Индивидуальный проект
Тема: Жизнь и творчество С.А. Есенина
Дисциплина: Русский язык и литература
Группа: С1
Руководитель: Сурхаева З.С ()
Разработал: Гусейнов И.М ()
Работа защищена (дата)
с оценкой
г. Каспийск, 2018 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Жизнь С. Есенина………………………………………………………………….4-5
2. Творчество С.Есенина …………………………………………………………….6-7
3. Основная тема лирики С. Есенина………………………………………………..8-10
4. Смерть С. Есенина…………………………………………………………………11-12
ЕСЕНИНА СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1895-1925)
Введение
Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально- бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Жизнь С.Есенина
В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году).
|
В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх, российской актрисой, будущей женой режиссёра В. Э. Мейерхольда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты — Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды[12]. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница[13], и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист. В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.
В 1920 году Есенин живёт дома у своего литературного секретаря Галины Бениславской. Их периодические личные отношения продолжались вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.
В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца[14]. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке[15]. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга Колобова[16] — ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд, Бухару и Полторацк (нынешний Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств бóльшая часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте.
|
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан[17], на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США[6]. Несмотря на скандальный антураж пары, литературоведы полагают, что обоих сближали и отношения творчества[18]. Тем не менее, их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву.
В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?»[19][20]. Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась[21].
12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. Александр Есенин-Вольпин умер в США 15 марта 2016 года в возрасте 91 года[22].
|
18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.
Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.
Творчество С. Есенина
Сергей Александрович Есенин – замечательный русский поэт-лирик. Родился он в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Окончив церковноприходскую школу, Есенин весной 1912 г. отправился в Москву, надеясь познакомиться там с литераторами и напечатать свои стихи. В Москве юный поэт вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, где объединились начинающие рабоче-крестьянские писатели. Здесь он подружился с рабочими из типографии Сытина и с их помощью устроился на работу корректором.
Подъем революционного движения после Ленского расстрела Есенин встретил в рабочей среде, участвовал в массовках и собраниях, за что дважды подвергался полицейскому обыску. В 1913–1914 гг. он как вольнослушатель посещал лекции в народном университете Шанявского, с увлечением читал Белинского, Некрасова, Чернышевского и продолжал писать стихи. С первых шагов в литературе Есенин был замечен как самобытный талантливый русский поэт. В 1915 г. после встречи с ним А. Блок записал в дневнике о его поэзии: «Стихи свежие, чистые, голосистые...»
В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины порождала тоску и боль в его сердце и поэзии: Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
(«Русь»)
Искренняя любовь к родной земле, выразившаяся в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, неповторимое, есенинское звучание, которое мы всегда различим в музыке русской лирики.
В поэзии Есенина подлинно русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет»:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
(«В хате»)
Основные темы в лирике С.Есенина
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Время творчества Есенина - время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. В лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна. "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Произведения, написанные Есениным во время революции и гражданской войны ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя родина, я - большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени: Вижу вас, злачные нивы, С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей. Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль" Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. Космические мотивы "Космос" - (от греч. порядок, мироздание) в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная. У С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля). К первому - верхнему миру - относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу - среднему - относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны. Выйдя из дома и отправившись в путешествие, лирический герой также ощущает свою связь со вселенной. Здесь вступает в силу " закон микрокосма и макрокосма". Человек - своего рода микрокосм, со всеми своими ощущениями, впечатлениями. Эти впечатления он получает из взаимодействия с природой, с другими людьми, то есть из макрокосма: Хочу концы земли измерить, Доверясь призрачной звезде. Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Например, в стихотворении "Песнь о собаке" автор показывает боль животного, его страдания посредством космических мотивов. В произведениях на революционную тематику Есенин вновь обращается ко "вселенскому" пространству, пытаясь понять и переосмыслить происходящие события. Родная природа для Есенина - это вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как и пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зелёное вымя сосёт. Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность и выразительность. Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему – тему Родины. Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зелёный цвет; сам поэт говорил: «Россия! Роса и села и синее что-то…». Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революция. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна». «Язык сограждан стал мне чужой, В своей стране я словно иностранец». Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:Воскресенье сельчанеУ волости, как в церковь, собрались…(«Русь советская»)И вот сестра разводит Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»… («Возвращение на Родину»). Поэт и поэзия. Есенин воспринимает своё творчество, как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остаётся в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенин пишет: Поэтому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Любовь. У раннего Есенина – это единственное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой:Зеленая причёска, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? 1917-й год становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине»). Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви («Заметался пожар голубо…»). Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделённой, несчастной, безответной любви. Любовь – это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Не жалею, не зову, не плачу...”. Смысл их и основные идеи сходны: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком...
Смерть Есенина
Самым опасным было то, что в результате постоянного перенапряжения сил начали обнаруживаться признаки душевной неуравновешенности Есенина. В нем стала развиваться крайняя мнительность: он постоянно ощущает угрозу заболевания неврастенией, грудной жабой, скоротечной чахоткой, ему кажется, что за ним следят, даже покушаются на его жизнь, у него начинают появляться болезненные фантазии. В медицинском заключении психиатрической клинике Московского университета от 24 марта 1924г. говорилось, что он «страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием, выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и навязчивых мыслей и влечениях». Близким человеком, другом, товарищем, помощником стала Бениславская для Есенина. Участие Бениславской в судьбе Есенина особенно возросло в 1924 – 1925 годах. Во время частых отлучек Есенина из Москвы Бениславская ведала всеми его литературными делами: публиковала его произведения в периодической печати. С огромным интересом относилась Бениславская к каждому новому произведению Есенина, высказывала ему свои мнения о них. Ее оценки носили нелицеприятный характер, и Есенин считался с ними. Во время своих отъездов из Москвы Есенин узнавал все литературные новости главным образом от Бениславской, которая интересовалась современной литературой и хорошо разбиралась в ней. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз – в Константиново. Горячо любимая поэтом природа, для которой он всегда находил яркие, радостные краски и тона, все чаще в его стихах становится мрачной, печальной и зловещей:
Снежная равнина, белая луна,
Саванном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Появляются мысли о том, что кончилась творческая пора, иссякли поэтические силы, поэту начинает казаться, что «Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор». Неверие в собственные силы было самым страшным для Есенина. Но и в этом тяжелом состоянии Есенин еще боролся с самим собой. В минуты просветления он выражал надежду, что справится с положением, в которое попал. Стремясь вырваться из мрака, окружавшего его, он пытался переломить течение событий, решительно переломить жизнь.
В очередной раз пытается начать семейную жизнь, 18 сентября 1925 года был зарегистрирован брак Есенина и Софьи Андреевны Толстой (внучкой Л.Н. Толстого). За короткую совместную жизнь с Есениным Толстая сделала многое: она стремилась оторвать Есенина от нездоровой среды, наладить семейный очаг. И все же их совместная жизнь не ладилась. Видно, не просто было Есенину привыкать к новому, упорядоченному быту. И поэтому брак распадается. Его отъезд из Москвы похож на побег. Он торопливо собирает вещи, телеграфирует своему ленинградскому другу В. Эрлиху «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград». Еще в Москве было решено, что к Есенину в Ленинград переедут сестры. Для того чтобы всем обосноваться, Есенин и просил найти две-три комнаты. Прибыв в Ленинград 24 декабря, Есенин с вокзала заехал к В. Эрлиху и, не застав его дома, оставил записку, на обороте которой написал веселый экспромт. Да, действительно он ехал в Ленинград жить, а не умирать. Однако все то, что вселяло надежду, желание верить в будущее поэта, что вызывало радость истинных друзей, рухнуло в ночь с 27 на 28 декабря. Этой ночью Есенин покончил жизнь самоубийством в гостинице «Англетер». Он повесился на трубе парового отопления, не сделав из веревки петли, а обмотав ее вокруг шеи. Одной рукой он держался за трубу, - может быть, в последние мгновения у него еще мелькнула мысль о жизни. Но было уже поздно. Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков.
Трагическая смерть поэта, безусловно, была связана с его неуравновешенным душевным состоянием. Она произошла в один из жесточайших приступов меланхолии и пессимизма.
Заключение
Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души; она помогает человеку в самые трагические минуты его жизни. Поэзия ведет вечный бой за Человека! Великие художники – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину». «Большое и дорогое мы все потеряли. Такой это был органический ароматный талант, этот Есенин, вся эта гамма простых и мудрых стихов – нет ей равного в том, что у нас перед глазами» – писал Александр Серафимович о своем друге. Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе. «Свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте. Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на разных языках, например: грузинском и казахском, молдавском и узбекском.
Восхищение Есениным звучат в словах литовского поэта Юстинаса Марцинкявичюса: «Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца». Наполненная любовь к людям, к человеку, к красоте земной земли, проникнуться душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и управлению мира во всем мире. Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей степени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта – страну октябрьской революции, первую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний.
Список используемой литературы
1. Избранные стихи - М.: «Огонек», 1925
2. «Березовый ситец» – М.:, ГИЗ, 1925
3. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха – 1979
4. С. Есенин. Стихотворения и поэмы – 1988
5. С. Есенин. Собрание сочинений в пяти томах: Т 1-Ш, художественная литература – 1966-1967