Тема урока: Творчество Радиона Щедрина




Тема урока: Опера. История оперы.

Цель урока: Познакомить учащихся с зарождением оперы, с его содержанием.

Ход урока

Орг момент

Опрос дом задания

Опера – (с итальянского – труд, дело, сочинение) – это, как и балет, большое театрально-музыкальное произведение, которое исполняется только на сцене театра. Это жанр синтетический, появившийся из содружества различных искусств: музыка, танец, поэзия, живопись, театр (игра актеров). Опера родилась около 400 лет назад, в Италии. Эту страну называли bel canto, что означает прекрасное пение.

Из чего состоит опера? Прежде всего, композитору необходимо либретто (с итальянского «книжечка») - это полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Сочиняют либретто поэт или драматург обычно вместе с композитором.

В поисках сюжетов, для своих опер, композиторы обращаются к художественной литературе (мифам, сказкам, поэмам, повестям, романам, летописям.) Отсюда и жанр оперы, например сказочная опера «Снегурочка» Римского-Корсакого по сказке А.Островского; историческая народная драма «Иван Сусанин» Глинки – исторические события; лирическая опера «Евгений Онегин» Чайковского роману в стихах Пушкина – о любви; бытовая «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Далее композитор пишет партитуру.

Опера обычно состоит из нескольких (3-х, 4-х) действий или актов, которые в свою очередь состоят из 2-х, 3-х картин. Перерыв между действиями называется – антрактами. Опера иногда открывается увертюрой, интродукцией, т.е. вступление, введение.

Основу составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.

а) сольный номер – соло (один) – это музыкальная характеристика героя. Ария, монолог, речитатив, каватина, песня, романс.

б) ансамблевые (с французского – «вместе») – это музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами: дуэт -2, трио -3. квартет – 4, квинтет-5.

в) хор – певческий коллектив (женский, мужской, смешанный, детский). Хор в опере – коллективное действующее лицо оперы или «комментатор».

Родиной оперы является Италия. С древних времен итальянцы славились своими прекрасными голосами и изумительными песнями, во все времена в Италии были популярны народные представления с музыкой и танцами, особенно знамениты были «майские празднества». Очень много было поклонников в Италии и у «священных представлений», в которых ставились театральные действа с музыкой и танцами на библейную тематику. И во время эпохи Возрождения (Ренессанса), время расцвета всех искусств - родилась опера.


 

21.05.19

Тема урока: Бах Иоганн Себастьян

Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством композитора, любовь к предмету.

Ход урока

Организационный момент

Опрос домашнего задания

Бах Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист.

Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.

К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).

Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.

В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).

Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга.

В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.

Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.).

Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге, где жил постоянно с момента переезда туда.

Современники ценили творчество Баха, однако масштаб его дарования был осознан лишь спустя полвека после смерти композитора.


 

21.09.2019

Тема урока: «Могучая кучка»
Цели: Познакомить учащихся с Бала́киревским кружком «Могучая кучка».
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Опрос дом задания:

-Развитие русской музыкальной культуры 19\2 века.

«Могучая кучка» (а также Бала́киревский кружок, Новая русская музыкальная школа или, иногда, «Русская пятёрка»[комм. 1]) — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906).

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других — Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т. д.).

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова переместился в классы Петербургской консерватории, а также начиная с середины 1880-х годов и в «беляевский кружок», где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером, а затем с началом XX века разделил своё лидерство в составе «триумвирата» с А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым и чуть позднее (с мая 1907 года) Н. В. Арцыбушевым. Таким образом, за вычетом балакиревского радикализма «беляевский кружок» стал естественным продолжением «Могучей кучки»


 

 

21.05.2019

Тема урока: Творчество Радиона Щедрина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: