Демонстративный нигилизм




В качестве основных признаков этого психологического син­дрома можно назвать следующие:

♦ Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. Иногда оно проявляется не столько во внешнем виде и манерах, сколько в декларировании крайне воинствен­ных взглядов и мнений (обычно не особенно оригиналь­ных).

♦Яркая демонстративность.

♦ Выявляемое в обследовании отсутствие подлинных анти­социальных или асоциальных установок. Высокая кон­формность (противоречащая якобы неконформному поведению).

Гиперсоциальность

В подростковом возрасте психологический синдром позитив­ного самопредъявления имеет тенденцию сменяться гиперсоци­альностью. Она характеризуется самосознанием «образцового члена общества »(основная особенность психологического про­филя) и внешне высоко конформным поведением (основная осо­бенность деятельности) (см. рис. 9). Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элемен­тов демонстративного нигилизма.

 

 

 
 

 


Рис. 9. Схема развития гиперсоциальности

Подростки с гиперсоциальностью редко попадают к психо­логу, так как обычно и общество, и родители только привет­ствуют установку на гиперсоциальное поведение. Однако в некоторых случаях возникают проблемы, связанные с попыт­кой ребенка адаптироваться не к тем слоям общества, которые принимаются его родителями. Например, подобные проблемы могут возникнуть в ситуации эмиграции.

Марине Д. 12 лет. Родители обратились за консуль­тацией с жалобой на то, что они не имеют контакта с девочкой и не могут влиять на ее установки и пове­дение. Семья два года назад эмигрировала из России в Израиль. Родители Марины общаются только с дру­гими эмигрантами из России. Сама Марина, напротив, с самого начала жизни в стране пыталась контактиро­вать с коренными израильтянами. Примерно через год ей удалось войти в компанию, где она была единствен­ной эмигранткой. Этот успех побудил ее окончатель-

но прекратить контакты с какими-либо эмигрантами из России.

Марина говорит только на иврите и пытается запре­щать родителям говорить по-русски на улице и в публич­ных местах. Поскольку они почти не говорят на иврите, практически она запрещает им говорить вообще. В ре­зультате они почти никуда с ней не ходят. Марина любит ходить в гости к своим израильским подругам, но к себе их не приглашает, поскольку стесняется своей квартиры и своих родителей.

Во время общения с психологом Марина утверж­дала, что плохо помнит русский язык, поэтому об­следование проводилось на иврите. Однако периоди­чески приходилось давать пояснения на русском языке, который в действительности девочка знает намного лучше, чем иврит. Обследование показало, что у Марины высок уровень демонстративности. Самооценка снижена. Проявляются конформные ус­тановки. Имеется представление о превосходстве коренных израильтян над эмигрантами, побуждаю­щее девочку бороться за статус «настоящей израиль­тянки». Эти попытки встречают полное одобрение в группе, к которой она принадлежит, но препятству­ют общению с эмигрантами (прежде всего, с ее соб­ственной семьей).

Гиперсоциальность

Вывод о том, что у подростка имеется психологический син­дром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей:

♦ Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни.

♦ Принятие установок и ценностей общества (конформность).

♦ Повышенный уровень демонстративности (повышение мо­жет быть не особенно сильным).

Рекомендации

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫСАМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

Прежде всего, к детям с разными формами самопредъявле­ния полностью применимы все «симптоматические» рекомендации, относящиеся к повышенной демонстративности. Одна­ко имеются и дополнительные специфические моменты.

При негативном самопредъявлении основной принцип об­щения с ребенком — это четкое распределение, регуляция вни­мания к нему по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное — заме­чать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганс­кими выходками. Если же начинаются такие выходки, то лю­бые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмо­циональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно-эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста » — это фактически не наказание, а поощрение, под­крепляющее асоциальные способы привлечения взрослых. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение. Если же еще и дадут подзатыльник в серд­цах — это уже явная победа над педагогическими принципами взрослых, да и над ними самими. Основной способ наказать «не­гативиста » за его проделки — это лишить его общения. А главная награда — это любящее, открытое, доверительное общение в те минуты (часы), когда ребенок спокоен, уравновешен и делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без вни­мания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмо­циональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор — выключить его, вынуть шнур или предохранитель и спрятать, ска­зав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т. п.

Взрослые должны быть готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения приведет, скорее всего, не к сниже­нию, а к взрыву негативизма. На этом этапе ребенок обнару­живает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался внимания, вдруг перестали действовать. Первое, что он пытается сделать, — это «проломить стену лбом»: усилитьте средства воздействия на взрослых, которые до сих пор были столь эффективны.

Очень важно помнить, что ребенка с высокой демонстратив-ностью ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания. Он обязательно найдет те или иные способы его привлечения, и они могут оказаться гораздо хуже, чем все, что было до тех пор. Внимание, заинтересованность, эмоционально насыщенное обще­ние, — все это должно быть предоставлено ребенку в те (возмож­но, редкие) промежутки времени, когда он ведет себя хорошо или хотя бы несколько лучше, чем обычно. Скандал, устроенный им пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было.

Итак, во время скандала — холодность и равнодушие, чуть позже — тепло и внимание. Только ни в коем случае не следу­ет устраивать сцен примирения, прощения и т. п., иначе может закрепиться ритуал: скандал — примирение. Прежние наруше­ния должны быть именно забыты, они больше не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Если за них было наложено какое-либо наказание, то оно не должно отменяться (разве что ребенок совершит уж совсем выдающийся подвиг — например, по собственной инициативе вымоет полы в квартире).

Если у ребенка имеется психологический синдром позитив­ного самопредъявления, но в отдельных сферах (например, в семейных отношениях) самопредъявление негативно, то под­ход к нему в таких случаях должен быть тем же самым.

Подобный же подход применим и к ребенку с демонстратив­ным нигилизмом. Главное, что тут требуется от родителей, — это не придавать значения проявлениям подростка, рассчитан­ным на эпатирование окружающих. Если его провокации будут оставлены без внимания, то со временем они прекратятся.

 


 

4.6. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ И ОТВЕРЖЕННОСТЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: