Найти сходства и различия между взрослыми и подростками нам помогло интервью, которое мы провели среди своих сверстников и их родителей. Я предлагаю Вашему вниманию разобранные нами вопросы и наше сравнения ответов двух поколений. Также объяснения, составленные по нашему мнению, что влияло на ответы.
1.Какую музыку Вы предпочитаете?
Взрослые: 14 человек (50%) – рок, 4 человека (14%) – попса, 1 человек (4%) – электроника, 4 человека (14%) – классическая, 1 человек (4%) – русская эстрада, 4 человека (14%) – шансон.
Подростки: 11 человек (39%) –рок, 6 человек (21%) – попса, 2 человека (7%), 2 человека (7%) – классическая, 6 человек (21%) –русская эстрада, 1 человек (4%) – шансон.
Половина опрашиваемых взрослых предпочитает рок другим жанрам музыки. По моему мнению, это связано с расцветом этого направления в 70-90-х гг. Преобладающая часть подростков также выбрала рок, но при этом немалая – попсу, русскую эстраду. Опять же у меня есть мнение на это счёт. Почему рок? Рок в наше время имеет большое разветвление на подтипы (например, поп-рок, метал, панк-рок, рок-н-ролл), что расширяет аудиторию, которая может найти что-то по душе. Попса – незамысловатые песни, что расслабляют наш мозг, к тому же они хорошо подходят для танцев. С русской эстрадой немного сложнее. Её выбрали шутники, ведь в наше время русская эстрада славится примитивностью.
Я была приятно удивлена тем, что рок ценится в наше время больше, чем попса. Это можно считать сходством между поколениями.
Хотела бы выделить и нашу ошибку в этом вопросе: мы не учли людей-меломанов. Им было тяжело определиться с одним ответом, поэтому некоторые отвечали больше 1, а иногда и 2 ответов, что значительно усложнило нам работу.
|
2.Какой жанр фильмов Вы предпочитаете?
Взрослые: 0% - ужасы, 10 человек (36%) – комедия, 5 человек (18%) –триллер, 3 человека (11%) – драма, 10 человек (36%) – приключения.
Подростки: 6 человек (21%) – ужасы, 9 человек (32%) – комедия, 4 человека (14%) – триллер, 3 человека (11%) – драма, 6 человек (21%) –приключения.
Этот вопрос, как и предыдущий, надо рассматривать, принимая во внимание вкусы человека. Но есть то, что, по моему мнению, доказывает различие взрослых и подростков - ужасы. Именно этот жанр никто из взрослых не выбрал, в то время как 21% подростков выбрал именно его. Как мне кажется, этому можно найти биологическое объяснение. Адреналин. Ведь при просмотре фильмов ужасов человек испытывает страх, который способствует выбросу этого гормона в кровь.
В то же время организм взрослого человека не нуждается в нём, поэтому преобладающая часть респондентов (взрослых) выбрала комедию и приключения. Многие подростки также выбрали комедии. Приятные, положительные эмоции, полученные от комедий, помогают человеку стать более трудоспособным и здоровым. Опять же сходство.
3.Как Вы проводите свободное время?
Взрослые: 5 человек (18%) – с друзьями, 8 человек (29%) – дома, 13 человек (46%) – с семьёй, 1 человек (4%) – слушая музыку, 1 человек (4%) – читая книги.
Подростки: 7 человек (25%) – с друзьями, 10 человек (36%) – дома, 3 человека (11%) – с семьёй, 6 человек (21%) – слушая музыку, 2 человека (7%) – читая книги.
Почти половина взрослых предпочитает проводить время с семьёй. Для меня это не удивительно, ведь нет ничего приятнее для родителя вернуться с работы в круг своей семьи. К сожалению, хоть подростки, большая часть, и любят проводить время дома, но больше без семьи. Частично я могу понять их ответ: иногда родители досаждают вниманием, ведь для них нет ничего важнее, чем ребёнок.
|
Опять же есть недочёт в этом вопросе, точнее в ответах. Что значит ответ «дома»? Каждый понимал по-своему, из-за чего ответы немного не такие, как могли бы получиться.
4. Вы любите проводить время в кругу семьи?
Взрослые: 17 человек (61%) – да, 1 человек (4%) – нет, 9 человек (32%) – скорее да, чем нет, 1 человек (4%) - скорее нет, чем да.
Подростки: 10 человек (36%) –да, 2 человека (7%) –нет, 10 человек (36%) – скорее да, чем нет, 6 человек (21%) – скорее нет, чем да.
Результаты этого вопроса были тоже очевидны, ведь он вытекает из предыдущего. Больше половины взрослых любит быть в кругу семьи, что даже своё свободное время проводят с родными.
С подростками другая картина. По результатам видно, что они неохотно проводят время с семьёй, но в то же время не против её общества.
5.Любимый предмет в школе?
