1. Автомобильный транспорт не может составить конкуренцию железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего:
• из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок;
• большой дальности перевозок;
• отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России:
• внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки;
• перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.
Преимущества автомобильного транспорта:
• высокая маневренность и оперативность;
• регулярность поставки;
• менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта;
• возможность использования различных маршрутов и схем доставки;
• возможность отправки груза малыми партиями.
Недостатки автомобильного транспорта:
• сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля);
• срочность разгрузки;
• возможность хищения груза;
• возможность угона автотранспорта;
• сравнительно малая грузоподъемность;
• недостаточная экологическая чистота;
• зависимость от погодных и дорожных условий.
Виды маршрутов движения автомобильного транспорта:
1. маятниковый – путь следования транспортного средства (ТС) в прямом и обратном направлении лежит на одной и той же трассе.
2. кольцевой – путь следования ТС по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. Начальный пункт является конечным.
3. комбинированный – сочетание нескольких маршрутов движения ТС, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько поездок.
|
2. Железнодорожный транспорт наиболее эффективен в России для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков.
Преимущества железнодорожного транспорта:
• сравнительно невысокая себестоимость перевозки;
• хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
• возможность доставки груза на большие расстояния;
• регулярность перевозок;
• возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ;
• значительные скидки для транзитных отправок.
Недостатки железнодорожного транспорта:
• ограниченное число перевозчиков;
• большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
• высокая энергоемкость перевозок;
• низкая доступность к конечным точкам продаж.
3. Морской транспорт — самый крупный перевозчик в международных перевозках. Выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении), а также каботажные (внутренние) перевозки для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Преимущества морского транспорта:
• низкие грузовые тарифы;
• высокая провозная способность.
Недостатки морского транспорта:
• низкая скорость;
• жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
• малая частота отправок.
4. Внутренний водный (речной) транспорт – для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
|
Преимущество внутреннего водного транспорта — низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.
Недостатки внутреннего водного транспорта:
• малая скорость доставки;
• низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей;
• сезонность.
5. Воздушный транспорт (узкоспециализированный) – для перевозок пассажиров и грузов на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке грузов:
• ценных;
• скоропортящихся;
• срочных.
Преимущества воздушного транспорта:
• высокая скорость;
• возможность достижения отдаленных районов;
• наиболее короткие маршруты перевозок;
• высокая сохранность грузов.
Недостатки воздушного транспорта:
• высокие грузовые тарифы;
• зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.
6. Трубопроводный транспорт – для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.
Преимущества трубопроводного транспорта:
|
• высокая скорость доставки;
• наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.
Недостатки трубопроводного транспорта:
• узкая специализация;
• опасные последствия аварийных ситуаций;
• возможность хищений.
7. Задача выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки.
Исходные данные:
• о характерных особенностях различных видов транспорта, их преимуществах и недостатках;
• других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Шесть основных факторов выбора вида транспорта:
1. время доставки;
2. частота отправлений груза;
3. надежность соблюдения графика доставки;
4. способность перевозить разные грузы;
5. способность доставить груз в любую точку территории;
6. стоимость перевозки.
Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта (max балл — 1).
Таблица 3
Факторы Вид транспорта | ||||||
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь следует ориентироваться:
• на надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость перевозки.
Существуют приблизительные оценки различных видов транспорта по каждому из основных факторов выбора вида транспорта, позволяющие предварительно определить степень соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки (табл. З). Но правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.