Вопрос 2. Развитие системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации на современном этапе.




Вопрос 1. Сущность системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации Пенсия — это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

Пенсионное обеспечение является важным элементом всеобъемлющей системы социального страхования.

В доиндустриальную эпоху о стариках и других социально незащищенных категориях населения заботилось молодое поколение в больших семьях, либо источником их существования были личные накопления. Это явилось прототипом двух форм финансирования пенсий.

Первая система обязательного пенсионного обеспечения была введена в Германии государственным канцлером Отто фон Бисмарком более 100 лет тому назад (по болезни – с 1883 года, в случае увечья – с 1884 года, по старости - с 1889 года). На первом этапе существования обязательного пенсионного страхования, застрахованные лица получали пенсию в случае продолжительной утраты трудоспособности или при наступлении пенсионного возраста — 70 лет. Однако эта пенсия не обеспечивала соответствующего уровня жизни застрахованным лицам, вышедшим на пенсию, а представляла собой скорее "добавку к средствам существования".

При этом более двух третей пенсий составляли пенсии по инвалидности и только приблизительно одну треть — пенсии по старости. Застрахованные лица, как правило, не достигали пенсионного возраста, поэтому получение пенсии по старости было весьма редким исключением.

В течение последующих двух десятков лет вышеописанная ситуация принципиально изменилась. Уже в 1925 году после Первой Мировой войны и во время наступившей после войны инфляции количество пенсионеров, получающих пенсию, увеличилось и количество страховых пенсий достигло 1,6 млн. Причина этого заключалась в том, что средняя продолжительность жизни мужчин в это время возросла, а возраст выхода на пенсию понизился до 65 лет.

После Второй Мировой войны, последующими за ней новой волной инфляции, реформами денежной систем и образования для социальной сферы Федеративной Республики Германии многое изменилось. Из 4,4 млн. выплачиваемых страховых пенсий две трети составляли пенсии по старости и только около одной трети — пенсии по инвалидности.

Идея создания системы всеобщего пенсионного обеспечения сначала распространилась в Европе, а со временем на американском и других континентах. Поэтому немецкую систему считают прототипом, в том числе и российской пенсионной системы.

Немецкая пенсионная система была построена по распределительному принципу или принципу солидарности поколений, когда работники и/или их работодатели выплачивают часть зарплаты на финансирование социальных программ, которые обеспечивают доход для пенсионеров в обмен на обещание правительства о гарантированном доходе этим работникам уже при их выходе на пенсию. При этом не осуществляется накоплений для будущих выплат. Эта система опирается на трансферт между поколениями - от младшего поколения к старшему, поэтому эта система называется распределительной или солидарной.

Применительно к распределительной пенсионной модели в мире используется термин Pay-as-you-go system (PAYG).

Такая система достаточно точно отражает принципы социальной справедливости. Главное достоинство распределительной системы – значительное сокращение нищеты среди пенсионеров, поскольку в ней сильны перераспределительные элементы. Как правило, на ранних стадиях функционирования распределительной системы низкий уровень взносов был достаточным для обеспечения выплат относительно небольшому числу получателей, но по мере возрастания степени зрелости системы, выплаты приобрели тенденцию превышать взносы, вызывая потребность в увеличении налогов на фонд оплаты труда или бюджетных трансфертов. Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что сегодня характерно для многих развитых стран.

Другая модель пенсионного обеспечения предполагает доминирование государственного социального обеспечения государственной пенсии по старости (Basic State Pension, которая предоставляется всем гражданам. Основная государственная пенсия по старости выплачивается по базовой ставке, увеличивающейся ежегодно в соответствии с индексом роста потребительских цен.

Пенсионные накопления обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет взносов самого работника. В промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам.

На сегодняшний день в мире существует три базовых института пенсионного обеспечения, сочетание которых позволяет получить различные комбинации моделей пенсионных систем:

1. Социальная пенсия, которая в развитых государствах играет роль механизма борьбы с бедностью. Гарантированная государством программа, обеспечивающая всем пенсионерам базовую пенсию, независимо от вклада каждого конкретного человека в эту систему, является первой опорой этой системы. Это государственная программа перераспределения, имеющая целью сократить масштабы бедности среди пожилого населения. Источник финансирования - налоги, виды этих налогов зависят от условий каждой конкретной страны

2. Обязательное пенсионное страхование всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения. Ее цель – страхование с помощью коллективных (массовых) форм социальных рисков, сохранение жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде жизни. Обязательное страхование предполагает уплату экономически активной частью населения обязательных страховых взносов. Начисление страховых взносов обычно производится на все виды выплат начисленных работнику.

Работающий получает возможность и даже принуждается к тому, чтобы делать сбережения, чтобы у него к моменту его выхода на пенсию оказалась отложенной определенная сумма денег. Данные взносы направляются исключительно на формирование и выплату пенсии. Государство обязывает делать эти сбережения, осуществляет регулирующий надзор и дает гарантии.

3. Личное добровольное пенсионное страхование путем накопления достаточных финансовых средств для пожизненной ренты. В некоторых странах оно играет роль основного механизма самозащиты работников и мелких предпринимателей в период прекращения ими трудовой деятельности. Личное добровольное страхование расширяет или, в некоторых случаях, дополняет предыдущую систему пенсионных накоплений, поощряя работающих делать добровольные сбережения, откладывая себе на пенсию. Хотя эти сбережения и не являются обязательными, государство предусматривает соответствующие стимулы. Размер отчисления средств является гораздо более мягким, не предусматривает какие-либо особые гарантии со стороны государства.

Сочетание данных институтов предполагает разделение двух основных функций государственной пенсионной системы:

1. Перераспределение доходов.

2. Сбережения средств на выплату пенсий.

По мнению специалистов, использование всех трех составляющих в рамках единой системы пенсионного обеспечения позволяет наиболее надежно страховать от различных рисков, в том числе от политических или экономических кризисов. Одним из путей предотвращения углубления кризиса пенсионной системы и создания предпосылок для экономического роста является поэтапный переход к смешанной пенсионной системе.

Принципиальные положения системы обязательного пенсионного страхования заключаются в следующем.

1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования связан с формированием стоимости рабочей силы, которая включает не только цену реального труда в процессе производства, но и другие оплачиваемые периоды, в том числе пенсионный период жизни человека.

2. Социальный критерий заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.

3. Пенсионное страхование основано на системе страховых платежей, которые принудительно в обязательном порядке уплачиваются работодателями и наемными работниками, независимо от их желания.

Данное принуждение осуществляется государством, поэтому пенсионная система называется государственной. Страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объеме работодателем. В конечном счете, страхование осуществляется за счет самих работников, так как доходы работодателя образуются в результате труда застрахованных.

4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде фонде обязательного пенсионного страхования (в России — Пенсионный фонд РФ, который был создан в ходе осуществления пенсионной реформы как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система). Его средства не сливаются с государственным бюджетом, так как предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей. Ни при каких обстоятельствах они не могут использоваться на иные цели. Управление фондом осуществляется представителями застрахованных и работодателей под контролем государства.

5. Законом определяются условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчета стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.).

6. Уровень страхового пенсионного обеспечения определяется трудовым стажем работника и объемом его заработка, из которого уплачивались в этот период страховые взносы.

Уровень пенсионного обеспечения — один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние на текущий момент времени. Различают относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые связаны между собой.

Относительный уровень — это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена коэффициент замещения. Он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам (средняя пенсия делится на средний заработок в стране или регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров — бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. В России сегодня коэффициент замещения находится на сравнительно низком уровне, что еще недавно делало выход «на заслуженный отдых» для большинства россиян равнозначным переходу на грань черты бедности (табл. 1.). Россия планирует в 2015 году ратифицировать Конвенцию МОТ, согласно которой коэффициент замещения пенсией заработной пенсии 37,7 млн. человек, в том числе по старости 31 млн. человек.

Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию.

Социальные пенсии получают 2,9 млн. человек (8,6% от получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению). В 2014 году ее средняя величина составляла 7500 рублей.

