III Музыкально – теоретический анализ




Аннотация

Хорового произведения a cappella

«Море»

Музыка К.Проснака, стихи К.Хрустельской (перевод с польского Н.Мицкевича)

 

 


ПРОСНАК

Кароль Мечислав

(1898—1976)

Польский композитор, дирижер, руководитель смешанного хора им. Монюшко, мужского хора "Эхо". Среди сочинений (оркестровые произведения, оперы для юношества, романсы, фортепианные пьесы) хоры a cappella. "Морская буря" (поэма для 8-гол. хора), "Сарадзинская свадьба", "Баллада", "Две мышки" (скерцино), "Возвращение весны", "Песни о море" (1-й цикл — "Колыбельная", "Буря", "Ноктюрн"; 2-й — "Море", "Прелюдия", "Баркарола") и др.; хоры с оркестром: "Молитва деревьев", "Свадьба", "Торжественный полонез" и др.; Женские и мужские хоры a cappella и с оркестром.

 

Адам Мицкевич

(24.12.1798 - 26.11.1855)

Родился в местечке Новогродек. Учился в Вильнюсском университете, в 1817 году основал тайное студенческое общество филоматов, в 1823 году был арестован и депортирован в Россию. В Санкт-Петербурге познакомился со многими русскими писателями, в том числе с Пушкиным. С середины 1829 года жил в Европе; с началом польского восстания 1830 года пытался попасть в Польшу, но был задержан на границе. После подавления восстания осел в Париже, где издавал политический журнал "Польский скиталец". На эти годы приходится расцвет творческой деятельности Мицкевича; в 1832-1834 гг. он опубликовал свои самые значительные произведения - драму "Дзяды", трактат "Книги польского народа", драму "Пан Тадеуш". Осенью 1839 года начал читать лекции по романской литературе в университете Лозанны, преподавал в Коллеж-де-Франс, с марта 1848 года собирал в Италии так называемый Польский легион для войны с Австрией. В годы правления Наполеона III отказался от политической деятельности и стал библиотекарем в парижской библиотеке Арсенала. В 1855 году, с началом Крымской войны, прибыл в Константинополь, чтобы помочь англичанам и французам в создании польских отрядов. В Турции заболел холерой и скоропостижно скончался.

К сожалению, об авторе слов (текста) – К.Хрустельской, материала найти не удалось.

II Анализ поэтического текста

Простор безбрежный лазурных волн

Дикий ветер с воем низринется из-за туч.

Черной бездны хор загремит вдруг зловещ, могуч.

В седых волнах смятенье, страх…

Но вновь мир света и солнца полн…

Очи зачарует, ах, море блеск вод,

Мрак вод, глубь вод и зорь восход.

Но хоть светла моря лазурь,

Вспенится вдруг ветрами бурь.

Снова кругом раскатится гром,

Грозно взвоет, взвоет шквал.

Там путь открытый в широкий свет

Море манит, вдаль нас зовет и к себе влечет

Сменой красок, глубью, то бурных, то ясных вод.

В нем странствий чар, встреч новых дар,

Мечты и радости юных лет…

К нам вернутся снова отзвуком былого, ах, снова блеск вод,

Мрак вод, глубь вод и зорь восход.

Но хоть светла моря лазурь,

Вспенится вдруг ветрами бурь.

Снова кругом раскатится гром,

Грозно взвоет шквал!

 

Размер стиха – ямб () (от греч. «Печальный»). Вид рифмы - опоясывающий. Стихотворение отражает лирические пейзажи, образы моря. Автор стихотворения показывает картину разнообразного состояния моря: от полного покоя до разбушевавшейся морской стихии.

 

 

III Музыкально – теоретический анализ

Произведение написано для смешанного хора а cappella,(из второго цикла «Песни о море» К.Проснака.

· Жанр – хоровая песня (картина). Для этого жанра свойственны: лаконичные, выразительные средства, а также литературный текст с определенным образом.

· Форма – куплетно – строфическая (2куплета), куплет тяготеет к 2х частной форме.

I часть представляет собой музыкальное построение, состоящее из 2х периодов, каждый из которых состоит из 2х предложений. 4такта вначале играют роль музыкального вступления.

II часть так же состоит из 2х периодов, которые в свою очередь делятся на 2 предложения.

Все периоды являются не нормативными:

- за счет увеличения 2го предложения

- дополнение (путем присоединения извне, после каданса)

- расширение (масштабный рост, за счет внутреннего развития)

Как исключение- последний (2й) период II части – он является нормативным.

Графическая форма этого произведения выглядит так:

Куплетно-строфическая форма (2х частная – 33 такта)

 

· Склад изложения - смешанный.

1)гармоническая фактура

2)имитационная фактура(прием полифонии)

3)мелодическая фактура

4)подголосочная

5)мелодико-гармоническая

· Тональность.

Основная тональность произведения D-dur.

№1 Первые 4такта звучат в D-dur, затем отклонение в A-dur.

№2 Построение, которое начинается с 5 т (I ч, 1 период, 1предложение), в 10 такте останавливается на тональности e-moll (I степень родства)

№3 На стыке между I и II частью происходит смена тональности – h-moll(натуральный) (12-13т) – I степень родства.

№4 В каденции 2го куплета возвращение к начальной (основной) тональности – D-dur.

 

· Размер

Размер произведения сложный – 4/4. На протяжении всего произведения происходит смена размера на ¾ (метр – переменный) – II часть, I период, 1 предложение.

По своим метроритмическим особенностям произведение относится к сложным, т.к. используются половинки, четверти, пунктир, шестнадцатые; а также триоли.

 

· Ритм

Большое значение преобладают ритмические рисунки, используемые в произведении, которые сочетают в себе различные ритмические группы. В размерах 4/4 и ¾. Особой сложностью является исполнение – 4/4

И триоли всем хором в едином темпе

 

· Темп

В произведение очень часто меняется темп, в каждой части, буквально в каждом предложении он поддается изменениям.

Широко

Espressivo-выразительно

Rit.- замедляя

Быстро, взволнованно

Довольно медленно, спокойно

Misterioso – таинственно, загадочно

Очень медленно и певуче

Скор, беспокойно

Значительно

Molto rit. – сильно замедляя

 

· Гармония

Гармонический язык достаточно сложный.Она усложняется появлением вспомогательных хроматизмов и D9 новой тональности.

Произведение начинается на устойчивых ступенях лада:

Мужской хор-Т,Б – в октавный унисон, скачком с V на I ст.

Гармония является одним из выразительных средств данной партитуры. На протяжении всего произведения используются аккорды лада – T,S,D (трезвучие и их обращения), но довольно часто встречаются аккорды как: V9, II9, VII, II2,II7,VI 2, V7.

Основное голосоведение плавное, но очень часто встречаются скачки (на кварты, квинты, септимы, октавы); развито это во всех партиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: