Логистические системы управления запасами проектируются с целью непрерывного обеспечения производства и решают следующие задачи:
• учет текущего уровня запасов на складе;
• определение размера гарантийного запаса;
• расчета размера заказа;
• определение интервала времени между заказами.
Существуют две базовые модели управления запасами:
1. Модель с фиксированным объемом заказа (Q-модель).
2. Модель с фиксированным периодом времени между заказами (P-модель).
1. По Q-модели очередной заказ на поставку осуществляется в момент, когда запас материалов на предприятии снизится до порогового уровня (рис. 8). Использование этой системы предполагает постоянный контроль запасов. Q-модель рекомендуется к применению при управлении запасами дорогостоящих ресурсов, т.к. она обеспечивает наименьший размер заказа. Однако для нее характерна большая трудоемкость эксплуатации, поэтому для менее дорогостоящих объектов применяется система с фиксированным интервалом времени между заказами.
Объем запаса
Максимальный желательный запас
Пороговый уровень
Гарантийный запас
Время
мз мз
Т1 Т1 Т2
Рис. 8. Графическое изображение Q-модели управления запасами:
мз – момент времени, когда при достижении определенного объема запаса формируется следующий заказ; Т1 – время поставки; Т2 – время задержки
В данной системе:
• материалы поступают равными партиями, что снижает затраты по доставке и созданию запасов;
• требуется систематический контроль (растут издержки по хранению);
• высокая стоимость предметов снабжения;
• высокая стоимость хранения;
• высокий уровень ущерба;
• непредсказуемый характер спроса.
2. При управлении запасами по P-модели размещение очередного заказа осуществляется через заранее определенный временной период (рис. 9).
|
Объем запаса
Т Т Т
Максимальный желательный запас
Пороговый уровень
Гарантийный запас
Время
мз мз
Т1 Т1 Т2
Рис. 9. Графическое изображение P-модели управления запасами:
Т – фиксированный интервал времени между поставками товара
При P-модели вычисление остатка запаса производится лишь по истечении контрольного периода времени. P-модель имеет больший запас, поскольку ресурсов должно хватить до момента следующей поставки через фиксированный интервал. P-система рекомендуется к использованию:
• для малостоящих товаров;
• когда затраты на хранение низкие;
• когда в случае исчерпания запаса издержки незначительные;
• когда заказывается один материал из широкой номенклатуры у одного поставщика;
• когда скидки существенно определяют партию заказываемого товара;
• при относительно постоянном уровне спроса на рынке.
Достоинствами метода являются простота реализации и единократное регулирование запаса между периодами заказов.
Недостатки: необходимость делать заказ даже на незначительное количество товара и опасность возникновения дефицита.
Обе рассмотренные системы управления запасами имеют недостатки и преимущества, поэтому даже в рамках одного предприятия для разных ассортиментных групп закупаемых объектов они могут применяться в комплексе.
Вопрос 41. Логистика коммерции
Понятие коммерции
Логистика и коммерция
1. Коммерция представляет собой процесс организационно-технического и социально-экономического взаимодействия агентов рынка по поводу организации распределения и обмена товарно-материальных ценностей и услуг на возмездной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга, логистики.
|
Экономическая категория "коммерция" — понятие более широкое, чем торговля, и включает в себя торговлю как подсистему более широкой социально-экономической системы.
Торговля сводится к совокупности операций купли-продажи, в то время как коммерцию можно представить как искусство создавать условия для удовлетворения потребностей. Если процесс торговли представляет собой не что иное, как смену форм стоимости товаров и услуг в сфере обращения, то коммерция дополнительно охватывает:
• кредитование;
• страхование;
• согласование процессов производства, сбыта и потребления.
Коммерция имеет следующие составляющие:
• это процесс и он не может существовать вне актов купли-продажи, без постоянного движения товаров и услуг во времени и пространстве, включая и смену форм стоимости;
• характеризуется организационно-техническим и социально-экономическим взаимодействием агентов рынка, при этом организационный аспект выражается в поиске контрагента сделки, технический — в технике и технологии обмена, социальный — в удовлетворении определенных потребностей, а экономический — в получении полезного эффекта;
• охватывает в основном две фазы воспроизводственного процесса — распределение и обмен, в отличие от торговли, которая ограничивается по преимуществу обменом;
|
• имеет дело с товарами, которые на рынке представлены в двух формах — товарно-материальные ценности и услуги;
• предполагает товарный обмен на возмездной основе, так как иной способ обмена (по приказу, по карточкам и т. п.) исключает коммерцию.
Функции коммерции:
• распределение товарно-материальных ценностей;
• организация товарного обмена;
• регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
• изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги;
• поддержка предпринимательства и др.
2. Коммерческая логистика – организация всей совокупности организационных и экономических потоковых процессов, связанных с извлечением прибыли в сфере обращения. Логистическая концепция коммерции подразумевает интерпретацию изменяющихся объектов рынка в виде потоков сырья, материалов, товаров, финансов, информации и т.п. и управление этими потоками, исходя из поставленных целей. Торговая логистика является частью логистики коммерческой.
Три типа логистических систем в торговой сфере:
• вертикальные – тесная интеграция участников ЛС;
• горизонтальные – каждый участник логистиеской цепи – отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом;
• многоканальные (сетевые).
Критерием выбора типа логистической системы в торговой сфере является такая организация деятельности, при которой производитель, оптовик и розничный торговец ведут себя как объединенная система и конфликты интересов сокращаются до минимума.
Конкурентное преимущество, или конкурентоспособность, фирмы понимается как сравнительное преимущество, которым обладает данная фирма по отношению к другим фирмам, являющимся конкурентами на рынке товаров и услуг.
Использование логистики позволяют фирме получить следующие конкурентные преимущества:
• оптимизацию экономических потоков фирмы;
• рациональную организацию использования всех видов ресурсов фирмы;
• координацию деятельности всех подразделений фирмы в процессе управления экономическими потоками;
• интеграцию усилий всех участников трансакций, связанных с рыночно ориентированной деятельностью фирмы.