Нормативное правовое обеспечение пенсионного обеспечения в Российской Федерации сегодня включает нормативные правовые акты разного уровня, которые обеспечивают функционирование системы пенсионного страхования. Пенсионное обеспечение в России регулируется следующими федеральными законами:

- «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

- «О трудовых пенсиях в РФ»;

- «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

- «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Пенсионеры, состоящие на учете в органах социальной защиты населения. Другие категории пенсионеров учитываются в соответствующих ведомствах — в Минобороны РФ, МВД РФ и др.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»//Собрание законодательства РФ от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ. (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в РФ "//"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.03.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в РФ "//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст.4831.

российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

- «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»;

- Закон РФ «О внесении изменении и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Российское пенсионное законодательство характеризуется значительной нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы был принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан.

Пенсионная система России сегодня состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной, которые подразделяются в зависимости от источников, за счет которых выплачиваются пенсии Таким образом, в России функционируют две основные пенсионные системы.

Страховая пенсионная система финансируется за счет средств обособленного страхового Пенсионного фонда РФ, в сфере ее действия находятся главным образом наемные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, а также их семьи. Основная масса наемных работников получают при наступлении определенных условий трудовую пенсию.

Бюджетная пенсионная система финансируется за счет бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (государственные чиновники, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и некоторые другие), их семьи. Бюджетная пенсия гарантирует более Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 11.06.2008) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"// "Собрание законодательства РФ", 30. 03.1998, N 13, ст. 1474 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ"// Российская Газета. 21 марта 2011 г.

30 Закон РФ от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О внесении изменении и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

высокий уровень пенсионного обеспечения кадровым военнослужащим, служащим органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокурорско-следственным работникам, государственным служащим, судьям и депутатам.

Также за счет бюджета государства выплачивается социальная пенсия тем гражданам, которые не выплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд и не имеют права на трудовую пенсию.

Таким образом, бюджетная пенсионная система складывается из двух неравнозначных частей: одна, предназначена для тех, кто исполнял важные государственные функции, другая часть этой подсистемы нацелена на тех, кто вообще не имел зафиксированного согласно закона трудового вклада.

Иногда эти две подсистемы сочетаются — к страховой пенсии производится бюджетная доплата. В отдельных случаях, предусмотренных законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии. Таким правом пользуются инвалиды вследствие военной травмы: им предоставляется право получать пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности; участникам Великой Отечественной войны пенсии по старости (за выслугу лет) и по инвалидности; родителям и вдовам погибших (умерших) военнослужащих - пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия и пенсия по случаю потери кормильца.

Право получать две пенсии по различным основаниям широко распространено и во многих других странах, в частности в странах антигитлеровской коалиции, участвовавших во Второй мировой войне (в Англии, США и др.).

Также в России есть и негосударственные пенсии, которые выплачиваются соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Негосударственные пенсионные фонды сегодня уже реальность. Они предлагают программы долгосрочного страхования жизни. В качестве их преимуществ называют сочетание накопления с защитой близких в случае потери кормильца, а также гибкость программы пенсионного обеспечения по срокам и суммам.

По прогнозам в ближайшее десятилетие в России ожидается значительный рост (примерно в 300 раз) частного рынка пенсионного страхования наряду с существованием государственного сегмента.

В пользу такого варианта развития событий говорят долгосрочные прогнозы развития российской пенсионной системы. Если в 80-е годы XX столетия в России на 10 работающих приходилось 2 пенсионера, то сегодня на то же количество работающих приходится 6 пенсионеров, а к 2020 году это соотношение будет выглядеть как 1:1. Это создаст значительные проблемы при наполнении и формировании Пенсионного фонда. Именно поэтому сегодня будущим пенсионерам уже в молодом возрасте рекомендуется начинать формирование своих пенсионных накоплений с использованием различных как государственных, так и частных механизмов пенсионного страхования.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения.

Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

- недостаточная финансовая стабильность;

- слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

- неоправданно большой удельный вес льготных пенсий;

- отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Таким образом, система социальной защиты населения государства не может эффективно функционировать и развиваться без надежной и высокоорганизованной пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионной период его жизни.

Вопрос 2. Развитие системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации на современном этапе.

