Практическая работа 1. Тема: Физиология речевой функции и сопровождение лиц с данной патологией
План
1. Общая характеристика и функции речи.
2. Слово как условный раздражитель.
3. Основы физиологии речевой функции.
4. Речь и межполушарная асимметрия
5. Сопровождение лиц с речевой патологией
Общая характеристика и функции речи
Человек отличается от животного наличием речи, т.е. способности выражать свое внутреннее состояние с помощью слова или совокупности слов. В процессе эволюции произошел революционный скачок, позволивший живой материи перейти на принципиально новый уровень обобщения в виде собранных в определенной последовательности символов - звуков (а на последующих этапах эволюции - букв).
Человек дал себе много определений. Самое распространенное - это Homo sapiens - человек разумный. В понимании К. Линнея, это означало, что человек возвышается над животным миром и в своих поступках руководствуется разумом, проявляя способность к взаимодействию, предвидению и вообще мудрость, характерную только для этого вида. Homo ludeus - человек игривый. Это определение дошло до нас от древних римлян как выражение той мысли, что идеалом для нашего рода, самым прекрасным, наиболее разумным и желанным занятием является игра - даже тогда, когда речь идет о работе. Homo socialis - человек общественный; это определение ближе всего соответствует сути. Оно содержит указание на важную особенность человека, в развитии которого определяющим являются не биологические факторы, а социальные. Homo culturalis - человек культурный; по определению Парнера и Гибсона, это такой вид, который, выделившись из животного мира, создает культуру - нечто такое, что развивается, сохраняется и передается из поколения в поколение. Культура же является результатом речи письменной и устной, а также особого интеллекта. Речь и язык являются настолько характерными свойствами человека, что, пожалуй, наиболее точное название нашего вида было бы человек говорящий - Homo dicens. В этом определении подчеркиваются различия между высшей нервной деятельностью животных и человека.
|
Ф. Энгельс так писал о различиях мозга человека и животных: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг». И.П. Павлов отмечал, что «в развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности - возникла речевая функция, внесшая новый принцип в деятельность больших полушарий». По образному выражению И.П. Павлова, «слово сделало нас людьми».
Две сигнальные системы действительности. Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П. Павлов предложил называть первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве материальной основы первой сигнальной системы. В настоящее время термин «первая сигнальная система» (также как и термин «вторая сигнальная система») трактуется многозначно - это и сами сигналы, и структуры, воспринимающие их, и процессы, происходящие в этих структурах при обработке сенсорных сигналов. Очевидно, целесообразно дифференцировать эти понятия. Можно считать, что первая сигнальная система - это совокупность нейронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех конкретных сенсорных сигналов внешней и внутренней среды. Сами эти сигналы можно называть сигналами первой сигнальной системы. Анализ сенсорных сигналов в этой системе - это процессы первой сигнальной системы. В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные (натуральные) раздражители. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения.
|
Человек воспринимает внешний мир также, как и животные - на основе деятельности первой сигнальной системы. Но, помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы действительности, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в него смыслом, слово, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладающих смыслом). В предлагаемой В.И.Циркиным и С.И.Трухиной трактовке - вторая сигнальная система - это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сигналов, т.е. как сигнала второй сигнальной системы.
|
2. Значение слова как условного сигнала для животных и человека.
Для животного слово представляет собой набор звуковых волн и является раздражителем первой сигнальной системы, на который можно выработать условный рефлекс. Однако слово для животного не несет смысловой нагрузки. Например, если выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки и человека на звонок и должным образом закрепить его, а затем звучание звонка заменить словом «звонок», то у человека слюноотделение произойдет, а у собаки нет. Для человека звучание звонка (конкретный раздражитель) и слово «звонок» (обозначение конкретного раздражителя или абстракция от реального раздражителя) одинаковы в качестве условных раздражителей. Для собаки слово «звонок» - набор звуковых волн.
У человека слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возникающими под воздействием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова, обозначающие конкретные раздражители. Таким образом, слова приобретают смысл на основе механизма установления условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретные раздражители окружающей среды, становясь их символами. Иначе говоря, слово, обладающее смыслом, является абстракцией конкретного раздражителя, его символом, заменителем. И на этот заменитель можно вырабатывать бесконечное количество условных рефлексов.
В речи используются слова (для человека) как раздражители второй сигнальной системы, обладающие еще очень важной особенностью, - они имеют обобщающее значение.
Различают обобщения по звучанию и по смыслу. Обобщения по звучанию есть и у животных. Например, у собак вырабатываются условные двигательные рефлексы на словесные раздражители, которые для них служат непосредственными сигналами. Сходные слова по звучанию и даже отдельные звуки вызывают у собаки двигательный условный рефлекс: она ложится не только на слово «ложись», но и на слог «жи» и любое другое слово, в котором акцент делается на звук «ж». Специфическая для человека форма обобщения осуществляется по смысловому значению слова, поэтому испытуемые одинаково реагируют на слова «врач» и «доктор», «дорожка» и «тропинка» и т.д.
Обобщение может быть разной степени: 1) слово заменяет отдельный предмет, например, конкретный стол; 2) слово - символ нескольких однородных предметов (слово «стол» может означать стол письменный, столовый, журнальный и т.д.); 3) слово - символ нескольких разнородных предметов; например, значение слова «мебель» более широкое, оно включает в себя характеристики предшествующих определений, т.е. является абстракцией все возрастающего порядка; 4) в слове может быть и еще более широкое обобщение, включающее ряд предыдущих обобщений, например, слово вещь.
Создание обобщений расширяет границы абстрактного мышления - в количественном отношении словесные раздражители значительно превышают раздражители материальные. В результате этого вторая сигнальная система начинает занимать доминирующее положение над деятельностью первой сигнальной системы у человека.
Обе сигнальные системы у человека находятся в органической связи.
Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами. Считается, что первая и вторая сигнальные системы функционируют в полном взаимодействии. Его можно проследить на примере выработки условных рефлексов, где в качестве индифферентного сигнала используется конкретный сигнал, либо его словесный заменитель. Так, если у человека выработать условный рефлекс на звучание звонка, то при замене этого сигнала на слово «звонок» рефлекс сразу же, при первом предъявлении слова будет воспроизводится. Это означает, что имеет место иррадиация возбуждения из первой сигнальной системы во вторую и обратно. О взаимодействии двух систем говорит и наличие реципрокных (индукционных) отношений между ними. Например, попытка выработать условный рефлекс на звучание звонка во время решения человеком арифметической задачи будет безуспешной, вследствие того, что при активном функционировании второй сигнальной системы ре-ципрокно тормозится деятельность первой сигнальной системы. Но в жизни могут встречаться и такие случаи, когда раздражители двух систем - словесный эквивалент и физический объект внешней среды будут оказывать на организм противоположное воздействие. Например, у человека выработан положительный пищевой рефлекс на звонок. После закрепления рефлекса одновременно с включением звонка произносится словесное отрицание звучания звонка - «Нет звонка». В данной ситуации возникает встречная деятельность двух сигнальных систем или, как говорил И.П. Павлов, возникает «сшибка» нервных процессов. В этом случае решение вопроса о реализации ранее выработанного рефлекса зависит от соотношения между двумя сигнальными системами у данного человека: если преобладает первая сигнальная система (образное мышление), то рефлекс будет проявляться; если вторая - (т.е. для человека более значимо слово, чем воздействие конкретного фактора внешней среды), то он не возникнет.
После классических работ И.П. Павлова в физиологии, психологии и психофизиологии были накоплены данные, позволяющие, в определенной степени, понять вопрос о том, что такое речь, каковы физиологические механизмы, лежащие в основе этого сложнейшего психического процесса и составляющего основу сознания.
Речь и язык. Речь - это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложившийся способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, т.е. посредством языка. Можно также сказать, что речь - это практическое применение человеком языка в целях общения с другими людьми.
Язык - это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. В настоящее время в мире насчитывается более 5000 языков. Каждый язык имеет свой набор звуков, букв, слов, словосочетаний, свою структуру и свои законы, что в целом диктует систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. В каждом языке смысл слов, а также правила языка являются структурой и объемом памяти, т.е. информационным тезаурусом (богатством) индивида, который он приобретает в процессе общения, прежде всего в семье. Смысловая структура языка содержится в семантическом тезаурусе в форме определенного семантического кода.
Функции речи. Речь существенно дополняет способность человека к восприятию окружающего мира на базе первой сигнальной системы, составляя ту «чрезвычайную прибавку» к высшей нервной деятельности, о которой говорил И.П. Павлов, отмечая принципиально важное различие ВНД человека по сравнению с ВНД животных. Люди используют речь, прежде всего, для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями. Следует, однако, заметить, что в общении люди интенсивно используют мимику и жесты. По некоторым данным, в процессе общения информация, передаваемая словом, занимает лишь 7% от общего объема, 38% приходится на долю интонационных компонентов и 55% занимают невербальные коммуникативные сигналы.
Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует «оречевлению» получаемой человеком информации.
Таким образом, в широком понимании, речь выполняет коммуникативную функцию, а также обеспечивает понятийные процессы. Кроме того, благодаря речи человек способен вырабатывать разнообразные условные рефлексы, что также существенно расширяет его адаптивные возможности.
Виды речи. Речь - это разноэлементный и многозвенный психофизиологический процесс. Она включает в себя три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое «внутренней речью».
Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь является средством непосредственного прямого общения, а письменная речь позволяет накапливать знания и является средством опосредованного общения во времени и в пространстве. Устная (экспрессивная, или моторная), речь в большинстве случаев - диалогическая, реже- монологическая. По сравнению с точной и развернутой формой письменной речи, устная речь характеризуется сокращениями. В ней большое значение имеет интонационная сторона, мимика, жест, которые могут существенно определять смысл произносимых слов. Монолог -это сложная форма речи, которая развивается позднее диалогической речи.
Внутренняя речь («немая речь», «речь для себя», «молчаливое обдумывание») не предназначена для сообщения. Ее рассматривают как результат эволюции эгоцентрической речи ребенка, как следствие постепенного отмирания ее звучащей стороны, вокализации. Внутренняя речь, как отмечал Л.С. Выготский, выражает способность «мыслить слова», представлять их вместо того, чтобы произносить, оперировать образом слова вместо самого слова; внутренняя речь не есть речь минус звук, а своеобразная по строению и способу функционирования речь. Ее характерные особенности - отрывочность, фрагментарность, бессвязность, сокращенность по сравнению с внешней речью. При переводе внутренней речи во внешнюю происходит не просто вокализация, а переконструирование в синтаксически расчлененную, развернутую и понятную для других речь.
Свойства речи. Выделяют четыре основных свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность и воздейственность. Содержательность отражает объем выраженных мыслей, чувств и побуждений; с этой точки зрения речь может быть содержательной или поверхностной. Понятийность речи означает умение говорящего использовать краткие, синтаксически правильно построенные предложения, умение следить за логикой изложения. Выразительность речи определяется эмоциональной насыщенностью (речь яркая или тусклая), ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и правильной интонацией, использованием метафор, сравнений, эпитетов, гипербол. Воздейственность речи отражает степень влияния речи на мысли, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение.
Физическая характеристика устной речи. Нормальная громкость речи - в пределах 40-70 дБ, а средняя частота - 125 Гц. У людей с очень громким голосом интенсивность звука достигает 90 дБ, а частота - 152-180 Гц. Крик - это очень интенсивный звук, достигающий 100 дБ и частоты 173-1254 Гц. Считается, что речь слышна в том случае, если она громче окружающего шума на 6 дБ. У мальчиков и девочек постепенно частота звуков голоса снижается с 400 Гц до 125 и 205 Гц соответственно; преимущественно, это снижение происходит в период полового созревания. Обычно взрослые произносят до 270 слов в минуту.
Согласно статистике, в среднем человек говорит лишь 10-11 минут в день. Среднее предложение звучит около 2,5 секунд. При этом вербальный (словесный) компонент разговора занимает около 35 %, а невербальный - 65 %. Считают, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов - различное отношение к этой информации, при этом иногда жесты могут заменять слова.
Терминология. В литературе, касающейся вопросов речи, нередко используются слова латинского или греческого происхождения. Приведем некоторые из них: 1) lexis (гр.) - слова, речь; лексика - чтение (слов, предложений); алексия - нарушение чтения; 2) grahpo (гр.) - писать, изображать; аграфия - нарушение способности писать правильно по смыслу или форме при сохранности двигательной функции руки; 3) calculo (лат) - считать; калькуляция - оперирование цифрами, арифметический счет; акалькулия - нарушение счета; 4) lalia (гр.) - речь; алалия - нарушение речи у детей, подобно афазии у взрослых; 5) phasis (гр.) - речь; афазия - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь, или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей при сохранности функции артикулярного аппарата и слуха; при этом различают моторную (нарушение устной речи), сенсорную (утрата способности понимания речи) и амнестическую (нарушение способности называть предметы при сохранении возможности их охарактеризовать) афазии.