Взрослые: 5 человек (18%) – математика, 6 человек (21%) – русский язык, 8 человек (29%) – биология, 0% - химия, 1 человек (4%) – физика, 8 человек (29%) – география.
Подростки: 12 человек (43%) – математика, 2 человека (7%) – русский язык, 2 человека (7%) – биология, 8 человек (29%) – химия, 3 человека (11%) –физика, 1 человек (4%) –география.
Не знаю точно, с чем связано, но взрослые в школе любили больше гуманитарные науки (вернусь ещё к этому в анализе самого вопроса), при том, что в наше время большее предпочтение отдаётся точным наукам. Но я могу предположить: связано это с процветанием и актуальностью данных предметов.
|
Это один из вопросов, ответы на которые очень плохо составлены. Многим взрослым было нечего ответить, ведь, например, им нравились история, литература, английский язык. К тому же были и те, кто выделял отдельно алгебру и геометрию (как среди взрослых, так и подростков), ничего не любили или относились нейтрально ко всем предметам. Недостаточное количество вариантов ответа на этот вопрос является его минусом.
6.Как часто Вы читаете книги?
Взрослые: 1 человек (4%) –никогда, 5 человек (18%) – редко, 10 человек (36%) – иногда, 12 человек (43%) – часто.
Подростки: 2 человека (7%) – никогда, 7 человек (11%) – редко, 12 человек (43%) – иногда, 7 человек (11%) – часто.
Взрослые, как я и думала, очень часто читают, что объясняет их огромный багаж познаний о мире. Такой же процент у подростков читает книги иногда. Это вполне понятно, ведь мы привыкли, что у нас есть быстрый доступ к информации, которая нам нужна. К тому же появились отличные "книгозаменители", такие как фильмы, сериалы, игры, которые отлично занимают наше свободное время. Не согласиться сложно, что во времена технического прогресса, расцвета кино, игровых и музыкальных индустрий кто-то сможет отказаться от такого времяпровождения. Если бы родители в нашем возрасте познакомились с такими "книгозаменителями", то ответы были бы схожи.
7.Ваше хобби?
Взрослые: 6 человек (21%) – рисование, 2 человека (7%) – пение, 3 человека (11%) – музицировать, 17 человек (61%) – другое.
Подростки: 4 человека (14%) –рисование, 3 человека (11%) – пение, 4 человека (14%) – музицировать, 17 человек (61%) – другое.
Я на самом деле не знаю, как можно оценивать этот вопрос, ведь он самый неудачный из всех: будучи с вариантами ответов, он неграмотно даёт выбор. Это наша оплошность. Некоторые называли любое из первых трёх, чтобы не придумывать своё. Следовало описать направления различных хобби. Но, чтобы не убирать данный вопрос, мы попросили указать это другое.
Подростки чаще выбирали спорт, компьютерные игры, учёбу (чтение). Взрослые - фитнес, чтение, готовку и другие домашние дела. На наш взгляд, разница выбора обусловлена возрастом.
8.О чём Вы мечтаете? / О чём Вы мечтали в школе?
Подростки: желание хорошей жизни, светлого будущего, успешной сдачи экзаменов и поступления в ВУЗ. К сожалению, последние желания встречались в ответах людей, несерьёзно отвечающих на весь наш опрос. Ирония слишком крепко въелась в современное поколение. Но, отталкиваясь от этих ответов, можно обратить внимание на одну особенность: подростки мечтают либо о вполне приземленных вещах, касающихся их школьной жизни, либо, наоборот, об абстрактном благополучии в далеком будущем. Почему же существует эта некая абстракция? Почему мечты подростком менее конкретны? Всё связано с тем же развитием технического общества. Сейчас появляется множество разветвлений в тех же профессиях, некоторые вымирают, а может быть и исчезнут через пару лет, расширяется назначение умных машин, то есть некоторые работы уже выполняют механизмы вместо людей.
Взрослые: желания об окончании школы и работе, о свободе и интересных профессиях. Взрослые, в отличии от подростков, отвечали честно и серьёзно, а их цели были конкретными, о будущем, которое будет связано с любимой работой.
Возможно, это различие связано с временем, в котором жили наши родители, советское время, когда работа – то, что уважалось в семье. Время изменилось, ценности тоже, как следствие, и мечты у молодых людей изменились. Скорее всего родители и не думали, что когда-нибудь появятся биоинженеры, архитекторы медоборудования и другие смешения двух разных направлений.
9.Что приемлемо и неприемлемо вообще в нынешнее время? / Что было приемлемо и неприемлемо вообще?
Ещё один неудачный вопрос, который многие не смогли понять. Каждый понимал по-своему: кто-то, отталкиваясь от общественного порядка, а кто-то, опираясь на своё личное суждение. А кто-то так и не смог ответить.
Но тут мнение двух поколений, большей частью, сошлось на том, что приемлемо всё, что не запрещено законом, а неприемлемо нарушать те принципы и правила, что устоялись за многие годы.
10.Какие у Вас кумиры? / Какие кумиры были у Вас в период Вашего подросткового возраста?
Подростки: у половины опрашиваемых кумиров нет, у другой – это актёры, спортсмены, учёные.
Взрослые: кумирами у них являлись певцы, музыкальные группы.
Тогда песни были с посылом, мыслью, поэтому подростки, слушая их, признавали певцов как кумиров своих. Хоть и сейчас существуют музыкальные группы, что несут в своих песнях какие-то важные цели и идеи, но такие группы правительству нет смысла продвигать в массы, что вполне очевидно. Именно эти темы и интересуют молодое поколение сейчас, но у них нет доступа к ним.
11.Каково Ваше отношение к современному искусству?
Подростки: на удивление большинство подростков не интересуется современным искусством. Возможно, оно потеряло уже какой-то смысл, не несёт никакой идеи, ничего не представляет из себя. Но это спорное утверждение, представлено лишь моё субъективное мнение, мнение подростка. (Почему?)
Взрослые: большинство опрошенных относится к современному искусству отрицательно. Часть из них объяснила почему: они его не понимают.
Тогда вопрос: для кого создаётся современное искусство? Но это уже не наша тема.
12.Какие у Вас взаимоотношения со сверстниками? / Какими были Ваши подростковые взаимоотношения?
И у подростков, и у взрослых нет и не было проблем в общении со сверстниками (за редким исключением). Это вполне логично. Хотя подростки жестоки, группируются, чтобы было легче унижать других, но этим другим никогда не хватит сил признаться в этом.
13.Что Вы думаете насчёт введения гаджетов в нашу жизнь? Хорошо это или плохо?
Подростки: несмотря на якобы очевидно, т.е. «хорошо», был немалый процент тех, кто видит в этом и отрицательное. Может быть, они сами понимают это или считаю так из-за навязанного мнения общества.
Взрослые: родители отнеслись к этому спокойно, некоторые признают полезность, но большая часть всё равно относится негативно к введению технологий. Это и объясняет различные ответы, но видно было, что старшее поколение колеблется отвечать однозначно.
Несмотря на стереотипы, что взрослые против гаджетов, а дети – за, два поколения придерживаются позиции, что во всём есть и плохое, и хорошее.
14.Отношение к старшим в нынешнее время? / Отношение к старшим в период Вашего подросткового возраста?
Подростки: явно уважают, но рассуждают о том, что взрослые часто лезут к ним, «когда не нужно». Ответы расплывчаты, похожи на сочинения. Это связано с тем, что у нас свежий опыт общения с родителями в подростковом возрасте. Конечно, мы помним всё.
Взрослые: без колебания – уважение. Это похвально, но, скорее всего, понимание этого пришло с возрастом.
Каждый человек склонен обижаться, вот почему подростки пишут сочинения-рассуждения, состоящие лишь из перечисления тех ситуаций, когда им «не разрешили погулять, потому что надо сделать домашнее задание». Вот здесь совсем не понимаю, о чем речь.
Обида детская, несерьёзная. Родители могли забыть, но мы явно одинаково относимся к взрослым: любим и уважаем. Да, времена изменились, ценности сменились, отношение к старшим стало более смелым, что хорошо и плохо одновременно.
Хорошо: возможность дружеского, доверительного отношения к старшим (родителям).
Плохо: слишком развязное поведение к взрослым, забывая, что они старше и имеют большой жизненный опыт за спиной.
Хочу подвести некий итог: во время наших интервью, мы получили массу положительных эмоций (и мы, и родители). Взрослые с удовольствием вспоминали свою юность, шутили и обсуждали. Подростки вообще с иронией отвечали на вопросы. Мы не так уж сильно отличаемся: единственно наше отличие, которое останется неизменным, - наш возраст. Родителям стоит доверять побольше детям, насильно не лезть к ним в жизнь, войти в их положение, ведь каждый родитель был таким же, уже пережил этот этап своей жизни. Поэтому подростки должны интересоваться этим этапом у старших: они помогут, да и к тому же им будет приятно, как и каждому человеку, рассказать о себе. Вы душевно поговорите, и это принесёт обеим сторонам положительные эмоции.
Заключение
Подтвердилась ли гипотеза
Что получилось выполнить из задач
Общие выводы
В итоге, у нас не только была подтверждена гипотеза, но и получились позитивные результаты. Возможно, у нас не получилось опросить то количество людей, которое мы предполагали, но свои задачи мы выполнили.
Работа над этим проектом помогла немного понять нам проблемы, которые мешают во взаимоотношениях взрослых и подростков. Конечно, есть те, которые никогда не исчезнут, но понимание того, что есть возможность избавится от некоторых, даёт шанс наладить эти отношения.
Список литературы
Отцы и дети