Аппарат понятий института федерального вмешательства




Р е ф е р а т

Семинарское занятие № 5

Тема «Процесс реализации федеративной ответственности»

 

Выполнил:

Студент группы 1КП2 1 курса

Направления подготовки 40.04.01

Юриспруденция

Довбня Руслан Васильевич

 

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Аппарат понятий института федерального вмешательства……...…...4

3. Как федеральное вмешательство реализуется в Российской Федерации…………………………………………………………………….7

4. Заключение………………………………………………………………….10

5. Список использованной литературы……………………………………11

Введение

Конституционное право не может адекватно развиваться и соответствовать современным задачам государственного строительства без совершенствования конституционных процедур, применяемых при разработке, реализации конституционно-правовых норм, а также при принуждении субъектов конституционных правоотношений к правомерному поведению.

Наиболее болезненными являются вопросы неисполнения законов Российской Федерации ее субъектами и необходимость разработки механизмов их ответственности за подобное неисполнение.

Как показывает практика государственно-правового развития России, договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Федерацией и ее субъектами, оправдывают себя в определенной степени, но далеко не всегда достигают поставленных целей. В условиях игнорирования властями ряда субъектов Федерации ее требований и законных интересов Федерация вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного, экономического и правового единства страны.

Обращение к мерам федерального принуждения вполне допустимо и является необходимым правовым инструментом в том случае, когда такие меры предварительно прописаны в конституционном законодательстве, и все субъекты федеративных правоотношений осведомлены о возможных инструментах правового воздействия.


 

Аппарат понятий института федерального вмешательства

В федеративных государствах существует специфический правовой институт – институт федерального вмешательства (или федеральной интервенции). Этот институт предполагает вмешательство федеральной власти в дела субъектов федерации, если это вызывается необходимостью:

1. привлечь к ответственности субъект федерации, представляющий его высшие органы государственной власти или высшее должностнее лицо за нарушение федеральной Конституции, другого федерального законодательства;

2. пресечь нарушения конституционной законности, при которых органы государственной власти субъекта федерации не в состоянии предотвратить или остановить самостоятельно из-за недостатка соответствующих ресурсов (например, при вторжении извне на территорию субъекта федерации вооруженных формирований или резкого обострения межэтнического конфликта);

3. оказать субъекту федерации ту или иную помощь, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, возникших вследствие природных катаклизмов.

Институт федерального вмешательства в той или иной форме известен всем федеративным государствам. Например, статья 37 Основного закона ФРГ гласит: “Если земля не выполняет федеральных обязательств, возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом, Федеральное правительство может с согласия бундесрата принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению этих обязательств в порядке принуждения со стороны Федерации”.

Согласно ст. 52 Союзной конституции Швейцарской Конфедерации, Союз (Федерация) защищает конституционный строй кантонов. “Он вмешивается, когда в кантоне этот строй нарушается или подвергается угрозе, а соответствующий кантон сам или с помощью других кантонов не может защититься”.

В общих чертах наметилось формирование института федерального вмешательства и в Российской Федерации, хотя ни в Конституции, ни в ином федеральном законодательстве термин “федеральное вмешательство” не употребляется.

Однако фактически в России действует целый ряд конституционно-правовых норм, которые в совокупности и составляют определенные, пусть и не все, основы института федерального вмешательства. Так, согласно ч. 4 ст. 78 федеральной Конституции РФ Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России[1], что само собой подразумевает право на вмешательство в дела субъектов Федерации, если на их территории создаются препятствия для осуществления указанных полномочий.

Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении”, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Научная разработка данного института получила отражение в целом ряде работ отечественных специалистов. Несмотря на очевидные достижения, многие принципиальные аспекты института федерального вмешательства остаются дискуссионными или неразработанными. Прежде всего, это касается исходного понятия “федеральное вмешательство”.

В литературе высказывалось мнение, что федеральное вмешательство всегда связано с чрезвычайными обстоятельствами. Так, ряд авторов утверждает, что федеральное вмешательство в дела субъектов федерации означает переход к чрезвычайным методам управления такими субъектами, особому режиму регулирования отношений между ними и Центром, что обычно выражается во временном изменении полномочий различных органов власти, разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации.

“Федеральное вмешательство, – пишет М.Ю. Михайлова, – это, прежде всего, особый метод управления субъектами федерации, объективно предполагающий на этот период полное изменение взаимоотношений федерального центра и этих субъектов. Этот метод включает в себя, в первую очередь, принуждение, часто оформляемое в виде силового решения возникших противоречий между федерацией и ее субъектами”[2].

Несомненно, федеральное вмешательство возможно и необходимо при нарушении в субъекте федерации конституционного строя, который может выражаться в многообразных формах (попытках насильственного изменения этого строя, захвате или присвоении власти, вооруженном мятеже, массовых беспорядках, террористических актах, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований и др.)[3]. И в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических и других подобных ситуаций, когда субъект или субъекты Федерации нуждаются в экстренной помощи федеральной власти. Тем не менее, заявленный некоторыми авторами так называемый “силовой подход” к пониманию института федерального вмешательства, сведение его к чрезвычайным обстоятельствам сужает действительное содержание указанного института и не соответствует действительности. На самом деле федеральное вмешательство вполне возможно и в обычных, не экстремальных условиях. Оно должно использоваться как крайнее средство и всякий раз, когда возникает необходимость в восстановлении нарушенной субъектом федерации, его высшими государственными органами и должностными лицами конституционной законности. Иногда одной угрозы федерального вмешательства достаточно для сохранения правовой ситуации, соответствующей действующему законодательству. Федеральное вмешательство необходимо также в случаях чрезвычайных природных катаклизмов, от которых пострадало население субъекта федерации и, когда сам регион не в состоянии собственными силами ликвидировать последствия этих катаклизмов.

Таким образом, Федеральное вмешательство – это режим осуществления федеральными органами государственной власти специальных мер принуждения по отношению к региональным органам государственной власти в порядке и пределах, определяемых федеральным законом, в случае совершения ими конституционных правонарушений или при угрозе наступления последних в целях охраны интересов населения, обеспечения государственного и правового единства государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: