2. Задача "сделать или купить"
1. Методы материального обеспечения производства можно разделить на три группы:
• показный метод. Используется при единичном и мелкосерийном производстве. Целесообразен при приобретении высококачественных материалов и деталей с большими габаритными размерами (т.е. деталей, складирование которых связано с большими затратами или затруднено). При этом запасы не создаются, они приобретаются только в случае возникновения потребностей. Заказы подразделяются на единичные заказы и заказы по нескольким позициям (такие заказы осуществляются через определенные промежутки времени);
• материальное обеспечение на основе плановых заданий. Основано на детерминированном методе расчета потребностей. Исходными данными являются первичная потребность и спецификации. На их основе определяется вторичная и дополнительная потребность, если она возникает. Общая брутто-потребностъ рассчитывается как сумма первичной, вторичной и дополнительной потребностей. Далее рассчитывается наличный запас, равный сумме складского запаса и планируемого поступления за вычетом намеченного запаса и нетто-потребность.
Используются следующие понятия:
складской запас — это количество материалов, предназначенных для производственного потребления и имеющихся в наличии по данным бухгалтерского учета. В целях определения реальной потребности в материалах складской запас делят на две части: материалы, которые выделены в распоряжение под намеченную программу выпуска, но еще не востребованы цехом, и материалы, которые еще можно получить (наличный запас);
намеченный запас — это количество материалов, предназначенных для реализации и поэтому не рассматриваемых как имеющиеся в распоряжении;
|
цеховой запас — это материалы, полученные со склада и находящиеся в цехе с целью дальнейшей переработки;
• материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. М етод основан на создании дополнительного запаса материальных ресурсов на складах предприятия с целью покрытия любой возникающей потребности до прибытия новой поставки материалов. Он предполагает своевременное пополнение запасов. В процессе использования метода основная задача — определение времени поступления дополнительного заказа. Метод делится на два подметода: метод обеспечения своевременных заказов — фиксированный размер заказа; метод необходимой ритмичности выделяется регулированием запасов с фиксированной периодичностью.
При планировании закупок после определения потребности и расчета количества часто возникает необходимость принять решение (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самому.
2. Задача (Принятие решения по проблеме) "сделать или купить" ( MOB — Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.
Преимущество самостоятельного производства: снижение зависимости предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия.
Преимущество внешних закупок: высокое качество и низкая себестоимость комплектующих (вследствие специализации производителя).
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.
|
К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии. Решение о выгодности закупок принимается, если:
• потребность в комплектующих невелика;
• отсутствуют необходимые для производства мощности;
• отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение о выгодности собственного производства принимается, если:
• потребность в комплектующих стабильна и достаточно велика;
• комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
Необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.
Затраты на закупку определяются ценой поставщика и включают затраты:
• на оформление заказа;
• транспортировку;
• страхование;
• упаковку;
• складирование;
• обработку (переработку, сортировку и т. п.);
• оплату персонала, связанного с закупками.
Затраты на собственное производство состоят из:
• затрат на производство — стоимости:
- сырья;
- энергии;
- рабочей силы;
- хранения;
- накладных расходов;
• капитальных затрат на организацию производства:
- покупку, доставку, монтаж оборудования;
- обучение рабочих.
Сравнив затраты на собственное производство по каждому материалу (детали, изделию) с учетом необходимых капиталовложений, которые должны будут окупиться, и затраты на закупку, можно принимать окончательное решение.
ЛЕКЦИЯ №4