Социальная дезориентация




Этот психологический синдром возникает в результате рез­кого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая при­чина такого изменения — поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад, поэтому у них социальная дезориентация встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано пе­реездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изме­нение условий жизни, тем более вероятно возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою оче­редь, определяется степенью различий между прежним и но­вым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориен­тации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех де­тей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к соци­альным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраи­ваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые тре­бования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам един­ственное, что ребенок замечает, — это отмену тех или иных ог­раничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией недифференцирована, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.

Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, ванда­лизм и т. п.), что составляет основную особенность деятель­ности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше «запутывает» ребен­ка, усиливая его дезориентированность. Схема развития соци­альной дезориентации представлена на рис. 10.

 
 

 

 


Рис. 10. Схема развития социальной дезориентации

Благодатной почвой для социальной дезориентации стано­вятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперак­тивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность — это склонность к совершению необдуманных действий. Их причиной становят­ся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и само­контроль отсутствуют (или, по меньшей мере, недостаточно сформированы). Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, так и педагоги­ческих просчетов (избалованности, чрезмерной опеки). При­ведем пример.

Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жа­лобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использо­вал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге окончились бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чу­жих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, по сча­стью, существенного урона). Последнее его «прегреше­ние» состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря – хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Историю с изрезанным сви­тером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере – вот ему и стало интерес­но вырезать из него кусочек. Все попытки выяснить у Борипричины его проступков наталкиваются на реакцию типа: «так вышло», «так получилось», «не знаю, почему». В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ру­гают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего осо­бенного не делает – он такой же, как все.

Психологическое обследование показывает, что ин­теллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чувствитель­ность к социальным нормам, а главное – отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости раз­ных норм. Для него рядоположены правила типа «нельзя вертеться на уроке» и «нельзя бить палкой по голове од­ноклассника за то, что он тебя дразнил».

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детс­кий сад его не отдавали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребен­ка с социальной дезориентацией – это не сознательное на­рушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: «Это делать можно, а этого – нельзя». И они старательно объясняют: «Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой свитер...». Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают неразбериху, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила – основные, главные, а какие – второ­степенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из пра­вил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и про­исходит Борино недоумение по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят — нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родите­ли или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (т. е. уничтожении или повреждении мате­риальных ценностей), мелком воровстве и т. п. При обследова­нии часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экст­раверты (т. е. дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем, у них, как правило, обнаруживается недостаточность меж­личностных связей и их поверхностность. Это объясняется неуме­нием строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социаль­но дезориентированным ребенком, склонен объяснить происхо­дящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители та­ких детей сами недостаточно хорошо ориентируются в социаль­ной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспи­тан. У него не сформирована одна из важнейших психологичес­ких способностей: чувствительность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: