Произведение «Море» К.Проснака написано для 4х голосного смешанного хора a cappella. Начинают мужские голоса (Т,Б) 2т, затем «подхватывает» женский (S,A) 3т. Также и в 5м и 7м тактах. В 11т весь хор поет в октавный унисон, а в 13т с 1доли вступает партия теноров, в 14т подключается женский хор. С 17 т в то время,когда женский хор и тенора поют,басы поют свой ритмический рисунок.
В партиях сопрано, теноров и басов встречаются divisi.У сопрано – 14, 15,30,31 такты, у теноров - 31,32 такты, у басов – 4,12,13,16,17,18,19,20,21,32,33 такты.
Общий диапазон хора:
Диапазон S составляет 13 звуков – терцдецима.
Диапазон A составляет 11 звуков – ундецима
Диапазон Т составляет 12 звуков – дуодецима
Диапазон Б составляет 14 звуков - квартдецима
Диапазон хора достаточно широк – составляет 2 октавы.
Мелодические трудности:
- сойтись в унисон всем партиям после аккордов
- петь в интервал – кварту (I,II сопрано, женский хор)
- в партии теноров петь в секунду
· Строй хора
Мелодический строй
Можно выделить следующие трудности мелодического строя:
- повторение одного звука, т.к. возможна тенденция к понижению, нужно петь с тенденцией к повышению.
- исполнение длинных нот на фермате, так же ведет к понижению интонации.
Особенно важна точность в плане интонации у теноров, т.к. у них терцовый тон аккорда.
- наличие в партии нисходящего движения, что может привести к детонации.
При настройке певцов необходимо спеть с ними все виды мажора. Отклонения в другие тональности — необходимо внутренним слухом предслышать тональность. Каждый певец должен владеть хорошим музыкальным слухом, и точно предслышать последующие аккорды.
Гармонический строй
- Аккорд на фермате.
|
Каждая партия должна точно интонировать свою ноту, чтобы аккорд звучал интонационно правильно.
- Сложностью гармонического строя являются отклонения в другие тональности: необходимо внутренним слухом предслышать её.
- В местах, где трудно найти тот тон, с которого нужно вступать, следует посмотреть в общую партитуру и найти ноту, которая поможет найти свой тон. Для этого следует слушать не только свою партию, но и весь хор.
Одна и таже интонация проходит сначала в партии альтов, затем баса.
l Ансамбль
Основу частного ансамбля составляет ансамбль внутри партии, т.е. ни один голос не выделяется по тембру, интонации, темпу и силе звука.
Необходимо следить за частным ансамблем, т.к. единство в партии — условие ансамбля всего хора.
- Метроритмический ансамбль.
К трудностям метроритмического ансамбля прежде всего следует относить исполнение длительностей в произведении. Следует не ускорять темп — чувствовать пульсацию восьмыми.
В некоторых местах, где ритм у партий не совпадает, необходимо точно в темпе вступать на последующий звук аккорда.
Т. к. есть отклонения от темпа, певцам в хоре необходимо внимательно следить за рукой дирижера.
- Тесситурно-динамический ансамбль
Динамический ансамбль вырабатывается на основе пения всех певцов с одинаковой силой звука. Важно, чтобы все певцы в партиях одинаково выполняли cresh. и dim. Основу полифонической фактуры составляют звуки, используемые в разных тесситурных условиях хоровой партии. Это наиболее удобный вид ансамбля для создания единой динамики (естесственный и искусственный ансамбль).
|
l Дикционный ансамбль
Т. к. в данном произведении используется разная фактура, то и дикционный ансамбль различается.
В гармонической фактуре дикционный ансамбль, наряду с метро-ритмическим играет важную роль. Нужно найти в хоре одинаковый характер слова(крупное слово с четким произношением согласных). Следует найти одинаковое место словообразования.
l Дикционные трудности.
- Согласные должны интонироваться на высоте последующей гласной
- Произношение согласных в сочетании с согласным «р» требует утрированной «р»
ПРОСТОР БЕЗБРЕЖНЫЙ ЛАЗУРНЫХ ВЕТЕР НИЗРИНЕТСЯ ХОР ВДРУГ СТРАХ МИР ЗАЧАРУЕТ МРАК ЗОРЬ ЛАЗУРЬ БУРЬ КРУГОМ РАСКАТИТСЯ ГРОМ ГРОЗНО
Для достижения дикционного ансамбля — согласные необходимо произносить предельно коротко. В некоторых фрагментах используются акценты, при использовании акцентов необходима твердая атака звука и твердое произношение согласных.
В быстром темпе дикция играет важную роль. Все согласные необходимо произносить на кончике языка, четко.
l Звуковедение
На протяжении всего произведения звуковедение изменяется.
I период 1 предложение (4т) — legato, (6т) — non legato
2 предложение (15т) — legato
II период — используются штрихи non legato и широкое legato
l Связь музыки с текстом
В музыке полностью отражен и передан образ и характер стихотворения. Для этого композитор использовал все возможные средства музыкальной выразительности. Он подчеркнул восторженность звучания динамикой, темпом, тембрами и фактурой изложения.
· Дыхание
В I части хоровое дыхание берется по-фразно.
Во II части 1 предложение – цепное, а во 2м периоде по-фразно (на паузах).
Данное произведение составляет сложность и может исполняться хором с хорошо развитыми навыками. Это либо профессиональный хор, либо учебный хор с хорошей подготовкой.