Баранова Сергея Сергеевича




Курсовая работа

студента 1 курса очного отделения

Научный руководитель:

Доктор исторических наук

профессор

Бабенко Василий Николаевич

 

 

Москва 2013

Содержание:

 

Введение

Глава I. Идеология как форма общественного сознания

Глава II. Истоки теории официальной народности

Глава III. Составные части теории официальной народности

§ 1. Православие

§ 2. Самодержавие

§ 3. Народность

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

Буржуазная модернизация России, продиктованная необходимостью противостоять растущей экспансии капитализма Запада, привела к тому, что общественно-политическая мысль правящей элиты, эклектичная и наполненная элементами заимствования, постепенно превратилась, по сути дела, в механический набор смешанных между собой как европейских просветительских, так и феодально-аристократических идей.

Такое положение дел образно обозначил Н.К. Михайловский, сравнив Россию с кухаркой, примеривающей старые шляпки своей госпожи (Европы). Справедливости ради нужно сказать, что, пережив «болезнь роста», к XIX в. русская мысль стала более самостоятельной. Переплавив достижения европейского гуманистического знания, она в лице своих лучших представителей уже ориентируется, прежде всего, на самостоятельные основы. Именно тогда возрождается идея «народности», ставшая чуть позже элементом знаменитой уваровской «формулы»: «православие, самодержавие, народность».

Феномен Российской империи первой половины XIX века – оживление общественной мысли. Либеральные движения и активизация консервативного лагеря, создание многочисленных кружков и салонов, хитросплетение судеб… никогда еще Россия не видела столь пестрой гаммы мнений общественных мыслителей. Дух скорого решения крестьянского вопроса – главной проблемы в масштабах всей империи – уже давно витал над государством и овладевал умами всех без исключения прогрессивных деятелей-философов и политиков. Только одни пытались приблизить этот момент, а другие, используя всевозможные средства, отсрочить на сколько это возможно, дабы не потерять своего положения. Почти тридцатилетнее царствование Николая I – эпоха реакции и попыток правительства укрепить свои позиции за счет идеологического давления и научного обоснования легитимности и безальтернативности власти монарха. И идеологическим подспорьем императора служила, безусловно, разработанная в те годы теория официальной народности.

Актуальность темы данной работы можно рассматривать в виде трех взаимосвязанных компонентов:

Во-первых, сформулированная графом С.С. Уваровым в конце 30 годов XIX века формула "православие, самодержавие, народность" стала основным источником в пропаганде принципов имперской государственной политики и широко использовалась вплоть до Февральской революции 1917 года.

Во-вторых, изучение теории "официальной народности" представляется крайне важным для правильной оценки многих ключевых проблем отечественной истории

В-третьих, русский политический консерватизм XIX – начала XX в. остается в настоящее время одним из наименее изученных историками-специалистами явлений. Нет обобщающих и систематизирующих трудов, освещающих данную проблему в комплексе.

Объект исследования. Объектом является политическая мысль первой трети XIX века.

Предмет исследования. Предметом исследования является теория «Официальной народности».

Цель работы – охарактеризовать российский консерватизм первой трети XIX века, в разрезе теории «Официальной народности», а задачи:

1.В сжатой форме охарактеризовать идеологию как форму общественного сознания

2. В сжатой форме отразить истоки теории «официальной народности»;

3. Рассмотреть составные части теории «официальной народности».

 

Прежде чем приступить к рассмотрению указанных проблем, связанных с доктриной «Православие – самодержавие – народность», по моему мнению, стоит охарактеризовать один из ключевых терминов моей темы – идеология.
По толковому словарю С.И. Ожегова «идеология» - система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.

Термин «идеология» впервые ввел в научный оборот Антуан Дестют де Траси. Как сотрудник Национального института, объединявшего наиболее способных ученых и философов, он пытался осмыслить возможные пути развития Франции. Занимаясь главным образом созданием новой программы национального образования, Дестют де Траси полагал, что эта программа должна основываться на науке об идеях. Такая мысль возникла у него как следствие увлечения идеями великих философов Просвещения — Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Пристли, Ламетри и др. Свое понимание идеологии он изложил в «Элементах идеологии» (1801). Д. Де Траси и его коллеги преследовали благую цель — создать науку, предметом которой были бы не просто идеи, но идеи истинные, на основе которых можно построить разумное общественное устройство. Д. де Траси придерживался субъективно-идеалистических взглядов, видел задачу философии в исследовании фактов сознания вне их связи с объективной реальностью[4](Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 60–69). Стремление создать новую науку об идеях — идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики — с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом — соотношение идеологии и науки, онтологическом — связь с практикой, политикой. Эта связь может быть апологетической или критической[5](Подробнее о возникновении идеологии см.: Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М., 2002. С. 7–8; Пащенко В. Я. Идеология евразийства. С. 30–41.).

В XIX веке зародился марксизм, ставший одним из самых значительных, обстоятельных и влиятельных социально-философских и экономических учений. Основатели марксизма внесли значительный вклад в осмысление проблемы идеологии, особенно на ранней стадии своего творчества. Маркс первым перенял понятие идеологии у его создателей — идеологов XVIII века, умело использовал его для разоблачения притязаний на власть со стороны буржуазии. Идеология, по Марксу и Энгельсу, это теоретическое выражение интересов и идей буржуазии, идей, используемых для сокрытия действительных властных отношений, для создания видимости компромисса и единения потенциально конфликтных групп — главным образом наемного труда и капитала. Отношения между классами преподносятся буржуазными идеологами как олицетворение всеобщей справедливости и свободы, как гарантии свободы личности и прав человека. Энгельс писал: «Идеология — это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и сознанием, но с сознанием ложным». Маркс и Энгельс понимали идеологию не только как учение об идеях, но и сами эти идеи, в которых так или иначе отражается реальная жизнь людей. Идеология — это идеальное, теоретическое отражение материальной жизни людей, которому соответствует массовое сознание и которое проявляется в различных формах.

Идеология как сознание общества широко рассматривается в работах русского социолога Питирима Сорокина. Под идеологией Сорокин понимал совокупность представлений, понятий, суждений и их комплексы: убеждения, верования, теории, «мировоззрение», свойственные членам общества. В понятие идеологии он включал как убеждения, теории, верования и т. д., только переживаемые и мыслимые про себя, так и проявленные вовне — словами, письменными знаками, рисунками, жестами и другими способами. «На объективном языке совокупность таких явлений можно назвать субвокальными и речевыми рефлексами человека» 12 (Copoкин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003. С. 483.)

Духовным цементирующим началом всякой идеологии является миф. Мифологичность есть направленность на непосредственное восприятие идеологических норм, стремление подменить собой реальность. Любая идеология стремится к тому, чтобы на основе ее идей и ценностей у человека была сформирована картина действительности, которая давала бы ему возможность непосредственно (не подвергая ничего сомнению, прежде всего, сами эти идеи) воспринимать окружающую действительность, внешние цели и задачи своей деятельности в масштабе общества. Классический пример мифологичности идеологии дают идеологии так называемых идеологизированных обществ, в которых идеология стремится занять главенствующее место в системе взглядов человека на мир, в системе общественных и индивидуальных ориентиров познания и деятельности.

В своей статье «Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет)» Л. Н. Киселева сделала попытку проиллюстрировать, как искусство способствовало цементированию официальной доктрины, упрочению ее в умах широкого круга подданных империи. Она считает, что создание национального гимна «Боже, царя храни…» в начале 30-х гг. XIX в. не случайно совпало по времени с провозглашением «триады», а ключевая роль в его создании принадлежит «карамзинистам», в частности, В. А. Жуковскому. Тот факт, что над одним из важнейших элементов государственной символики работали лояльные правительству люди, а сюжетная линия взята из истории и связана с государем и народом, подтверждает главную цель возникновения гимна. А именно необходимость подкрепить в головах людей патриотические чувства и любовь к царю, показать пример такой любви, стать фактом национального сознания. Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за спасение первого царя из дома Романовых – «избранного Михаила» – прославлялся в национальной опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», в создании которой также немалую роль сыграл Жуковский. Опера в купе с гимном служили довольно сильным аргументом в поддержку самодержавия. На мой взгляд, введение в оборот таких текстов в достаточно сложный для России период, когда монархия буквально «трещала по швам», было грамотным политическим актом и заслуживает должного внимания.

Любая идеология является, прежде всего, теоретическим выражением политических интересов определенных социальных групп. Идеология как способ оправдания или опровержения существующего порядка вещей лежит в основе любой политической философии. В целом, идеология рассматривается как сфера сознания, которая в рациональной форме выражает интересы социальных групп и служит для них руководством к действию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: