Лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и новизна поэтического стиля.




ИСТОРИЯ РУССКОЙ

КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Слово о полку Игореве», его исторический и нравственный потенциал. Эпичес­кое и лирическое в «Слове». Сюжет и композиция.

Идея «Слова» – единение русских князей для защиты Руси от вражеских нападе­ний. Образная система памятника: изображение князей, природы, образ Русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с ораторской прозой, воинской повестью и народной эпической песней. Проблема автора «Слова».

 

Литература:

1. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост.
Н.К. Гудзий. 8 изд. М., 1973;

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы.
М., 1966;

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы.
М., 1982;

4. История русской литературы. В 4-х тт. Т.1. Л., 1980;

5. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси.
М., 1970;

6. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-XVII вв. Л., 1973.

 

2. Основные стили и жанры русской литературы XVIII века. Классицизм и сентимента­лизм.

Становление русского классицизма. Его основоположники – Кантемир, Тредиаков­ский, Ломоносов, Сумароков. Идеология и эстетика классицизма. Теоретические трактаты. Реформа языка и стихосложения. Жанры. Расцвет классицизма в творчестве Фонвизина, Крылова, Державина.

Сентиментализм, его идеология и эстетика. Карамзин как зачинатель сентимен­тальной повести и реформатор литературного языка.

 

Литература:

1. Русская литература XVIII века. Хрестоматия / Сост.
Г.П. Макогоненко. М.; Л., 1970;

2. История русской литературы. В 4 тт. Т.1.Л., 1980;

3. Лебедева О.Б. Русская литература XVIII в. М., 2001:

4. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1939 (переиздано – 1998)

5. Западов В.А. Русская литература XVIII века. 1700-1775.
М., 1979;

6. Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века. М., 1975.

7. Словарь русских писателей XVIII века. Вып.1. Л., 1988;

8. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1979;

9. Лотман Ю.В. Сотворение Карамзина. М., 1987.

 

Новаторство В.А. Жуковского в разработке жанров романтической элегии и баллады.

Жуковский как поэт «элегической школы» начала XIX века. Его поэтические нова­ции: принцип суггестии, лирический пейзаж («пейзаж души»), музыкальность стиха, мистические сюжеты. Жуковский как гений перевода и популяризатор в России вос­точной и европейской культур. Роль Жуковского как «учителя» Пушкина.

 

Литература:

1. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века. 1800-1830 годы. М.: Высшая школа. 2007.

2. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975;

3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1965;

4. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1975;

5. Янушкевич С.А. В мире Жуковского. М., 2006;

6. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. Пгр., 1918 (переиздано).

 

И.А. Крылов как создатель «русской басни». Характерность образов, сюжетов, поэтической речи.

Предшественники Крылова в жанре басни – Эзоп, Лафонтен, Сумароков. Крылов как новатор, создатель «русской басни» (Белинский). Изобразительность и театра­лизованность его басен. Басни-эпиграммы («Пестрые овцы», «Лев и мужик», «Ля­гушки, просящие царя», «Кукушка и петух» и др.). Язык (сочетание разговорно-афористической стихии, «русизмов», с элементами высокого стиля). Легкость сти­хотворного размера (вольный ямб).

 

Литература:

1. Серман И.С. Крылов-баснописец // И.А. Крылов. Проблемы творчества. Л.,1975;

2. Каимова О. Феномен Крылова – баснописца // Литература в школе. 1998, №6.

 

5. Драматургическое новаторство комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума». Новизна конфликта, характеров языка стиха.

«Горе от ума» как комедия классицизма и новаторское произведение. Раздвоен­ность конфликта и трагикомизм главного героя (незадачливый влюбленный и оди­нокий просветитель). Пушкин и Гончаров о Чацком. Грибоедовская Москва. Но­визна развязки. Преодоление традиционных амплуа. Язык (сочетание элементов ораторского, публицистического стиля с народно-афористической стихией), крыла­тые выражения. Стихотворный размер (вольный ямб) в его разговорном варианте.

 

Литература:

1. Пушкин А.С. Мысли о литературе. М.,1988;

2. Гончаров И.А. Мильон терзаний // А.С. Грибоедов в русской критике. Любое изда­ние;

3. Пиксанов Н.Н. Послесловие и комментарии //
А.С. Грибоедов. Горе от ума. М., 1987 (серия «Литературные памятники»);

4. Фомичев С.А. Национальное своеобразие «Горя от ума» // Русская литература. 1969, №2;

5. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М. 1983;

6. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драмати­ческого произведения.
М., 1988.

 

Лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и новизна поэтического стиля.

Принцип емкой изобразительности в лирике Пушкина. «Протеизм» поэта, «всеот­зывчивость» его поэтического стиля. Расширение диапазона литературного языка. Вольнолюбивая лирика, ее мотивы: милосердие власти, культ закона, осуждение тирании («Вольность», «Деревня», «К Плюсковой», «Стансы», «Анчар» и др.). Культ дружбы и женской красоты («Мой первый друг, мой друг бесценный!», «19 октября», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна»). Тема назначения поэзии («Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Философская лирика («Свободы сея­тель пустынный», «Демон», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»).

 

Литература:

1. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986;

2. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М., 1980;

3. Благой Д.Д. «Душа в заветной лире». Изд. 2-е. М., 1979.

 

7. Драматургия А.С. Пушкина Трагедийность конфликтов и лаконизм формы («Малень­кие трагедии», «Борис Годунов»).

Отражение в «Борисе Годунове» событий «смутного времени». Пушкин и Карам­зин. Трагедия совести царя Бориса и драма русского народа с его стихийной мятеж­ностью, безучастием и чувством совиновности (финал). «Борис Годунов» как на­родно-историческая трагедия, преодоление в ней традиций классицизма (отказ от «трех единств», новый слог и стихотворный размер, открытый финал).

«Маленькие трагедии». Использование «вечных» (архетипических) сюжетов. Ис­кусство емкой детали и подтекста. Принцип композиционной симметрии. Нравственный потенциал драматургии Пушкина.

 

Литература:

1. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). М., 1974;

2. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Т.2.
Таллинн, 1992;

3. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 14. Л., 1991;

4. Маркович В.М. Цикл «Маленькие трагедии» как исследовательская проблема // Поэтика русской литературы. М., 2006. С. 315-340.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: