2. Виды штриховых кодов
1. Согласно исследованиям, введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре в среднем содержат одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 млн. знаков. Средняя стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки по данным американской ассоциации менеджмента – 25 долл. Согласно другим исследованиям, цена одной ошибки превышает 100 долл.
В основе технологии штрихового кодирования и автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. Совокупность сведений, полученных с помощью сканирования, образует базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.
В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре — обязательное требование при поставке товара на экспорт. Отсутствие кода порой делает ее реализацию невозможной.
Штриховой код – это системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в себе определенные массивы цифровых и (или) алфавитных данных.
Система штрихового кодирования содержит:
• штриховой код, наносимый на само изделие или прилагаемый к нему товарный ярлык;
• устройство считывания - декодирования штрихового кода;
|
• вычислительное устройство – ПК.
Штриховые коды делятся на 2 группы:
• товарные штриховые коды – для идентификации производителей товаров, разработаны Международной ассоциацией товарной нумерации продукции EAN (European Article Number), в России этот стандарт поддерживает ассоциация "Юнискан";
• технологические штриховые коды – чаще всего применяются для идентификации материалов, как элемент АСУП-м. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодирования AIM.
Штриховой символ кодового слова состоит из 4-х частей:
• комбинация элементов "начало";
• серии информационных элементов;
• комбинации элементов одного или нескольких контрольных знаков (проверка правильности считывания и надежности);
• комбинации элементов "конец".
Наиболее распространенные коды:
• код с прямоугольным контуром – печатается намного легче остальных кодов – можно применять на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий;
• код "2 из 5 с чередованием" (код ITF-14) – для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности – для кодирования отгрузочных упаковок;
• код 128 – применяется для кодирования дополнительной информации (номера партии, даты изготовления, срока реализации);
• код EAN – на товарах массового потребления и др.
Пример. Международная структура кодового слова EAN-13:
ХХХ ХХХХ ХХХХХ Х
код код фирмы код контрольная
страны произ- товара цифра – рассчитывается по специальному алгоритму
(флаг) водителя (номер на основе 12 предшествующих цифр.
|
артикула
Первые 12 цифр - однозначно идентифицируют любой товар.
Расшифровка штрих-кода EAN-13
В цифровом обозначении штрихкода первые две-три цифры (460, см. рисунок) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта (коды - см. таблицу ниже), следующие 4 или 5 в зависимости от длины кода страны (1546) — предприятие-изготовитель, еще пять (02129) — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (8) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Знак «>», иногда стоящий правее всех цифр, означает, что товар выпущен по лицензии. Смысловая нагрузка цифр в коде товара: 1-я цифра: наименование товара (0) 2-я цифра: потребительские свойства (2) 3-я цифра: размеры, масса (1) 4-я цифра: ингредиенты (2) 5-я цифра: цвет (9) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по 12 цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.
|
Преимущества использования штриховых кодов:
1. на производстве:
• создание единой системы учета и контроля движения изделий;
• сокращение численности вспомогательного персонала в отчетной документации, исключение ошибок.
2. в складском хозяйстве:
• автоматизация учета и контроля материального потока;
• автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
• сокращение времени на логистические операции с информационным и материальным потоком.
3. в торговле:
• создание единой системы учета материального потока;
• автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
• сокращение времени обслуживания покупателей.
2. Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Наиболее распространенные.
• код с прямоугольным контуром — печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий;
• код "2 из 5 с чередованием" — применяется для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности;
• код 128, которым могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации;
• код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления;
• иные коды.