Современная пенсионная система пришла на смену советской.

В СССР господствовал постулат о том, что государственное социальное страхование осуществляется за счет государства, которое декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка. Средства социального страхования сливались с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами.

Расходы на выплату пенсий финансировались в основном за счет государственной дотации. Побочным результатом такого положения было то, что искажалась реальная стоимость рабочей силы и создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство, а также маскировался вклад в пенсионное обеспечение самих трудящихся.

Серьезное изменение пенсионного законодательства в России началось в начале 90-х годов XX столетия. В 1990 г. в РСФСР был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР».

Этим законом вводилась пенсионная система с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, то есть с всероссийским пенсионным страховым фондом на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников.

Изменения преследовали также цель пересмотра укоренившейся в обществе идеологии природы обязательного пенсионного страхования трудящихся и возрождение идеи подлинной системы обязательного пенсионного страхования.

Также изменения были нацелены на повышение реального уровня доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. Причина состояла в том, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией, в то же время, максимального размера пенсии, который не повышался более 30 лет.

Социальная сущность данного закона заключалась в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, а также разных поколений. Эта пенсионная система называется распределительной (нефондируемой).

Менялась и бюджетная система пенсионного обеспечения, особенно с принятием в 1993 г. Закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей», который установил более высокую по своему уровню систему пенсионного обеспечения для граждан, проходящих службу со специфичными и опасными условиями, что было характерно и для СССР.

В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. У каждого работника открывался персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором формируется и учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, внесенных на именной счет работника и полученный инвестиционный доход.

     

В 90-е годы тенденции развития двух российских пенсионных подсистем характеризовались, с одной стороны, значительным, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех пенсионеров, а с другой — введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных и силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Для многих категорий чиновников также были введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «традиционным» пенсиям в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля. К началу 2000 г. даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, оказалась значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не обеспечивала выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого — усиление роста смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицидов, а также стремительный рост у них тяжелых заболеваний, включая психические.

Эти тенденции противоречили тем целям, которые были определены в Законе 1990 г., — формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышению, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учетом труда и его результатов. Поэтому в 2001 году был принят Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".

Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования»//"Собрание законодательства РФ", 01.04.1996, N 14, ст. 1401.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920 35 Закон РФ от 20.11.90 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ ".

Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"// "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3585.

В дальнейшем необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России.

Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

Информационная поддержка пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году, строилась на примерах и контрастах с пенсионной системой западноевропейских государств. Большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в свое удовольствие: ходят в рестораны, путешествуют по миру, многие материально помогают детям. Основная цель начатой пенсионной реформы в России — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.

Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Поэтому с 2002 года в Российской Федерации формируется новая пенсионная система, устанавливаются ее основные правовые, организационные и финансовые принципы.

Сегодня система пенсионного обеспечения в России состоит из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ОПС), а размер выплат зависит уже не от стажа, а от объема средств, аккумулированных на индивидуальном лицевом счете. Ключевым элементом реформы стало введение накопительной части в структуре трудовой пенсии (НЧТП). И если отчисления на базовую и страховую части расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, то накопления обособляются и инвестируются. С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах.

Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 года рождения и моложе. Она зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения России предполагает плавный переход к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой и предусматривает:

введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижения справедливой дифференциации размеров пенсии на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;

- укрепление финансовой устойчивости бюджета пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.

     

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию.

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ под управлением Государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк, инвестиционный доход в котором, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Деньги граждан как минимум должны быть защищены от инфляции, иначе неизбежно произойдет уменьшение накоплений будущих пенсионеров, средств, переведенных работодателями за своих работников в пенсионный фонд. Через 20-30 лет деньги, аккумулированные в пенсионном фонде, не защищенные финансовыми механизмами, будут иметь совершенно иную реальную стоимость. На финансовом рынке необходимо создать надежные механизмы, способные гарантированно обеспечить сохранность накоплений граждан.

Не смотря на проводящуюся реформу, современная пенсионная система по-прежнему даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов, поскольку Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагаемой базы.

Причиной затруднений при осуществлении пенсионной реформы также считают её перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально.

Нельзя не учитывать и неблагоприятные долгосрочные демографические тенденции. Из трудоспособного возраста выбывает намного больше граждан, чем входит в него. К этому можно добавить невысокую продолжительность жизни населения, особенно мужчин.

Люди, родившиеся после войны, в 2005 году начали уходить на пенсию. На смену им прийти некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза. Полумеры в сложившейся ситуации не помогут.

Не изменив самих принципов действия пенсионной системы, можно дождаться серьезных экономических потрясений.

Существуют и другие проблемы на рынке пенсионного страхования. К ним можно отнести отсутствие адекватного пенсионного обеспечения представителей среднего класса, граждан с высокими заработками, которые сегодня составляют примерно 25– 30% трудоспособного населения. Прогнозы показывают, что к 2030 году в России их будет примерно 50%. Снижение коэффициента замещения для них неизбежно приведет либо к падению их экономической и социальной активности, либо к использованию ими архаичных способов замещения утраченного в старости заработка, таких как сдача квартир в наем, «накопления в наволочку» или в «кубышку».

В 2008 г. было разработано сразу несколько концепций реформирования пенсионной системы, авторами которых стали Министерство финансов, Министерство здравоохранения и социального развития, Институт современного развития (табл.2.).

Одной из возможных перспектив развития пенсионной системы в России, не популярных в российском обществе, является повышение пенсионного возраста.

Аргументация этого шага заключается в том, что во всем мире планка выхода на пенсию существенно выше российской, а в стране продолжается снижение численности экономически активного населения и одновременное увеличение количества пенсионеров.

В нашей стране низкий пенсионный возраст, в тоже время, стандартный возраст предоставления пенсий в среднем по развитым странам составляет 65 и 63 года, соответственно, для мужчин и женщин, по выборке формирующихся рынков в среднем он равен 63 и 60 лет (см. табл. 3). Кроме того, по мнению авторов этого варианта 55летние женщины и 60-летние мужчины еще полны сил и обижаются, когда их выпроваживают на пенсию. Повышение пенсионного возраста служит распространенной реакцией на старение населения.

За последние 20 лет он был повышен в Аргентине, Венгрии, Германии, Италии, Турции, Чехии, Японии и др. В ряде стран, включая Великобританию, Грецию, Италию, Францию, США, также были приняты аналогичные решения.

Вместе с тем, приведение зарубежных показателей пенсионного возраста в качестве примера для нашей страны не вполне корректно, по крайней мере, для мужчин. Ведь соотношение предлагаемого пенсионного возраста в 63 года и средней продолжительности жизни российских мужчин в 64 года очень незначительно.

Поэтому Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации планируется доведение нормативной продолжительности страхового (трудового) стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств работающих граждан - до 35 лет.

Предполагается, что новый этап реформы позволит гражданину накопившему 35 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.

Последнее десятилетие существенно расширилась сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, предприняты конкретные шаги по повышению уровня пенсионного обеспечения российских граждан.

Индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

В 2008 г. были предприняты меры по увеличению пенсий. Так, базовая часть пенсии повышена на 15%, страховая на 30% трудовая пенсия составила 4 842 руб., что составило 131% прожиточного минимума пенсионера и соответствовало 36,5% средней зарплаты. До этого средний размер социальной пенсии составлял 3028 руб., т.е.

83% от прожиточного минимума пенсионера.

В 2009 г. году базовая часть трудовой пенсии и все социальные пенсии были увеличены на 37,2%. Страховая часть трудовой пенсии увеличилась на 15,6%. В результате к концу 2009 г.

средний размер социальной пенсии обеспечивал прожиточный минимум пенсионера и составлял 4 152 руб. Трудовые пенсии возросли и к концу 2009 г. составляли 5 875 руб., в том числе по старости - 6 193 руб.

Четыре раза пенсии повышались в 2010 году:

1 января 2010 года произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

1 апреля 2010 года проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%.

Средний размер трудовой пенсии по старости составил 8169 рублей, ее рост составил 23,2%.

1 апреля 2010 года на 8,8% были увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальные выплаты, разм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: