Сопровождение лиц с речевой патологией




Электрофизиологические корреляты речевых процес­сов. Уникальные исследования электрической активности нейронов человека с помощью вживленных электродов, проведенные Н.П. Бехтеревой с сотрудниками (1985), вы­явили, что при восприятии, фонем, слогов, слов и их со­четаний в мозговых структурах формируются специфи­ческие электрические паттерны, характеризующиеся опре­деленной пространственной и временной организацией. В этих электрических процессах выделяются физические (акустические) и смысловые (семантические) компонен­ты. Выявлены специфические паттерны для отдельных гласных и согласных фонем, для отдельных слогов и слов. Оказалось, что паттерны слова зависят от его смыслового содержания, а также от той формы, в кото­рой кодируется слово (развернутая или компрессирован­ная). При этом анализ акустических, семантических и моторных характеристик воспринимаемых и воспроизво­димых слов происходит в различных регионах коры больших полушарий, что свидетельствует о специа­лизации разных зон мозга для осуществления различ­ных речевых операций.

При ЭЭГ - исследованиях установлено, что речевая деятельность характеризуется изменением пространствен­ной синхронизации электрических процессов. В начальные периоды восприятия и узнавания слова наиболее активны лобные, центральные и височные зоны левого полушария, а также заднетеменные и центральные области правого. Затем фокус электрической активации перемещается в за­тылочные области, сохраняясь при этом в правых задне-теменных и передневисочных областях. Подготовка к ар­тикуляции и произнесение слов про себя сопровождается повышенной активацией переднецентральных областей.

Очень важные сведения получены при исследовании вызванных потенциалов (или ССП). В частности, на осно­вании анализа позднего компонента (Р300), который от­ражает этап принятия решения, было установлено, что скорость обработки информации в правом полушарии выше, чем в левом. На основании этих данных сформули­ровано представление о том, что в правом полушарии осуществляется зрительно-пространственный, досемантический анализ словесных раздражителей (т.е. чтение букв без их понимания), на основании которого в левом полу­шарии совершается осмысление прочитанного, т.е. семан­тический анализ слова.

Другой не менее интересный факт, полученный при анализе вызванных потенциалов, заключался в том, что их конфигурация и амплитудные характеристики при восприятии слова зависят от смыслового содержания (на­пример, на слово «огонь» в разном контексте), особенно эти различия характерны для левого полушария.

Важным также является анализ отрицательного ком­понента вызванного потенциала - N400 (или N4), который, начинаясь после 250 мс, достигает максимума при 400 мс. Установлено, что он отражает процесс принятия лексичес­кого и логического решения, а его амплитуда возрастает всякий раз, когда воспринимаемый текст содержит явные алогизмы, или решаемая задача, например, классификация признаков, достаточно сложная.

Возможные механизмы формирования субъективного переживания речевой функции (способности слышать внешнюю и внутреннюю речь). Ранее полагали, что внут­ренняя речь основана на проприоцептивных ощущениях, возникающих при небольшом непроизвольном сокращении артикуляционных мышц во время вербального мышления. Однако эта гипотеза еще в 1947 году была отвергнута: при введении добровольцам больших доз курареподобных препаратов, полностью блокировавших сокращение мышц, возможность думать и использовать внутреннюю речь у них не изменялась.

A.M. Иваницкий, а также Д. Эделмен считают, что механизм обеспечения психических переживаний для ре­чевых функций - внутримозговой. Он связан с процес­сами информационного синтеза и возвратом потоков им­пульсов в проекционные зоны. В частности, при слухо­вом восприятии словесных сигналов или внутренней речи возврат возбуждения происходит в височную кору - это обеспечивает внутреннее звучание слов. При чтении слов возврат происходит в зрительную кору, что обеспечивает их видение. Действительно, М. Познер и М. Ротбарт (1994) показали, что при анализе сложных сигналов, включая слова, первоначально происходит активация зад­них отделов коры, затем - лобной коры, а потом вновь - задних отделов коры, что свидетельствует о возвраще­нии возбуждения в проекционную кору.

Специализация полушарий в онтогенезе. Согласно концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения. Это подтверждается данными морфологов - даже у плода выявляются проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон. У но­ворожденных имеются анатомические различия между ле­вым и правым полушариями - сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Следовательно, можно говорить о том, что структурные межполушарные разли­чия в известной степени являются врожденными.

Получены и данные о функциональной речевой асим­метрии у новорожденных - амплитудные характеристи­ки ЭЭГ-ответа у младенцев на звуки человеческой речи были в 90% случаев выше в левом полушарии, а в ответ на шум и аккорды музыки - в правом полушарии. Все это подтверждает концепцию исходной «речевой» специа­лизации левого полушария у праворуких.

Однако согласно концепции эквипотенциальности по­лушарий, у новорожденного отсутствуют признаки асим­метрии мозга, в том числе и речевой асимметрии. Эту концепцию, в определенной степени, подкрепляют данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяе­мости симметричных отделов мозга на ранних этапах раз­вития. Действительно, при повреждении речевых зон ле­вого полушария в ранний период жизни выполнение их функций могут взять на себя симметричные отделы пра­вого полушария. Если по медицинским показаниям у младенцев удаляют левое полушарие, то развитие речи не прекращается и, более того, идет без видимых наруше­ний, что также связано с переносом центров речи в пра­вое полушарие. Однако все это возможно только на ран­них стадиях развития, когда нервная система обладает высокой пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение стано­вится невозможным.

В целом, все исследователи сходятся в одном: у де­тей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии свя­зан с активным включением левого полушария. Не исклю­чено, что обучение языку играет роль пускового механиз­ма для нормальной специализации полушарий. Если в дол­жное время овладение речью не происходит, области коры, в норме предназначенные для речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное пе­рерождение. В связи с этим возникло представление о сензитивном периоде освоения речи, который охватывает довольно длительный период онтогенеза - все дошколь­ное детство; при этом пластичность нервных центров по­степенно уменьшается и утрачивается к началу полового созревания. Кроме того, к 7-8 годам формируется преиму­щество правого полушария в восприятии эмоций и в пении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: