Основные системы управления запасами (P- и Q-системы)




Логистические системы управления запасами проектируются с целью непрерывного обеспечения производства и решают следующие задачи:

• учет текущего уровня запасов на складе;

• определение размера гарантийного запаса;

• расчета размера заказа;

• определение интервала времени между заказами.

Существуют две базовые модели управления запасами:

1. Модель с фиксированным объемом заказа (Q-модель).

2. Модель с фиксированным периодом времени между заказами (P-модель).

1. По Q-модели очередной заказ на поставку осуществляется в момент, когда запас материалов на предприятии снизится до порогового уровня (рис. 8). Использование этой системы предполагает постоянный контроль запасов. Q-модель рекомендуется к применению при управлении запасами дорогостоящих ресурсов, т.к. она обеспечивает наименьший размер заказа. Однако для нее характерна большая трудоемкость эксплуатации, поэтому для менее дорогостоящих объектов применяется система с фиксированным интервалом времени между заказами.

Объем запаса

Максимальный желательный запас

Пороговый уровень

 

Гарантийный запас

Время

мз мз

Т1 Т1 Т2

Рис. 8. Графическое изображение Q-модели управления запасами:

мз – момент времени, когда при достижении определенного объема запаса формируется следующий заказ; Т1 – время поставки; Т2 – время задержки

В данной системе:

• материалы поступают равными партиями, что снижает затраты по доставке и созданию запасов;

• требуется систематический контроль (растут издержки по хранению);

• высокая стоимость предметов снабжения;

• высокая стоимость хранения;

• высокий уровень ущерба;

• непредсказуемый характер спроса.

2. При управлении запасами по P-модели размещение очередного заказа осуществляется через заранее определенный временной период (рис. 9).

Объем запаса

Т Т Т

Максимальный желательный запас

Пороговый уровень

 

Гарантийный запас

Время

мз мз

Т1 Т1 Т2

Рис. 9. Графическое изображение P-модели управления запасами:

Т – фиксированный интервал времени между поставками товара

При P-модели вычисление остатка запаса производится лишь по истечении контрольного периода времени. P-модель имеет больший запас, поскольку ресурсов должно хватить до момента следующей поставки через фиксированный интервал. P-система рекомендуется к использованию:

• для малостоящих товаров;

• когда затраты на хранение низкие;

• когда в случае исчерпания запаса издержки незначительные;

• когда заказывается один материал из широкой номенклатуры у одного поставщика;

• когда скидки существенно определяют партию заказываемого товара;

• при относительно постоянном уровне спроса на рынке.

Достоинствами метода являются простота реализации и единократное регулирование запаса между периодами заказов.

Недостатки: необходимость делать заказ даже на незначительное количество товара и опасность возникновения дефицита.

Обе рассмотренные системы управления запасами имеют недостатки и преимущества, поэтому даже в рамках одного предприятия для разных ассортиментных групп закупаемых объектов они могут применяться в комплексе.

Вопрос 41. Логистика коммерции

Понятие коммерции

Логистика и коммерция

1. Коммерция представляет собой процесс организационно-технического и социально-экономического взаимодействия агентов рынка по поводу организации распределения и обмена товарно-материальных ценностей и услуг на возмездной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга, логистики.

Экономическая категория "коммерция" — понятие более широкое, чем торговля, и включает в себя торговлю как подсистему более широкой социально-экономической системы.

Торговля сводится к совокупности операций купли-продажи, в то время как коммерцию можно представить как искусство создавать условия для удовлетворения потребностей. Если процесс торговли представляет собой не что иное, как смену форм стоимости товаров и услуг в сфере обращения, то коммерция дополнительно охватывает:

• кредитование;

• страхование;

• согласование процессов производства, сбыта и потребления.

Коммерция имеет следующие составляющие:

• это процесс и он не может существовать вне актов купли-продажи, без постоянного движения товаров и услуг во времени и пространстве, включая и смену форм стоимости;

• характеризуется организационно-техническим и социально-экономическим взаимодействием агентов рынка, при этом организационный аспект выражается в поиске контрагента сделки, технический — в технике и технологии обмена, социальный — в удовлетворении определенных потребностей, а экономический в получении полезного эффекта;

• охватывает в основном две фазы воспроизводственного процесса — распределение и обмен, в отличие от торговли, которая ограничивается по преимуществу обменом;

• имеет дело с товарами, которые на рынке представлены в двух формах — товарно-материальные ценности и услуги;

• предполагает товарный обмен на возмездной основе, так как иной способ обмена (по приказу, по карточкам и т. п.) исключает коммерцию.

Функции коммерции:

• распределение товарно-материальных ценностей;

• организация товарного обмена;

• регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

• изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги;

• поддержка предпринимательства и др.

2. Коммерческая логистикаорганизация всей совокупности организационных и экономических потоковых процессов, связанных с извлечением прибыли в сфере обращения. Логистическая концепция коммерции подразумевает интерпретацию изменяющихся объектов рынка в виде потоков сырья, материалов, товаров, финансов, информации и т.п. и управление этими потоками, исходя из поставленных целей. Торговая логистика является частью логистики коммерческой.

Три типа логистических систем в торговой сфере:

• вертикальные – тесная интеграция участников ЛС;

• горизонтальные – каждый участник логистиеской цепи – отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом;

• многоканальные (сетевые).

Критерием выбора типа логистической системы в торговой сфере является такая организация деятельности, при которой производитель, оптовик и розничный торговец ведут себя как объединенная система и конфликты интересов сокращаются до минимума.

Конкурентное преимущество, или конкурентоспособность, фирмы понимается как сравнительное преимущество, которым обладает данная фирма по отношению к другим фирмам, являющимся конкурентами на рынке товаров и услуг.

Использование логистики позволяют фирме получить следующие конкурентные преимущества:

• оптимизацию экономических потоков фирмы;

• рациональную организацию использования всех видов ресурсов фирмы;

• координацию деятельности всех подразделений фирмы в процессе управления экономическими потоками;

• интеграцию усилий всех участников трансакций, связанных с рыночно ориентированной деятельностью фирмы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: