1. Транспортные тарифы – база для расчетов за транспортные услуги, формируются на основе:
• платы за перевозку грузов;
• сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
• правил исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы — форма цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
• транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
• покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
Поскольку стоимость перевозки — один из существенных факторов выбора перевозчика, борьба за клиентов в условиях конкуренции также вносит коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта в перевозках небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тарифов.
Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны Министерства путей сообщения увеличило спрос на эту услугу.
2. Для определения стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом используют тарифы:
• общие – определяют стоимость перевозки основной массы грузов;
• исключительные — в виде специальных надбавок или скидок на отдельные виды грузов для регулировки стоимости и неравномерности перевозок.
|
• льготные — применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;
• местные (устанавливают начальники отдельных железных дорог) — включают размеры плат за перевозку грузов и сборы, действующие в пределах данной железной дороги.
Плата за дополнительные услуги:
• за хранение, взвешивание или проверку веса груза;
• подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;
• экспедирование грузов;
• погрузочно-разгрузочные работы и др.
3. Для определения стоимости перевозки грузов автомобильным транспортом используют тарифы:
• сдельные на перевозку грузов;
• на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
• за повременное пользование грузовыми автомобилями;
• из покилометрового расчета;
• за перегон подвижного состава;
• договорные.
На размер тарифной платы влияют:
• расстояние перевозки;
• масса груза;
• объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;
• грузоподъемность автомобиля;
• общий пробег;
• время использования автомобиля;
• тип автомобиля;
• район, в котором осуществляется перевозка, и др.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.
|
4. Тарифы на перевозки грузов речным транспортом, состоят из себестоимости услуг и предельного уровня рентабельности, установленного действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
5. Плата за перевожу грузов морским транспортом – либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке (по согласованию). Тариф используется, если груз следует по направлению устойчивого грузового потока. В противном случае (непостоянные перевозки) используется фрахтовая ставка (устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов).