Изучение литературы и отбор фактического материала




 

Изучение литературы при подготовке бакалаврской работы необходимо начинать с общих источников, для того чтобы получить обобщенное представление о выбранной теме.

Изучение научной литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

– общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

– беглый просмотр всего содержания;

– чтение в порядке последовательности расположения материала;

– выборочное чтение какой-либо части произведения;

– выписка представляющих интерес материалов;

– критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей бакалаврской работы.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить на части, каждую из которых продумать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Отбор научных фактов - не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы. Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. На их основании определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы. При отборе фактов надо быть научно объективным.

Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным проблемам, – все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность.

В числе источников большое место занимают научные статьи. Теоретическая статья в области гуманитарных наук насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь важное значение имеет позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретнее изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении.

Подобно статьям различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.п.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются научная мысль, меняется общественное сознание.

Отобранный фактический материал тщательно регистрируется путем записи результатов исследования литературных источников при этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно было найти.

Структура и содержание бакалаврской работы

 

Являясь итоговой квалификационной работой, бакалаврский проект оценивается не только по теоретической научной ценности, актуальности темы, но и по уровню подготовки этой работы, что, прежде всего, находит свое отражение в ее структуре.

По содержанию и форме бакалаврская работа должна соответствовать ГОСТу 7.32-2001 на общие требования и правила оформления научно-исследовательских и проектных работ.

Бакалаврская выпускная квалификационная работа включает:

Титульный лист

Реферат

Содержание

Обозначения и сокращения

Введение

Главы основной части

Заключение

Список использованных источников

Приложения (таблицы, схемы, рисунки, графические материалы и т.д.), объем которых более чем одна страница.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей бакалаврской работы и заполняется по строго определенным правилам (приложение 3).

Реферат

Реферат должен содержать библиографическое описание бакалаврской работы с указанием наличия иллюстраций, таблиц, приложений, количества использованных источников. Далее приводится перечень ключевых слов и текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов и словосочетаний из текста бакалаврской работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова даются в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые,

Текст реферата должен в кратком виде содержать цель и объект бакалаврского исследования, метод или методологию проведения работы, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения, эффективность или значимость работы,

Для создания текста реферата удобно использовать словесные клише, которые облегчают работу по созданию реферата. Так, для описания цели и задач работы используются выражения:

Цель настоящей бакалаврской работы…

Целью настоящей работы является...

Цель данной работы состоит в...

Настоящая работа имеет целью...

В задачу данной бакалаврской работы входит...

К числу основных задач исследования относятся...

Основная задача работы...

Для описания предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения можно использовать фразы:

Предлагаемая... форма... базируется на...

Предлагается такой метод..., при котором...

Предлагается один из методов...

Предлагается подход..., основанный на...

Новизну работы можно описать, используя выражения:

Особенность предлагаемого способа... состоит в...

Особенность... является... Отличительная особенность... состоит в... Отличительная черта предлагаемого метода... состоит... Рекомендации предложенных методов можно дать, используя выражения:

Система может быть рекомендована для....

Как..., так и … могло бы быть рекомендовано для...

Этот метод может быть рекомендован для...

... может найти применение для...

Образец оформления реферата приведен в приложении 4.

Приступать к написанию реферата лучше после завершения работы над бакалаврским проектом, когда работа уже готова.

Содержание

Оформление содержания, как структурного элемента работы, должно строиться по определенным правилам. В нем указываются все структурные элементы работы, начиная с реферата и заканчивая приложениями с указанием страницы начала каждого элемента (приложение 5). Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя,

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: