Как федеральное вмешательство реализуется в Российской Федерации




В Российской Федерации предусмотрен весьма широкий круг способов федерального вмешательства в осуществление государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации с целью обеспечения единства правовой системы: введение военного и чрезвычайного положения, применение разнообразных превентивных мер (вынесение предупреждения законодательному (представительному) органу субъекта Федерации, приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта Федерации), мер пресечения и иных мер ответственности, установленных федеральным законодательством: приостановление и отмена актов, вынесение главой государства предупреждения, роспуск, законодательного органа, отрешение высшего должностного лица (главы исполнительной власти) от должности и др.

Исходным положением следует признать безусловное право Федерации на применение всего комплекса мер защиты своего государственного, экономического и правового единства. Однако при не разработанности механизмов регулирования федеративных отношений любые, даже самые целесообразные и оправданные действия Федерации и ее властей по защите интересов единой государственности могут быть расценены и зачастую расцениваются как внеправовые. Обще федеративные, общегосударственные и общенациональные интересы заключаются в поддержании целостности государства, в утверждении единого суверенитета Федерации, сохранении общего экономического пространства, соблюдении однородности правового статуса человека и гражданина на всей территории страны. Вторым исходным положением выступает осознание того, что инструменты защиты интересов Федерации и санкции в отношении субъектов федеративных правоотношений должны быть четко урегулированы в законодательстве. Можно уверенно утверждать, что современное российское право не содержит необходимых механизмов, гарантирующих государственное и правовое единство страны.

Среди наиболее типичных нарушений федеральных правовых норм субъектами Российской Федерации следует выделить:

1. установление собственного права, зачастую вопреки решениям федеральных властей, определять государственную политику в области экономического, социального, культурного развития, природопользования, национальных отношений;

2. закрепление в региональном законодательстве права заключать и ратифицировать международные договоры, права на участие в международных отношениях, что нарушает требования федерального законодательства;

3. фактическое переподчинение себе региональных подразделений федеральных органов власти;

4. нарушение единства экономического пространства страны, установление препятствий движению капиталов и ресурсов;

5. провозглашение исключительного права собственности субъекта Федерации на ресурсы;

6. нарушение конституционных положений о свободе выбора гражданином Российской Федерации места жительства и о едином правовом статусе гражданина независимо от того, на территории какого субъекта Федерации он находится;

7. нарушение принципов избирательного права, выражающееся в установлении не предусмотренных Конституцией цензов пассивного избирательного права: оседлости, языкового, возрастного.

Сохранение ситуации, основанной на юридической безответственности субъектов федеративных отношений, не только чревато усилением дезинтеграционных центробежных тенденций, разрушением страны, но и будет препятствовать становлению в России демократических ценностей. Именно сильная центральная государственная власть сможет гарантировать каждому гражданину страны, в каком бы из ее многочисленных регионов он ни находился, полную защиту и соблюдение его прав и свобод.


 

Заключение

Институт федерального вмешательства является одним из элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации и субъектов РФ. Однако, утверждения ряда авторов о том, что он является признаком иерархически организованной вертикали власти, подчиненности органов государственной власти субъектов федерации федеральным органам государственной власти и представляет собой лишение субъектов федерации государственного статуса, представляются необоснованными. Так как применение мер федерального вмешательства возможно лишь вследствие установленного в судебном порядке нарушения органами государственной власти субъекта РФ конституционно-правовых норм, что не обязательно в условиях иерархической структуры органов, и недопустимо в случае осуществления субъектом РФ государственной власти в пределах своей компетенции.

Применять меры федерального вмешательства следует лишь в крайних случаях, когда восстановление конституционной законности в субъекте Российской Федерации иным способом невозможно. Нельзя допускать использование института федерального вмешательства в целях, не связанных с его конституционным назначением, превращая его в один из способов политической борьбы.


 

Список использованной литературы

1. Белоглазо В.Г. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства // Конституционное и муниципальное право. - 2015.

2. Вяткин Е.В. Институт федерального вмешательства в системе конституционно-правовой ответственности. - М.: Юрист, - 2013.

3. Живолупов Ю.М. Федеральное вмешательство как механизм конституционно-правовой ответственности в системе вертикального разделения властей // Вестник СамГУ. - 2014.

4. Косенко Н.Н. Институт федерального вмешательства как форма конституционно-правовой ответственности федеральной власти. - М.: Городец, - 2012.

5. Ханалин В.А. Федеральное вмешательство: проблемы теории и правового регулирования // Законодательство и экономика. - 2015.


[1] См.: Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) // Российская газета 2020. 4 июля - № 144.

[2] Михайлова, М. Ю. Федеральное вмешательство в зарубежных странах: моногр. / М. Ю. Михайлова. – М.: МГИМО - Университет, 2005. – 191 с.

[3] Дядев А.Н. Законодательство о федеральном вмешательстве в дела субъектов федерации и опыт его применения. - М.: Статут, - 2011. - 430 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: