3. Логистические сети
1. Логистический канал (или канал распределения) — это структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы и осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Характеристики логистического канала.
• длина — это количество промежуточных звеньев, т.е. уровней логистического канала между производителем и потребителем;
• ширина — это число промежуточных звеньев на каждом уровне распределения продукции.
В зависимости от длины логистического канала они подразделяются на каналы:
• нулевого уровня — между производителем и потребителем отсутствуют посредники;
• первого уровня — между производителем и потребителем присутствует розничный посредник;
• второго уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый и розничный посредники;
• третьего уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый, мелкооптовый и розничный посредники.
Канал называется горизонтальным, если посредники между производителем и потребителем отдельные предприятия, цель которых максимизировать свою прибыль (такие каналы — традиционные). Недостаток в том, что все участники являются отдельными независимыми предприятиями и они не могут контролировать работу других участников, а максимизация прибыли каждого из них может противоречить максимизации прибыли всей системы.
В противовес традиционной организации каналов распределения логистика предлагает свой подход. Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система.
|
2. Участники канала выполняют следующие функции:
• исследовательскую работу — сбор информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
• стимулирование сбыта путем создания и распространения информации о товарах;
• установление контактов с потенциальными покупателями;
• приспособление товара к требованиям покупателя;
• проведение переговоров с потенциальными потребителями продукции;
• организацию товародвижения — транспортировку и складирование товара;
• финансирование движения товаров по каналу распределения;
• принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала.
Все эти функции должны выполняться в процессе распределения готовой продукции. Не обязательно вводить нового участника логистического канала для каждой функции, но все они должны присутствовать, т.е. участники могут выполнять по несколько функций. В принципе, производитель может сам реализовывать часть из них. Однако это вызывает рост издержек производителя. С другой стороны, посредники увеличивают цену товара для покрытия своих издержек на движение материального потока, но в этом случае снижаются затраты производителя.
Выбор участников распределительного канала — важное решение производителя.
3. Логистическая сеть — это совокупность всех логистических каналов системы.
Классы сложности логистических цепей:
• простая логистическая цепь:
Продавец Покупатель
складывается или внутри одного предприятия, или между двумя предприятиями, которые находятся в одном городе либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется самим продавцом или покупателем;
|
• средней сложности:
Посредник-перевозчик
Продавец Покупатель
• сложные логистические цепи (сети):
Продавец Покупатель
биржа
посредники посредники
продавца покупателя.
Пример сложной сети при железнодорожных перевозках:
где:
01 – продавец;
02 – посредник отделения железной дороги — перевозчик купленных товаров;
03 – орган железной дороги, сдающий в аренду участок железнодорожного пути на грузовой станции;
04 – погрузочно-разгрузочная организация, которая предоставляет на прокат технику для отгрузки;
05 – организация или фирма, предоставляющая бригаду грузчиков для разгрузки;
06 – экспертные организации;
07 - автотранспортные организации, перевозчик грузов со станции;
08 – покупатель.
• сверхсложная сеть — древовидный граф: