Романтическая направленность ранней лирики А. Блока, мотивы мистических предчувствий и поиска сверхличного идеала. Идеализация женского образа, «игровой» тип лирического героя: «раб», «инок», «отрок», «рыцарь» («Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме»). Влияние поэзии и философских идей Вл. Соловьева: образ Вечной Женственности, идея двоемирия. Тенденция снижения женского идеала («Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», циклы «Снежная маска», «Фаина»). Роль символических образов.
Конфликт романтической мечты с реальностью. Кризис идеалистических воззрений А. Блока. Обращение к социальной тематике: темы города, «страшного мира», исторической судьбы России в циклах «Город», «Страшный мир», «Возмездие», «Родина», «На поле Куликовом». Внимание к общественной жизни и реальному миру. Усиление трагического в мироощущении поэта. Гражданские мотивы и вера героя в светлые начала жизни в цикле «Ямбы».
Поэма «Соловьиный сад» в творческих исканиях А. Блока. Соединение романтического восприятия с реалистическим. Поэтика сюжета. Идея несовместимости индивидуальной и социальной основ жизни. Двойственность лирического героя. Многозначность образа соловьиного сада.
Поэма «Двенадцать» как итог идейно-художественных исканий А. Блока. Основные темы поэмы: народ, революция, интеллигенция, судьба России. Двойственность авторской позиции в осмыслении революционной стихии. Поэтизация образа «мирового пожара» и развенчание «апостолов новой веры». Композиция и сюжет. Поэтика контрастов. Образ Христа в поэме. Гуманистическая позиция автора. «Двенадцать» в оценках критиков.
Литература:
1. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.
|
2. Жирмунский В.М. Поэзия А. Блока: Преодолевшие символизм. М., 1998.
3. Магомедова Д. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М., 1997.
4. Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь и творчество А. Блока.
Л., 1982.
5. Долгополов Л. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1980.
6. Минц З.Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т.92. Кн.1. М., 1980. C.98-172.
7. Теория и практика акмеизма (М. Кузмин,
Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.).
Акмеизм как поэтическая оппозиция символизму. Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий,
А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Статья М. Кузмина «О прекрасной ясности» как преддверие поэтической программы акмеистов: критика «туманности» символистов, принцип ясности («кларизм»). Манифесты нового направления в поэзии (Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»). Формирование новой эстетики и поэтики. Влияние философии идеализма, отказ от мистики, установка на «вещное» восприятие мира, открытие истин и источника творчества в земном существовании человека, четкость замысла, композиции, синтаксиса произведений. Экономность в средствах выразительности, утверждение ценности слова в его первичном значении, приверженность классическим жанрам в лирике. Разнородность акмеистического движения.
Двойственность художественного мировосприятия
М. Кузмина. Автобиографическая основа сборника «Сети», эволюция темы любви, композиция. Историческая действительность как декорация, «игра» стилями разных эпох. Противоречивость лирического героя. Основные темы, мотивы и образы в сборниках «Осенние озера», «Глиняные голубки».
|
Эволюция творчества Н. Гумилева: ранняя романтическая лирика, поэтизации сильной личности, тема открытий как способ познания и одухотворения жизни, трагические мотивы («Путь конквистадоров», «Романтические цветы»). Коллизия разрушения юношеских иллюзий, развитие темы творчества как самосожжения («Жемчуга»), как священнодействия («Чужое небо»). Патриотические мотивы в книге стихов «Колчан». Поздняя лирика (сборник «Огненный столп»). Литературно-критические статьи поэта («Письма о русской поэзии»).
Раннее творчество А. Ахматовой («Вечер», «Четки», «Белая стая»). Трактовка «вечных» тем любви, жизни и смерти. Особенности психологизма, сюжетность, функция детали, жеста, слова, диалога. «Игровой» тип героини, противоречивость в отношении к любви, судьбе и т. д. Эволюция образа лирической героини.
Сборник «Камень» О. Мандельштама как выражение мировоззрения поэта: положение о слове-идее (Логосе), натурфилософская трактовка свободы творчества, концепция культуры. Темы и мотивы ранней лирики: отречение от жизни, поэтизация уединенности, ощущение иллюзорности происходящего. Субъективно-ассоциативная структура образов. Значение образа камня.
Литература:
1. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М., 2001.
2. Панкеев И.А. Николай Гумилев. М., 1995.
3. Богомолов Н.А. Михаил Кузмин. Статьи и материалы. М., 1995.
4. Недоброво Н.В. Анна Ахматова. М.: МПИ, 1989.
5. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
6. Жирмунский В.М. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973.