо учесть увеличение цикла поставки (оформление таможенных документов, транспортные задержки и, как следствие, увеличение общих расходов на закупку).
3. Государственные закупки направлены на гарантированное снабжение, повышение качества закупаемой продукции.
Осуществляются в строгих законодательных и бюджетных рамках. Это уменьшает их гибкость при изменении экономической ситуации. Отсутствует конфиденциальность. Решение о выборе поставщика принимается на основе государственных целевых программ, направленных на поддержку предприятий в слаборазвитых районах, а не исходя из экономической выгоды. Контроль качества приобретаемой продукции является формальностью, а потребности удовлетворяются с опозданием. Все это усложняет грамотное решение логистических задач.
|